Смекни!
smekni.com

Цели и задачи психологического консультирования (стр. 11 из 13)

Вопрос 45.

В заключение перечислим несколько важных принципов, которые следует учитывать в работе с умирающим человеком:

Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.

Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.

На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.

Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.

Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.

Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.

Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, – это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Kubler-Ross:

Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание дает возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.

Злоба. Она чаще всего выражается вопросами: «Почему я?», «Почему это случилось со мной?», «Почему меня не услышал Бог?» и т.п.

Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.

Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.

Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профессиональной катастрофой.

Вопрос№46
Категории насилия.
физическое насилие — преднамеренное манипулирование, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести; относятся не только побои, увечья, убийства, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;
-сексуальное насилие — преднамеренное манипулирование, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения одной стороной сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; относится не только сексуальное совращение изнасилование, инцест, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.;
-психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное) насилие — преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав), приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития, относятся угрозы, запугивание, оскорбление, унижение, ругань, вмешательство в личную жизнь;
-экономическое — запрещение работать/подрабатывать, лишение средств на повседневные нужды.
Закономерности и последствия насилия.
Считают, что человек после перенесенной психологической травмы проходит 3 стадии:
На первой стадии у человека происходит первая реакция – реакция отрицания. Он не может поверить, что это произошло с ним.
Вторая стадия обычно начинается в пределах 6 недель после события и длится до 6 месяцев: тревога нарастает, появляется жажда отмщения. Человек избегает ситуаций или мест, запускающих воспоминания о травме. Возможны «флешбеки» - вспышки пережитого в сознании. Появляются симптомы депрессии, потеря интереса к окружающему миру, слабость и постоянное чувство усталости, нарушение концентрации и рассеянность. Преследуют постоянные мысли о случившемся и о смерти.
Третья стадия возникает в пределах 6 месяцев и длится около полугода. Симптомы усугубляющейся депрессии, поглощенность чувством бессилия и боли, низкая самооценка и ощущение собственной никчемности, поглощающее чувство вины, потребность снять внутреннее напряжение с помощью алкоголя или психотропных средств.
Обида и злость быстро проходят. И на определенном этапе жертва насилия начинает анализировать происшедшее. Возникают мысли: «Почему именно со мной? Я не смог справиться. Я бы все отдал, чтобы этого не было». И на вопрос «почему» приходит ответ «я виноват в том, что произошло». Либо я слабак, либо я позволил это сделать, либо я себя неправильно вел. Он начинает анализировать, но у подростка например еще маленький жизненный опыт и он не может понять, что он просто попал не в то время, не в то место, так сложились обстоятельства, что он никому ничего плохого не сделал.
По сути, то, что произошло, это проблема того, кто совершил насилие. Это очень сложно осознать. И поэтому жертва винит себя, ей стыдно. Жертва приписывает свои мысли о себе другим. Раз я так думаю, и другие будут думать так.

Вопрос№47
Цикл насилия имеет три фазы:
Первая фаза: Возрастание
Обидчик все чаще готов негативно реагировать на напряжение. В быту появляются эпизоды грубого и эгоистичного отношения мужчины к женщине. Оба партнера пытаются уменьшить значение разногласий, женщина может стать более любящей, покорной, или же старается не попадаться обидчику на дороге, в зависимости оттого, в чем она видит возможность предотвращения столкновения. Нередко женщина приходит к выводу, что она не должна проявлять гнев. Обидчика воодушевляет эта пассивная покорность, и он не пытается себя контролировать. Женщины, которых на протяжении некоторого времени избивали, знают, что эти первоначальные мелкие инциденты насилия приведут к более тяжелым случаям. Тем не менее они зачастую приходят к выводу, что, возможно, заслужили подобное отношение и решают «больше постараться», в надежде своим поведением повлиять на поведение обидчика. Когда обидчик «взрывается», потерпевшая часто берет вину на себя, упрекая себя в том, что потеряла контроль над ситуацией.
Свой стремительно растущий гнев она может и не узнать или же будет не в состоянии его проявить. На этой фазе обидчик может испугаться того, что жертва бросит его. Этот страх усиливают попытки женщины избежать своего обидчика.
Мужчина-насильник становится все более эгоистичным, ревнивым и старается запугать женщину. Поскольку и обидчик и потерпевшая во время первой фазы ощущают возрастающее напряжение, обоим становится все труднее справиться с ним. Обе стороны начинают проявлять нервозность.
Утомленная непрерывным стрессом, она старается еще больше уйти в себя. Обидчик ищет в ней признаки гнева, ощущая их даже в том случае, если она пытается их отрицать. Каждый ее шаг истолковывается неправильно. Напряжение между ними становится невыносимым. Когда наступает момент неизбежности насилия, пара быстро вступает во вторую фазу совершения самого акта насилия.

Вторая фаза: Акт насилия
Вторая фаза представляет собой разрядку накопившегося напряжения. Отсутствие контроля и разрушительный эффект насилия отличают ее от имевших место в первой фазе физических обид меньшего масштаба. Вторая фаза самая короткая, она обычно длится от нескольких минут до нескольких часов. Во время этой фазы и обидчик и жертва приходят к выводу, что гнев обидчика не контролируем. Хотя обидчик все начинает с мыслью «нужно ее немного проучить» и прекращает, когда ему кажется, что она достаточно «укрощена», он нередко выясняет, что причинил жертве серьезные повреждения. В конце концов он и сам не понимает, как такое могло произойти. Совершенный во второй фазе акт насилия крайне редко бывает вызван поведением жертвы, поводом для насилия обычно служит какой-то внешний фактор или внутреннее состояние обидчика.
После завершения акта насилия обычно следует первоначальный шок, неверие и отрицание происшедшего. И обидчик и жертва ищут оправдание подобному акту насилия. Зачастую жертва насилия переживает 24 — 28-часовое эмоциональное расстройство, признаками которого является депрессия, чувство беспомощности и апатия. Избитые женщины часто обращаются за помощью лишь через 24 — 28 часов после совершенного акта насилия.
Третья фаза: медовый месяц, покой и «ухаживание»
Второй фазе характерна грубость, зато в третьей фазе происходит противоположное: обидчик чрезвычайно мил, добр, и его поведение свидетельствует об «осознании вины». Он понимает, что зашел слишком далеко, и пытается задобрить жертву. Эту фазу принимают обе стороны, однако именно этой фазой завершается виктимизация женщины, онa полностью становится жертвой.
Нa этой фазе обидчик старается непрерывно проявлять свою любовь. Он извиняется, обещает, что ничего подобного никогда больше не повторится, и просит у нее прощения. Обидчик искренне верит, что никогда больше не поднимет руку на женщину, которую он любит, и что с этого момента он сможет себя контролировать. В то же время он верит, что немного «проучил» свою вторую половину и что она впредь своим поведением не посмеет спровоцировать его на применение физической силы. Он оставляет впечатление действите