Смекни!
smekni.com

Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования (стр. 4 из 37)

Возникшая в 80-е годы XX века школа эколого-географических исследований современных ландшафтов, получившая впоследствии более краткое название школы экодиагностики территории, по существу, продолжила историческую линию создания комплексных географических характеристик отечественной территории – СССР и России. Эту школу, в известном смысле, можно рассматривать как продолжение, а может быть, и как логическое завершение этапа развития природоохранного направления, как перевод последнего в более широкое русло экологического осмысливания всего комплекса условий, существующих на Земле для жизни и хозяйственной деятельности человека. При этом, однако, основным стержнем эколого-географического анализа (экодиагностики) остается изучение природных свойств территории и тех их изменений, которые имеют наиболее важное экологическое значение и, следовательно, требуют проведения природоохранных мер. Отсюда, по-видимому, и возникает двойная трактовка выявленных на территории проблем: их называют экологическими и природоохранными.

Формирование школы экодиагностики является по существу ответом на «вызов времени», на ту волну всеобщего интереса к экологическому состоянию окружающей среды, которая в 70-80-е годы XX столетия охватила практически все науки. География, как наука, располагающая методами комплексной оценки сложнейших взаимосвязей, существующих на Земле и формирующих ландшафтную дифференциацию земной поверхности, оказалась наиболее близка к пониманию системной сущности экологических проблем, обладая при этом возможностями максимально точной привязки экологических показателей к конкретным территориям. Это и обеспечило успехи развития экологического направления в недрах географической науки [15, с. 61].

Фундаментальными задачами такого направления следует считать анализ причинно-следственных связей и факторов, обуславливающих возникновение и проявление экологических проблем и ситуаций на конкретных территориях (экодиагностика), а также определение тех реальных показателей, которые могут служить допустимыми пределами (границами) экологически безопасного хозяйственного использования и основой устойчивого развития территории на локальном, региональном и глобальном уровнях.

На самом первоначальном этапе своего развития школа эколого-географических исследований современных ландшафтов акцентировала внимание на разработке принципов географического прогнозирования природоохранных (экологических) проблем, как это было определено задачами Комплексной программы научно-технического прогресса страны.

Как писал Ю.Д. Дмитревский, «… географы, по существу, всегда анализировали на том или ином уровне экологические проблемы в их широком истинно географическом понимании» 94, с.74. Это действительно так, ведь систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми ими объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой».

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что географы с самых ранних времен занимались изучением не только взаимовлияния общества и природной среды, но и взаимодействия человека с другими средами (социальной и антропогенной).

Подводя итог краткому обзору научной деятельности отечественных географов, можно утверждать, что география всегда изучала проблемы взаимодействия природы и общества, основываясь на комплексном подходе.

1.2. Современные географические подходы к изучению процессов взаимодействия природы и общества

Среди конкретных наук, изучающих проблемы взаимодействия природы и общества, важное место занимает география . Это связано с тем, что, во-первых, географии органически присущ комплексный подход к познанию земного мира и во-вторых, география занимает пограничное положение между естественными и общественными науками. «Проблема взаимодействия общества и природы, как никогда ранее становится стержневой проблемой в географии …» [239, с. 5].

Комплексный характер географии проявляется в использовании в географическом исследовании таких методологических подходов как: естественно-географический, ресурсный, производственно-экологический, социально-демографический.

Естественно-географический подход

Глубочайшей причиной современных кризисных явлений выступает несоответствие целевых и ценностных форм техногенной эпохи. Диалектика техники имитирует превосходство человека над природой. Оно основано на способности людей видеть вещи не такими, каковы они в природном контексте и тем самым делать их нужными для своих целей [299]. Этот момент свойственен уже первым техническим продуктам, установившим границу между первобытным человеком и окружающим миром. Тем временем техника стимулировала постоянный рост человеческих потребностей, причем в первую очередь природных «потребностей». Это стало «одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире» [270, с. 17].

Процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека называется техногенезом.

