Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 12 из 30)

В решениях XIII партийной конференции, в постановлении «Об очередных задачах партийного строительств» выдвигается идея поддержки «пролетарской общественности» и превращения всех добровольных обществ в звенья политической системы государства диктатуры пролетариата. Эта идея постепенно становится ведущей в отношении советского государства к общественным организациям. Поддержка оказывается тем объединениям, действующим в рамках нового советской идеологии, членами которых являются трудящиеся массы. Именно такого сорта организации государство поддерживает, и постепенно они превращаются из добровольных в псевдообщественные объединения трудящихся.

Партийные документы тех лет свидетельствуют об ориентации Коммунистической партии на приоритетное развитие массовых общественных объединений, работающих в тесном контакте с государственными и партийными органами. В частности, такие массовые организации, как «Долой неграмотность», «Друг детей», «Друзей радио» находили всемерную поддержку со стороны партийных органов, что делало их успехи наиболее весомыми.

Так, общество «Долой неграмотность», целями которого была быстрейшая ликвидация неграмотности среди взрослого населения страны, возникло фактически по инициативе государства. Привлекая к своей работе широкие слои населения, эта организация, которая имеющая всероссийский масштаб, в то же время опиралась на поддержку профсоюзов, которые изначально были «государственной» общественной структурой. Кроме того, расходы на реализацию программ общества постепенно включаются в местные бюджеты, что еще раз подчеркивает уровень влияния советской власти на деятельность формально независимых от государства структур.

Возникновение общества «Друг детей» также было проинициировано органами власти. В годы гражданской войны принимались отчаянные меры по сокращению беспризорности среди детей, было начато создание социально -правовой защиты детей. В 1919 г. СНК РСФСР образовал Всероссийский совет защиты детей. Отделы народного образования по окончании гражданской войны были привлечены к созданию сети детских учреждений, организации быта и досуга детей, ликвидации безработицы среди подростков. Были созданы такие государственные структуры, как Комиссия по улучшению жизни детей, детская социальная инспекция. Но для более широкого подхода к решению социальных проблем детей и подростков по инициативе общественности стали создаваться добровольные организации, которые решали задачи в рамках государственной политики того времени по ликвидации беспризорности, неграмотности, материального обеспечения детей.. Общество «Друг детей» активно включилось в решение задач, постановку которых осуществляли, как правило, партийные органы. Значение этого общества для улучшения положения детей в советской России весьма значительно, но подчеркнем еще раз то, что это общество всячески поддерживалось партийными и государственными органами и выполняло хотя и благородную задачу, но идеологически очерченную органами советской власти.

Таким образом, постепенно общественные добровольные объединения становятся частью государственной системы управления. В результате отвергается негосударственная, благотворительная система организации социальной помощи. Государство выступает единственным возможным «благотворителем». Однако, не имея на; эту деятельность достаточных ресурсов (как в первые годы советской власти, так и в последующие десятилетия), государство берет на себя непосильную ношу, оно не способно решить всех социальных задач общества в полной мере.

Переходу благотворительных общественных, организаций под эгиду государства способствовало появление ряда новых органов управления. Например, в 1917 г. создается Народный Комиссариат государственного призрения, в январе 1918 г. упраздняется Всероссийское Попечительство по охране материнства и детства, в январе 1918 г. упразднен отдел призрения несовершеннолетних, который переходит в ведение Народного Комиссариата государственного призрения. В апреле 1918 г. Народный Комиссариат государственного призрения переименовывается в Народный Комиссариат социального обеспечения.[7, с. 156].

В начале 20-х годов Народный Комиссариат социального обеспечения делится на ряд отделов, которые соответствуют основным направлениям социальной работы того времени: отдел охраны материнства и младенчества, отдел детских домов, отдел по обеспечению малолетних преступников, медицинский отдел, отдел пенсий и пособий, подотдел пайка для семей пострадавших на войне, отдел увечных воинов,

Несмотря на ужесточение идеологического контроля со стороны государства, в развитии общественного движения в России происходит в 20-е годы рост числа этих организаций. По данным НКВД, в 1924 году подобных организаций было по всей стране 545, а в 1928 году - 4480 общественных организаций, среди которых - общества помощи и взаимопомощи, культурно-просветительные, художественные и др.[82, с. 14]. В то же время, наиболее типичными в этот период становятся организации, занимающиеся массовой работой связанные с властными структурами и проводящие политику коммунистической партии.

