Смекни!
smekni.com

Психология. Учебник для технических вузов, Дружинин В.Н. (стр. 96 из 125)

Были выделены следующие характеристики состояний: уровневость, совпадающая с уровневостью организации человека, степень обобщенности (общие, особенные, индивидуальные характеристики). На основе анализа этих характеристик в общей структуре ПС были выделены три подструктуры. Первая подструктура, иерархическая, описывается характеристиками каждого из четырех основных уровней организации состояния: физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического. Вторая подструктура координационного характера раскрывает наличие в каждом из состояний субъективной (переживания самого человека) и объективной (данные исследователя или наблюдателя) сторон. Третью под-

471

структуру состояний образуют три группы характеристик: общие, особенные и индивидуальные, которые находятся между собой в отношении включения.

Соответственно, физиологический уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций. Психофизиологический уровень – вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах. Психологический – изменения психических функций и настроения человека. Характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии были объединены на социально-психологическом уровне (Ганзен В, А, Юрченко В. Н., 1981: 7). Предложенная авторами классификация стала реальным инструментом анализа ситуаций в практической деятельности психолога. Однако при этом надо помнить о существовании большого количества таких психических состояний, степень доминирования одного компонента в которых установить достаточно сложно, что может осложнить их классификацию. Примером является состояние фрустрации, имеющее эмоциональный и волевой компоненты, и вследствие этого потенциально относимое и к праксическим, и к мотивационным состояниям. В дальнейшем исследования показали, что «чистых» состояний не бывает: любое состояние – это многомерная система. В качестве примера системного описания конкретных психических состояний приводится описание стресса и утомления.

Подход к состояниям как динамической системе (например, состояние напряженности или утомления), позволяет выделять динамические, стабильные состояния, «установившиеся, и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию» (Ганзен В. А., 1984), Логическим продолжением исследований в этом направлении является изучение состояний с точки зрения концепции самоорганизации (синергетики). Развивая положение о переходных состояниях, А. О. Прохоров определяет такие состояния как неравновесные (Прохоров А. О., 1998; «Психические состояния», 2000). За точку отсчета изменений в динамике состояний им были приняты относительно равновесные состояния (состояния условно среднего оптимального уровня психической активности), характеризующиеся предсказуемым, взвешенным и контролируемым поведением, комфортностью переживаний, а также длительным периодом продуктивной деятельности. К ним Прохоров относит ПС спокойствия, эмпатии, сосредоточенности, заинтересованности и др.

Состояния, связанные с повышенной или пониженной психической активностью, были отнесены А. О. Прохоровым к неравновесным (неустойчивым) состояниям. С позиций системного подхода и концепции самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой. Одной из существенных особенностей неравновесных состояний является их низкая устойчивость во временном отрезке, которая исчезает в связи со стремлением системы к минимизации энергетических затрат собственной активности. Так как система не может долго находиться в неравновесном состоянии, она быстро продвигается к энергетическому истощению. Поэтому после фазы неустойчивости возможна оптимизация ПС и переход в относительно устойчивое состояние.

472

Неустойчивые состояния возникают, как правило, в особых условиях жизнедеятельности – в критические, напряженные, сложные или трудные периоды жизни человека и часто являются причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического для жизни и здоровья поведения. Управление этими состояниями представляет сложность для субъекта и затрудняет продуктивную деятельность. В повседневной жизни неравновесное состояние (например, психологический кризис) может быть вызвано разрывом привычной системы взаимоотношений, чрезвычайными обстоятельствами, невозможностью достижения поставленных целей, потерей близкого человека и др. Другим фактором, обусловливающим неравновесность ПС, могут быть противоречия между мотивами, потребностями, компонентами структуры «Я» (субличностями) и др. Эти противоречия, в которых затронуты наиболее значимые, «системообразующие» ценности личности, обусловливающие картину мира и образ жизни, как правило, переживаются глубоко и трудно. Неравновесные состояния, возникающие в подобных случаях, длятся очень долго, иногда – годами и сопровождаются соответствующим поведением. И только гармонизация мотивационной сферы, устранение в ней конфликтов путем целенаправленной перестройки значимых мотивов, переоценка ценностей, а также изменение отношений приводят к облегчению – изменению состояния (переходу от неравновесности к относительной устойчивости). Эти представления имеют большое значение для оптимизации неблагоприятных ПС, формирующихся в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Таким образом, основными функциями состояния являются интегративная и приспособительная (П. К. Анохин), регуляторная (А. Н. Леонтьев), организующая и дезорганизующая (М. Б. Арнольд и Дж. Гассон), функция замещения недостатка информации (Л. В, Симонов), ориентирование в среде (Н. И. Наенко), уравновешивающая (В. А. Ганзен, Ю. Б. Сосновикова, В. Н. Юрченко),

