Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 15 из 30)

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, более детально регламентировавшим порядок регистрации благотворительных организаций, новый Закон существенно упрощает процедуру регистрации, разрешая создание благотворительной организации с юридическим адресом по месту жительства гражданина (как правило, одного из учредителей).

Не претерпел существенных изменений и порядок формирования органов управления благотворительной организации. Как и ранее, система органов управления определяется учредителями и закрепляется в уставе организации.

Важно отметить положение статьи 12 Закона, в силу которого предусматривается. возможность осуществления деятельности благотворительных организации, направленной на привлечения ресурсов, также сохранение возможности получения доходов от внереализационных операций.

В настоящее время данный закон является единственным нормативно-правовым документом, регулирующим благотворительную деятельность в России, хотя он имеет много недостатков.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы.

С развитием капитализма, усложнением общественной жизни, появлением новых социально-экономических и культурных потребностей, изменениями в общественном сознании наблюдается заметное увеличение масштабов благотворительной деятельности в России. К началу XX века в стране действовала разветвленная сеть государственных, общественных, частных и церковных благотворительных учреждений, насчитывающая свыше 11 тысяч благотворительных обществ и заведений. Слабое развитие государственного призрения в России определило преобладание частной благотворительности, которая, представляя самостоятельное течение в благотворительном движении, в то же время в значительной мере обеспечивала и деятельность официальных благотворительных ведомств, городских и земских органов, церковно-приходских попечительств по оказанию помощи нуждающимся.

Получив официальное признание в 60-е годы, частная благотворительность, представленная деятельностью, как отдельных лиц, так и добровольных обществ, переживало на рубеже ХГХ-ХХ вв. наибольший, размах, отмечаемый в русле общего небывалого подъема легальной общественной деятельности в России. Отмеченный взлет российской благотворительности в конце XIX века был связан с расцветом предпринимательства в России. Именно купцы и промышленники нового поколения, занявшие ведущие позиции в экономике страны и сосредоточившие в своих руках, финансовую мощь, делали наиболее значительные пожертвования на различные общественные нужды, обеспечивая финансовую сторону филантропической деятельности.

Социокультурная специфика благотворительности в дореволюционной России, которая выражалась, прежде всего, в разработке нормативно-правовых основ осуществления благотворительности, как государственными структурами, так и частными лицами; появлении новых принципов социальной помощи, ( в частности, децентрализацией социального призрения и обеспечения, индивидуализацией помощи т.п. ); повышением общественной роли благотворительности в культурной жизни страны и др.

Традиции российской благотворительности оказались нарушены после Октябрьской революции, но социалистическое государство, отменив частную собственность и сосредоточив в своих руках механизм перераспределения средств, сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от массового нищенства и безработицы, наладить систему социальной помощи населению.

Имея общий контекст возникновения и развития, благотворительность, наряду с благотворительной деятельностью, может рассматриваться и как социокультурное явление.

Глава 2. Генезис основных форм и направлений благотворительности в регионе (на примере Алтайского края) § 2Л.Основные особенности развития благотворительности в

Алтайском крае

При изучении российской благотворительности большое значение имеет ее региональный аспект, т.к... это позволяет полнее представить размеры благотворительности в масштабах всей страны и выявить ее особенные черты, обусловленные социальным и экономическим развитием региона.

В историческом развитии Алтая наряду с общемировыми, общероссийскими тенденциями появились и специфические черты, порожденные демографическими, географическими, кочевыми, национальными, религиозными и духовными особенностями.

Во второй половине XIX — - начале XX в. Алтай входил в Томскую губернию, занимая всю ее центральную и южную части. Это уезды (до 1898 г. - округа) Барнаульский, Бийский, Кузнецкий и 5 волостей Томского округа (Кайлинская, Кривощековская, Ояшинская, Тутальская, Чаусская). В 1894 г. был разукрупнен Бийский округ и образован дополнительный новый — Змеиногорский с центром в с. Змеиногорском.

