Смекни!
smekni.com

Психология. Учебник для технических вузов, Дружинин В.Н. (стр. 21 из 125)

Особо выделяют так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего, Человек сознает, почему он ненавидит, гордится, дружит. Высшие чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (например, любовь к Родине). Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят на нравственные (моральные) и эстетические.

К нравственным чувствам относятся в первую очередь чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется чувством долга. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувстве вины, стыда и в угрызениях совести. К нравственным чувствам также относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку или животному.

Эстетические чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга. К этой группе относят и чувство юмора (чувство смешного). При этом, по выражению К. К. Платонова, юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету, а ирония за серьезной формулой скрывает шутку. И шутка, и ирония носят обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, в отличие от насмешки, и лишены горького смысла, присущего сарказму. Недаром Н. В. Гоголь характеризовал юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы, Чувство юмора может быть врожденным, но оно также является показа-

137

телем интеллектуального развития личности, ее культурного уровня. У англичан есть пословица: «Нельзя жениться на девушке, которая не смеется над тем, что смешно вам».

Вопросыдляповторения

1.Что такое эмоция, чем она отличается от чувства?

2.Какие функции выполняют эмоции в управлении поведением человека и животных?

3.Каково деление эмоций человека на виды по их характеристикам?

4.Какие объяснения механизмов возникновения эмоций выдвинуты учеными?

5.Какие способы управления своими эмоциями вы знаете?

6.Каким образом человек выражает свои чувства?

7.Что такое высшие чувства? На какие группы они делятся?

Рекомендуемаялитература

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. – М,: Изд-во МГУ, 1976. – 142 с.

Додонов Б. И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.

Изард К. Е. Психология эмоций. – СПб.; Питер, 1999. – 460 с. – (Мастера психологии).

Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 303 с.

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. – М.: Наука, 1975.

Симонов П. В, Что такое эмоция. – М.: Наука, 1966. – 85 с.

Субботин В. Е. Мотивация и эмоции // Современная психология; Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999. – 687 с. – С. 397-412. – (Справочники «ИНФРА-М»)

Глава 9

Мотивацияипсихическая регуляцияповедения

Краткоесодержаниеглавы

Понятиеомотивации. Определениемотивации. Феноменологическийиэкспериментальныйподходывизучениимотивации.

Решениепроблемымотивацииврамкахбихевиоризма. Принципгомеостаза. Закон эффекта. Рольпотребностииподкреплениявпроцессенаучения.

Психоаналитическиетеориимотивации. Основныеинстинктыпо 3. Фрейду. Сублимация. КонцепцииК. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Гуманистическиетеориимотивации. Экзистенциализмкакфилософскаяосновагуманистическойпсихологии. ПятьосновныхгруппмотивовчеловеческогоповеденияпоА. Маслоу.

Когнитивныетеориимотивации. Теориякогнитивногодиссонанса. Теориябаланса. Сценариииконтрфакты.

Мотивационныйконтрольдействий. Теорияфункциональнойсистемы. Планыиструктураповедения. Теориячетырехстадийдействия, или "модельРубикона». ТеориямотивационногоконтроляД. Хайленда. Основныеструктурныеблокиконтролядействия.

9.1. Понятиеомотивации

Если вы хотя бы раз пытались ответить на один из двух взаимосвязанных вопросов: «К чему стремится этот человек?» и «Насколько сильно он к этому стремится?» – вы волей или неволей занимались анализом мотивации поведения человека.

Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т. е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.

Представьте себя руководителем какой-нибудь организации, например торговой компании. Вы пришли на работу как всегда в 9.00. Секретарша сообщила вам, что вы приглашены на внеочередное собрание учредителей компании. Об этом вас письменно извещает председатель правления. Невольно в голову приходят мысли такого рода: «Почему они созвали внеочередное собрание? Почему приглашают меня против обыкновения?» Не успели вы как следует обдумать первую мотивационную загадку, как в 9.30 перед вами возникла другая: из отдела продаж поступила информация об отказе одного из крупных клиентов от возобновления контракта. Вы связываетесь с клиентом, пытаетесь узнать причины отказа, а в ответ слышите нечто уклончивое.

139

Мотивациясовокупностьпсихическихпроцессов, которыепридаютповедениюэнергетический импульсиобщуюнаправленность.

Через 15 минут в кабинет вошла ваша секретарша, принесла бумаги на подпись. Подняв на нее глаза, вы обнаружили на ее лице какое-то странное выражение: то ли радость, то ли скрытое ликование, то ли злорадство. Опять загадка! И это только за 45 минут рабочего времени. Очевидно, что от того, насколько правильными и точными окажутся ваши ответы на эти и другие подобные вопросы, зависит не только ваш успех как менеджера, но и процветание всей организации.

Необходимо отметить, что основные теории мотивации разработаны в двух, резко различающихся между собой методологических традициях. Бихевиористские и когнитивистские подходы являются строго экспериментальными, они построены в традициях естественнонаучного знания. Это означает, что каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выводятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории. В то же время подавляющее большинство психоаналитических и гуманистических концепций разрабатываются и применяются на практике (например, в психотерапии) без какой-либо экспериментальной проверки, что сближает их по методологии с религиозными и эзотерическими учениями. Поэтому они несут в себе чрезмерную долю субъективизма и умозрительности. Сторонники этого (так называемого феноменологического) подхода объясняют нежелание предпринимать экспериментальную проверку следствий своих теорий уникальностью психики человека как объекта исследования, необходимостью использовать приемы понимания, сопереживания, вчувствования и т. п. Против последнего, кстати, никто не возражает: понимание, сопереживание, вчувствование – это компоненты интуиции исследователя, работающего в области гуманитарного знания вообще. Но если мы хотим знать нечто достоверное о природе (в данном случае, о природе человека), необходимо дать природе «высказаться», ответить самой на наши вопросы, а не отвечать за нее. Умение точно ставить вопросы перед природой и предвидеть дальнейший ход «беседы» – это искусство интуиции, а вот умение и желание дать природе «высказаться» – это наука экспериментальной проверки теории.

Что касается экспериментальной традиции в изучении мотивации, то можно отметить, что все большую популярность среди исследователей приобретают когнитивные подходы к решению проблем мотивации: психологи пытаются все глубже понять, как связаны представления, знания человека о мире с его поведением. Несмотря на то, что когнитивистский подход грешит чрезмерным рационализмом (психологи много рассуждают о том, что происходит у человека «в голове», и совсем мало о том, что у него происходит «в сердце»), когнитивные теории мотивации привели к пониманию, что поведение человека может быть правильно интерпретировано, только когда мы рассматриваем взаимодействие личности и ситуации. Когнитивно ориентированные исследователи пересмотрели тезис бихевиоризма о возможности неограниченного внешнего (ситуативного) влияния на поведение человека. Они сумели взглянуть не только на его поведение, но и на то, что происходит в его психике. В то же время они сохранили строгость эксперимента, присущего бихевиоризму.

140

9.2. Решениепроблемымотивации врамкахбихевиоризма

Основой активности индивида, с точки зрения бихевиоризма, является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Здесь важно обратить внимание на то, что речь идет только о физиологических нуждах человека, которые по своему содержанию мало отличаются от потребностей животного. Основой любой активности человека, таким образом, можно считать потребности пить, есть, испытывать сексуальное удовлетворение, находиться в нормальных температурных условиях и т. д.