Смекни!
smekni.com

Цели и задачи психологического консультирования (стр. 12 из 13)

Он оставляет впечатление действительно раскаявшегося и способен убедить всех имеющих отношение к происшедшему, что его поведение изменится.
В третьей фазе обидчик обычно «осыпает» жертву подарками, цветами, сладостями, украшениями, хозяйственными товарами. В эту кампанию вовлекаются и другие близкие люди — члены семьи, друзья, только бы убедить женщину, что прекращение отношений не является правильным выходом. Вовлеченные в происшествие часто верят, что мужчина сожалеет о случившемся и готов измениться, что всему виной огромная нагрузка на работе или пьянство, что детям нужен отец, что обидчику нужна помощь жертвы, и жертва начинает брать на себя ответственность за любое наказание, которое может получить обидчик.
Во время этой фазы жертва видит часть своей мечты о чудесной, истинной любви. Женщина предпочитает верить тому, что партнеру больше свойственно любящее, нежели насильственное поведение.
В это время она может увидеть незащищенность и слабость мужчины. Женщина видит себя мостом к эмоциальной стабильности мужчины.
В подобной ситуации практически нереально надеяться на то, что обидчик станет обращаться за профессиональной помощью для изменения своего насильственного поведения. В большинстве случаев обидчик станет искать помощь только тогда, когда жертва бросит его и когда он сам придет к выводу, что обращение за психологической помощью убедит жертву вернуться.
Поскольку в третьей фазе встречаются все прекрасные или желательные стороны супружества или семейной жизни, в этой фазе жертве трудно решиться на поиски юридической защиты или прекращение отношений. Если женщина сомневается, уходить или нет от мужчины, ее обычно удерживает пережитое в третьей фазе любящее отношение, но не обиды первой или второй фазы.
Если женщина уже не раз пережила такие циклы насилия, она нередко в подсознании уверена, что жертвует собственным эмоциональным и физическим благополучием ради короткого мгновения наплыва любви во время третьей фазы. Понимание этого снижает ее самосознание, заставляет стыдиться и даже возненавидеть себя.
Трудно предвидеть продолжительность третьей фазы. Многие женщины признают, чтo характерные для первой фазы инциденты проявляются еще до того, как они начинают догадываться о завершении третьей фазы. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что в отдельных партнерских отношениях, основанных на длительном насилии, третья фаза полностью исчезает.