Сибирь всегда представляла собой таинственную для европейцев и жителей центральной России область. Но с 1860-х годов это отношение изменилось, т. к. в Сибири стали появляться независимые организации, которые охватывали все стороны общественной жизни — образование, науку, искусство, благотворительность, сельское хозяйство и т.д. В них объединялись люди самых разных профессий, сословий, возрастов. Ими двигало желание защитить свои гражданские интересы, внести свою лепту в реформирование общества, от которого так быстро отказалось государство.

«Предпосылки для создания общественных самодеятельных объединений в Сибири складывались в течение длительного времени. Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. затронула все стороны жизни общества, внесла изменения в его потребности и способы их удовлетворения. В это время в России происходит активизация провинции. В 1850-60-е гг. в моду вошли литературные вечера, воскресные школы, поддержка различных просветительских инициатив, местной печати; происходит накопление творческих сил, которые широко развернулись в конце XIX - начале XX в.

Проведение железнодорожной магистрали, связавшей сибирские города с важнейшими экономическими и культурными центрами страны, приток переселенцев, рост промышленности, повышение активности населения и влияние образованных политических ссылок - все это сказалось на общественной и культурной жизни Сибири» [140, с.5].

С конца 1850-х гг. в Сибири стали входить в моду музыкально-литературные и литературно - разговорные вечера. Вечера были не только оригинальной формой организации досуга и общения, но и способом сбора средств на общественные нужды, т. е. содержание школ, больниц, учреждение новых организаций. Нужно отметить, что в этот период в Сибири вообще и в Алтайском крае в частности существовали в основном только благотворительные общества.

С начала 1880-х гг., на волне общероссийского подъема, в регионе начинают появляться первые признаки пробуждения гражданской инициативы — общественные формирования. По мнению Е.А Дегальцевой, [58, с. 29, 30.] можно выделить несколько типов формирования частной общественной инициативы:

• филантропические (благотворительные общества, в том числе и религиозной направленности - отделы Императорского православного палестинского общества, римско-католические, лютеранские, мусульманские общества; организации поддержки различных отраслей хозяйства, помощи и взаимопомощи учащихся отдельных учебных заведений, сибиряков, учащихся высших учебных заведений, лиц, освобожденных из мест заключения, общества трезвости, женские организации и др.);

• просветительные (общества попечения о начальном образовании, распространения просвещения, общества содействия физическому развитию, общества содействия устройства лекций, библиотек, курсов, классов и т. д.);

• краеведческие (местные отделения Общества изучения Сибири и улучшения её быта, общества любителей исследования Алтая, отдел и подотдел ИРГО, общества изучения городского и земского дела и др.);

• научные (юридические, технические, педагогические общества, общества естествоиспытателей и др.);

• в сфере искусства (литературно — музыкально — драматические, любителей художеств, хоровые и др.)

• спортивные (охотничьи, туристические, гимнастические, атлетические, охотников конского бега и скачек и др.);

• профессиональные (выросшие из обществ взаимопомощи учителей, врачей, инженеров, приказчиков, пожарных и др.);

• сельскохозяйственные (отделы Московского общества сельского хозяйства (МОСХ), общества пчеловодства, рыболовства, птицеводства, покровительства животным, садоводства и др.).

Первыми в Западной Сибири оформляются по указанию правительства благотворительные организации тюремного ведомства.

Личная инициатива частных лиц в этой сфере обнаруживает себя уже с начала XIX в., однако оформление общественных организаций приходится на 1860-е гг. Мысль об учреждении благотворительных обществ в исследуемом регионе высказывал еще М. М. Сперанский в 20-е гг. XIX в.

Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в начале XX века стало антиалкогольное движение, оформившееся в виде попечительства о народной трезвости и действовавшее в Сибири около 20 лет. Эти организации создавались Министерством финансов по уставу, утвержденному в 1894 г.

Большое внимание борьбе с пьянством уделяла и церковная благотворительность. В Западной Сибири в 1911г. функционировало около 50 обществ трезвости, и только два из них являлись «гражданскими».[58, с.172.].

В данный период, после реформ 60-70-годов, в России, начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций. На основе анализа архивных документов, а также изученной дореволюционной литературы по Алтайскому краю было выявлено, что эта же тенденция была характерна и для Алтайского края. Но наряду с общероссийскими тенденциями развития общественного призрения в Алтайском крае существовали свои особенности становления и функционирования различных обществ.