Диалектичность взаимосвязей между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, выражается в том, что психические процессы в определенных условиях могут рассматриваться как проявления состояния, а при частом повторении – как проявление свойств личности. То есть психические процессы, состояния и свойства личности различаются по признаку динамичности – первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны.

Эти положения задали личностио-регуляционное направление в исследовании ПС, в котором психические состояния изучаются как проявления черт личности. В основу этих исследований положен личностный принцип отечественной психологии, согласно которому психические процессы и состояния исследуются как процессы и состояния личности. Исследование личности в целом, по мнению многих авторов, позволяет не только определить, за счет чего достигается тот или иной уровень подготовленности оператора, но и описать механизмы его специфического, личностного включения в конкретную деятельность, присущую ему как личности. «Человек включается в деятельность как личность» – этот принцип, получивший развитие в трудах К. А. Абульхановой-Славской и Б. Ф. Ломова, определяет задачу изучения субъекта деятельности в процессе всестороннего развития личности (Ломов Б. Ф„ 1984).

473

Согласно такому определению, сущность ПФС определяется соотношением мотива, цели и результата деятельности и проявляется в реакциях физиологических систем, переживаниях и поведении человека. Поэтому ПФС выполняют побуждающую оценочную и активирующую функции и подчиняются принципу личностной регуляции (Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., 1983; Калин В. К., 1984; «Психология эмоций», 1984; Зейгарник Б. В., 1989; Чирков В. И., 1989; Дикая Л. Г., 1990; «Психология психических состояний», 1998).

Из зарубежных работ к этому направлению можно отнести трансакциональную концепцию эмоциональных состояний Р. Лазаруса (LasarusR. S., 1966; Лазарус Р., 1970;). Созданная сначала для описания эмоций, эта концепция впоследствии была расширена до интерпретации состояний. В значительной степени повлияв на теоретические подходы многих авторов, она занимает особое место среди теоретических подходов к исследованию состояния стресса.

В соответствии с этой концепцией состояние (на примере стресса) рассматривается как особая форма трансакций между двумя системами: личностью и окружением. Под требованиями окружения авторы понимают внешние события, к которым должен адаптироваться индивид и которые при отсутствии надлежащих действий ведут к негативным последствиям. Внутренние же требования составляют цели, ценности, обязанности и задачи, игнорирование которых также приводит к негативным последствиям. Центральным пунктом теории является положение о том, что интерпретация внешних воздействий и управление взаимодействием человека со средой основываются на когнитивных оценках ситуации: ее восприятии, осмыслении и выводах, основанных на этом восприятии и осмыслении.

В своей теории Лазарус различает три категории процессов оценки: первичные оценки, вторичные оценки и переоценки. Выделяются и три категории первичных оценок: иррелевантные, приятно-позитивные и стрессогенные. Стрессогенные оценки трансакций человека с внешней средой, в свою очередь, подразделяются на угрозу (threat), ущерб (harm/loss) и вызов (challenge). Оказалось, что физиологическая реакция стресса была наиболее выражена тогда, когда угроза непосредственно относилась к доминирующему мотиву. Если после первичного процесса оценки имеет место одна из стрессогенных трансакций – угроза, вызов или ущерб, инициируются стратегии преодоления, выбор которых также основывается на когнитивном процессе, так называемом вторичном процессе оценки. Переоценка возникает в результате изменения первоначальной оценки. Она основывается на новых признаках ситуации, на обратной связи относительно собственных реакций или последствий этих реакций, а также на переосмыслении ситуации. В результате ситуация может перестать быть для человека стрессогенной. От новых оценок как результата обратной связи Лазарус отличает так называемые защитные оценки, когда человек пытается справиться с угрозой с помощью психических защит, таких как отрицание или интеллектуализация. В результате этого ситуация, первоначально воспринимавшаяся как угрожающая, может быть расценена как нейтральная или даже как привлекательная. Защитная переоценка представляет собой группу форм выхода из состояния стресса.