Вопрос№48
По результатам проведенной психологической диагностики жертв изнасиловании можно сделать следующие выводы. Сексуальное насилие является экстремальным жизненным событием, вызывающим у подавляющего большинства пострадавших посттравматическую стрессовую реакцию. У жертв "жестокого", внезапного насилия незнакомцем превалирует скорее обвинение собственного поведения и понижение ситуативных аспектов самооценки, чем обвинение своего характера и себя вообще. Жертва "узаконенного", например, супружеского, насилия часто продолжает оставаться в неблагоприятной ситуации и после травмы, что изменяет стрессовую реакцию, делает ее менее острой, но более продолжительной. У таких пострадавших сильнее выражено самообвинение, и поиск причин происшедшего ведется не во внешнем мире, а внутри себя.
Людям, перенесшим травматическое событие, требуется подтверждение своей значимости извне. Однако потребность в посторонней помощи немного по-разному ориентирована у жертв жестокого насилия и пострадавших от насилия знакомым. Первым требуется скорее конкретная, ситуативная помощь, связанная с научением справляться с травмирующим воспоминанием. Вторые ищут возможности более общих, диспозиционных личностных изменений.
Сексуальное насилие является комплексной проблемой, поэтому для психологов в этой области необходимо сотрудничество с различными социальными, медицинскими, правовыми структурами.
Женщины, подвергающиеся насилию, могут иметь следующие общие характеристики:
• Низкая самооценка
• Они верят во все мифы о насильственных отношениях
• Имеют очень традиционные представления о семье, роли женщины в семье и обществе, верят в «женское предназначение»
• Берут на себя ответственность за действия обидчика
• Страдают от чувства вины и отрицают свое чувство гнева к обидчику
• Имеют серьезные реакции на стресс и психосоматику
• Верят в то, что сексуальные отношения могут стабилизировать отношения в целом
• Уверены в том, что никто не может им помочь в разрешении проблемы насилия в семье.
Люди, подвергающие насилию своих близких, имеют так же сходные характеристики:
• Низкая самооценка
• Они верят во все мифы о насильственных отношениях
• Традиционны во всех взглядах на ведущую роль мужчины (взрослого по отношению к детям) в семье и обществе
• Обвиняют других в действиях, которые совершают сами
• Патологически ревнивы
• Представляют собой двойственную личность
• Часто используют агрессию в сексуальных отношениях с целью повышения самооценки
• Не осознают, что их агрессивное поведение может иметь серьезные последствия
-рекуррентное, постоянное и беспокоящее переживание травмы через неприятные воспоминания, сны, навязчивые действия и чувства как будто бы событие повторялось (перепроживание травмы, иллюзии, галлюцинации, flashbacks - внезапные, яркие и реалистичные, вспышкообразные возвращения травмирующих переживаний);
-постоянное избегание стимулов, которые напоминают о травме, например, пациент избегает мысли и чувства, ассоциирующиеся с травмой, избегает ситуации и сферы деятельности, которые пробуждают травматические воспоминания;
-психогенная амнезия
-снижение интереса к значимым видам деятельности (который присутствовал до того как травма произошла), например пациент проявляют заметно уменьшенный интерес в значимых сферах жизнедеятельности; они могут чувствовать отчужденность (отстраненность) от других людей; набор их реакций может быть ограничен ли они могут чувствовать отсутствие будущего; сужение спектра эмоций

-постоянные симптомы повышенного возбуждения, которое включает в себя раздражительность и вспышки гнева, проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность, неадекватное реагирование, они проявляют физиологическую реакцию на события или ситуации, которые отображают в символической форме или походят на травму
-расстройство вызывает значительный дистресс или дезадаптацию в социальной, профессиональной, и других важных областях жизнедеятельности

Вопрос№49
Когда консультант говорит с клиентом о его проблеме, он намеренно выводит его в позицию наблюдателя. Мы подразумеваем, что говорим о чем-то вне него, на что он и сам может посмотреть со стороны. Да и не только посмотреть, но и свою оставить ношу. Мы обращаемся к Наблюдателю в нем, мы находим источники проблемы в его детстве, когда он еще не был способен психологически защищать себя. Таким образом, мы максимально экстернализуем проблему, размещая ее и во времени его прошлого опыта и в пространстве ситуаций и действующих лиц. Мы это делаем для того, чтобы ему легче было осознать свое прошлое и, в конечном счете, освободиться от него.
Конечно, человек может и не принять предлагаемого решения его
проблемы. И у этой ситуации может быть двойственное значение: либо он
выбирает дальше жить с проблемой, которая, как он считает, отнимет у него
меньше сил, чем ее решение, либо он найдет другое решение. Но в любом
случае психолог уважает его выбор, понимая границы своей ответственности.
Психолог не может быть более ответственен за решение проблемы человека, чем
он сам ответственен за это.
Таким образом, цель психолога — снова и снова толковать проблему
человека и выводить из этих толкований все новые и новые действенные
следствия. Личность может измениться и сама по себе, но только после
решения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мы
претендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий,
нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. А
изменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора.
Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества,
ограничивая зону его ответственности — с одной стороны, но повышая уровень
его ответственности в границах этой зоны — с другой.
Психолог также должен сообщить о полной конфиденциальности
всего происходящего на сеансе, и что он не будет разглашать третьим лицам
полученные от клиента сведения. Предполагается, что клиент будет выполнять
данные ему рекомендации, в противном случае психолог не несет
ответственности за результат взаимодействия.
Если какие-либо данные психологом рекомендации оказались
трудновыполнимыми для клиента или возникли какие-либо обстоятельства,
мешающие их выполнению, то на следующем сеансе это является предметом
отдельной беседы.