С середины 20-х годов характерной чертой становится активное использование общественных организаций в государственных и идеологических целях. Понятие «массовой общественной организации» связывается с организациями, созданными по инициативе коммунистической партии, а состав этих организаций исчисляется миллионами членов, вступающих в нее коллективно и, как правило, принудительно. По инициативе различных групп общественности под контролем государства производились сборы с целью помощи жертвам стихийных бедствий, жертвам массовых заболеваний, помощь испанским республиканцам, участникам» освободительных движений и т.п.

В конце 20-х годов (1928 - 1929 гг.) начинаются организационные действия властей по закрытию общественных и благотворительных организаций как не отвечающих идеологическим установкам советского государства. Термин «благотворительность» получает уничижительный оттенок, а государство декларируется как единственная система, способная обеспечить всем социальные гарантии.

В 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли». Это положение отказывало в праве существования обществам, если их задачи, цели и методы работы признавались противоречащими интересам строительства социализма. Все объединения, кроме массовых общественных организаций типа «Друг детей», «Долой неграмотность» и т.п., находившиеся под непосредственным контролем партийных органов, должны были в шестимесячный срок пройти перерегистрацию. В постановлении «О порядке утверждения и. ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» (1930 г.) выделена особая роль государственных и партийных органов в руководстве общественными организациями.[81, с.76].

Необходимость идеологического единомыслия вызывает в этот период к жизни различные системы контроля над деятельностью общественных организаций. Контроль над добровольными обществами стал функцией ВЦИК и других исполнительных органов советской власти. Контроль осуществлялся и со стороны НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Система контроля была направлена не только на наблюдение за уже действующими организациями, но и на пресечение создания нежелательных учреждений. Например, в эти годы были отклонены прошения о регистрации таких обществ, как «Вольное содружество духовных течений», «Армия спасения», «Еврейское общество по охране здоровья еврейского населения» и др.

Причиной отказа в регистрации вновь создаваемых организаций чаще всего служил неприемлемые для советской власти социальный состав (интеллигенция, выходцы из так называемых эксплуататорских классов), цели деятельности организаций и разнообразные противоречия законам Советской власти, найденные в Уставах как вновь регистрирующихся организаций, так и уже существующих. Многочисленными были случаи отказа по формальным соображениям, что демонстрирует общую подозрительность властей по отношению к проявлению гражданской самодеятельности и общественной благотворительности.

Особым гонениям подверглись организации религиозного характера, даже если их цели были направлены на решение социальных задач. В 1925 году было создано общество «Союз безбожников» (переименованное позже в «Союз воинствующих безбожников»). Это означало, что атеистическая пропаганда получила новый импульс. Этому обществу со стороны государства предоставлялись большие финансовые дотации на издательскую деятельность. Однако публично объявлялось, что «Союз безбожников» существует исключительно на доходы от издательской деятельности и добровольные взносы [81]. Под эгидой этой организации действовало около 35 тыс. первичных ячеек, объединявших более 2 млн. человек. В 1929 г. выходит постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Этим постановлением религиозным объединениям была запрещена благотворительная деятельность, организация каких-либо групп, кружков. С 1930 года статистика по вопросам деятельности религиозных организаций становится закрытой, а данные исчезают из печати, поскольку проявления религиозности считается несовместимым и с советской властью.

Одновременно идет волна разрушения культовых сооружений, в результате, например, в Москве из существовавших в 1917 г. 848 храмов (в том числе 764 православных) к середине 80-х годов остается 67 храмов [162, с.32].

Период, начиная с 1932 года и до 80-х г. прошлого века, до нового всплеска благотворительности в России, можно назвать периодом застоя в общественной самодеятельности граждан, в организации благотворительной деятельности. Нерешённых, социальных проблем не существовало в государстве, хотя у последнего далеко не всегда находились средства на социальную защиту населения. Начиная с 1932 г. происходит значительная бюрократизация не только самих общественных организаций, но и контролирующих их органов. И хотя многие из них формально существовали до конца 30-х годов, но их деятельность постепенно угасала. Сталинские репрессии совершенно парализовали какие-либо проявления гражданской инициативы.