Смекни!
smekni.com

Психологическая безопасность Соломина В П Шатрова О В (стр. 23 из 49)

Чертой характера человека, обусловленной особенностями его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов. Он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки.

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция. Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика исследования творческого воображения

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие). Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов деятельности меняется и отношение к предмету потребности. Чувства и эмоции – два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.