При техногенезе происходит огромное по масштабам извлечение из окружающей среды, концентрация, перегруппировка и перемещение целого ряда химических элементов, их минеральных и органических соединений. Так, в результате горных и строительных работ ежегодно перемещается не менее 1 км3 горных пород, что соизмеримо с объемом горных пород, разрушаемых за год реками [178, с. 13]. Некоторые процессы, вызванные техногенной деятельностью людей, уже близки к природным. Однако в основном они чужды естественной среде и ранее не существовали в ней. На фоне происходящего природа, естественно, не остается безучастной. Она стремится самосохраниться, что следует соотносить со степенью ее устойчивости.

Когда мы говорим о пределах устойчивости природы, имеются в виду границы условий ее существования в функциональных и геоисторических диапазонах. Исходя из этого, в природной среде различают два вида техногенного воздействия – прямое и косвенное [172, с.279]. Первое из них осуществляется хозяйственными объектами при непосредственном их контакте с природной средой в процессе природопользования. Прямое воздействие обычно осуществляется параллельно функционированию таких объектов, а в территориальном плане его зона практически совпадает с зоной действия соответствующих хозяйственных систем. Косвенное техногенное воздействие проявляется опосредованно как результат цепной реакции, вызванной прямым воздействием на природную среду. Любые региональные нарушения в геосистемах неизбежно передаются на соседние территории. Мультипликационный эффект такой передачи в конечном счете приобретает глобальное геопространственное значение [299].

С началом промышленной революции рост техногенной нагрузки в развитии территориальных систем неуклонно увеличивается. Этапы техногенеза, выявленные наукой, свидетельствует о последовательной трансформации «точечных» участков в глобальное социально-экономическое пространство [250]. Все меньше остается естественных ландшафтов, все больше расширяются границы измененных и полностью преобразованных территорий. Этот процесс охватил уже практически всю планету и нарастает небывалыми темпами. Для него характерен экспоненциальный рост и ярко выраженная региональная дифференциация, обусловленная неравномерностью социально-экономического развития. Качественные различия здесь проявляются в том, что в развитых странах наибольшее влияние на окружающую среду оказывают прямые техногенные процессы, а в большинстве развивающихся, где раньше доминировало «доиндустриальное загрязнение» (обезлесение, опустынивание), теперь добавились новые факторы («трущобная урбанизация», массовый сброс загрязняющих производств из развитых стран, импорт запрещенных а западных государствах химикалиев и т.п.) [299].

Одним из ярких проявлений глобального техногенеза является массовое сведение лесов на планете. В зависимости от конкретных региональных условий действуют те или иные факторы, ведущие к исчезновению и деградации лесов. Одни из них присущи лишь развивающимся странам (перевыпас скота, практика подсечно-огневого земледелия и т.д.), в то время как в странах с развитой экономикой главным фактором деградации лесов является индустриальный фактор (заготовка деловой древесины, кислотные дожди и др.) [11, 92, 103, 126, 182].

Особую роль в современном мире играют тропические лесные формации. Известно, что лесной покров Земли – один из важнейших аккумуляторов живого вещества, активно взаимодействующий со всеми компонентами природы. Все эти функции наиболее ярко воплощаются в тропических лесах, которые являются наиболее сложной геосистемой. Многие ученые утверждают, что тропический лес невозобновим и невосполним. Лесные формации тропиков признаются также центром эволюционной активности на Земле и огромной сферой потенциальных человеческих познаний. Между тем уже сейчас пояса влажных экваториальных и тропических лесов на земном шаре больше нет! Он распался на отдельные массивы, главные из которых находятся в бассейнах рек Амазонки и Конго.

Итак, массовое сведение экваториальных и тропических лесов – один из наиболее красноречивых показателей при характеристике техногенеза. Менее впечатляющую, но объективную картину динамики техногенеза дает анализ изменений в мировом землепользовании. Практически во всех странах мира увеличиваются площади застроенных земель, расширяются техногенные территории. Важный аспект в характеристике техногенеза представляют оценки выбросов в атмосферу химических соединений (в первую очередь оксида углерода - угарного газа и диоксида углерода). Поскольку эти соединения образуются в основном в результате сжигания топлива, то объем их выбросов теснейшим образом коррелируется с уровнем индустриального развития стран. Среди других показателей можно отметить сокращение биологического разнообразия [43, 92, 146, 148, 149, 170].