Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 18 из 30)

1.Учет военноувечных.

2.Юридическая помощь.

3.Медицинская помощь с указанием отдельно расходов на физиотерапевтические, санаторно-курортные, психиатрические учреждения, учреждения для неизлечимых больных.

4. Врачебно-техническая помощь с указанием отдельно расходов на починочные и протезные мастерские.

5. Учебная помощь с указанием отдельно расходов по общеобразовательным и профессиональным курсам с мастерскими и общежитиями.

6. Трудовая помощь, с указанием отдельно расходов по снабжению военноувечных материалами, орудиями производства, оборотным капиталом, по организации артелей, бирж труда.

7. Осведомительные меры с указанием отдельно расходов на печать.

8. Организационные расходы с полным их перечислением.[236].

В связи с этим 14 апреля 1918 года был образован Союз увечных воинов Алтайской губернии. Цели Союза состояли в содействии улучшению материального, правового и культурного положения увечных воинов и их семей. В его состав входили Барнаульский, Бийский и Змеиногорский уезды, десять волостных и четыре сельских союза увечных воинов. Количество инвалидов достигало 15 тыс. человек. Все средства Союза, исчисляемые цифрой в сумме 54288 рублей, были получены из добровольных взносов. За все время своего существования Союз не получал от казны ни одной копейки. На данные средства Союз существовал десять месяцев и осуществлял следующую деятельность: оказывал крупную поддержку местному лазарету, выдавал на содержание сирот воинов 6084 рубля 14 копеек и, кроме этого, открыл оборудованные сапожную и слесарную мастерскую. В Союзе ежедневно питалось и находило себе временный приют 5-10 человек [240].

14 апреля 1919 года вышло новое постановление Совета Министров об утверждении положения о призрении увечных воинов. Согласно этому постановлению призрение увечных воинов; осуществлялось за счет государства и заключалось в выдаче военнувечным и их семьям пенсий и пособий, а также в содержании нетрудоспособных в инвалидных домах и иных учреждениях общественного призрения, в снабжении протезами, в лечении в специальных лечебницах, на курортах и в санаториях, в организации и содержании учебных мастерских для увечных и в содержании беспризорных детей - инвалидов в учреждениях общественного призрения . [216].

Традиционно, как и во многих городах России, в Алтайском крае существовал комитет Российского общества Красного Креста. Барнаульский комитет был организован 16 апреля 1877 г. Барнаульский отдел Российского общества Красного Креста распространял свою деятельность на всю территорию Алтайского округа, создавая местные отделения.. Основная деятельность — это сбор пожертвований, организация госпиталей, лазаретов, отправка одежды, продовольствия, медикаментов в действующую армию, подготовка сестер милосердия, выдача пособий для раненых воинов и т. д. Прекратил свою деятельность комитет в апреле-мае 1918 года. [217].

В России в начале XIX века был создан Комитет Ее Императорского Величия Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию помощи пострадавшим от военных бедствий. Почти во всех городах существовали отделения от этого Комитета. В г. Барнауле подобное отделение было открыто 8 декабря 1915 года. В Комитете работали 24 человека. Деятельность отделения заключалась в следующем: содержание учебной слесарной мастерской для беженцев, снабжение одеждой и обувью, выдача пособий, открытие школы для детей беженцев и приюта для детей-сирот беженцев, некоторым выдавались ссуды на приобретение орудия труда. [235].

Рассказывая об истории общественного призрения на Алтае в конце XIX-начале XX веков, нельзя не отметить еще один интересный момент. Помимо государственных и общественных организаций и учреждений, в г. Барнауле в начале XX века существовали различные мероприятия, целью которых было также призреть нуждающиеся слои населения. Один факт из истории.

Представьте солнечный майский день, старый, начала века, Барнаул в зелени трав и деревьев, разномастную публику на улицах и необычно большое число нарядных продавщиц с корзинами белых искусственных цветов (ромашки) и запечатанными кружками на груди. Вот встречный прохожий опускает в прорезь кружки пятачок, продавщица прикалывает ему на грудь цветок, взаимные улыбки, добрые слова, и каждый продолжает свой путь. Число людей с белым цветком на груди все прибавляется, это создает картину праздника.

Примерно так проходил в г. Барнауле 20 мая 1911 г. День белого цветка. До революции такие дни проводились в России ежегодно в апреле-мае с целью сбора средств в помощь больным чахоткой и на борьбу с этой страшной болезнью.

Газета "Жизнь Алтая" рассказывает о некоторых подробностях Дня белого цветка. Цветы были заранее доставлены из Санкт-Петербурга. В продаже их пожелали участвовать, 50 дам. Накануне они поделили, по жребию, город на участки. Торговля цветами шла бойко, без принуждения, с шутками-прибаутками.

В этот день было продано цветов на 1998 руб; 5 коп. Нетрудно посчитать, что если один цветок стоил 5 коп, то купили их около 40 тыс. чел. А вг. Барнауле тогда проживало чуть более 61 тыс. чел.

В 1912 г. таким путем было собрано 1233 руб., в 1913г. -1537 руб. Конечно, этих сумм было маловато, чтобы решить проблему борьбы с чахоткой, но и преуменьшать их значение в деле помощи малообеспеченным больным людям (а о них и была главная забота) не следует. Не менее важно и то, что это доброе дело объединяло людей всех сословий

С 1917 года деятельность всех общественных организаций г. Барнаула стала более жестко контролироваться со стороны государства, которое опасалось за государственную безопасность. Поэтому 28 июля 1917 года постановлением Верховного Правительства выходит распоряжение об ужесточении мер в отношении общественных объединений [210].

В октябре 1917 года была организована Комиссия Общественного Призрения под председательством члена управы С. Т. Таракановой. Работа была распределена по секциям:

1) городское Попечительство о семьях запасных,

2) богадельни,

3) приюты,

4) комиссия увечных воинов.

Комиссия работала 2-3 месяца, после большевистского переворота председателем стал заведующий Городским народным хозяйством Ковалев. В связи с этим был принят новый план работы:

1. Обследование призреваемых в богадельнях (обеспеченные и трудоспособные призреваемые должны были покинуть богадельню).

2. Соединение всех призреваемых заведений в одно целое, поэтому был создан Губернский комитет Общественного Призрения при Совете.

После июньского переворота и распада губернского Комитета общественного призрения благотворительные учреждения, находящиеся в городе, перешли в ведение земского и городского самоуправления. После этого губернскому земству отошли два детских приюта:

1.Приют сирот воинов, основанный Алтайским дамским комитетом и преобразованный в приют круглых сирот.

2.Приют детей беженцев [219].

В ведении городского самоуправления остались приют подкидышей, переименованный в приют младенцев и богадельня. К городскому самоуправлению должны были отойти еще два приюта, содержащиеся частными обществами: Мариинский приют для девочек, содержащийся на средства, изыскиваемые его попечителями, и приют-колония для мальчиков, который содержался благотворительным обществом. Но городское самоуправление, находящееся в крайне тяжелом финансовом положении, от принятия этих приютов в свое ведение воздержалось. В г. Барнауле был еще один приют для детей переселенцев, который содержался на средства Министерства земледелия и колонизации [237].

Таким образом, благотворительные учреждения г. Барнаула по характеру их деятельности делились:

- на призревающих престарелых (городская богадельня, рассчитанная на 140 человек);

- на призревающих престарелых (городская богадельня, рассчитанная на 140 человек);

- на призревающих детей (приют младенцев, Мариинский приют, приют-колония благотворительного общества).

Из анализа архивных документов видно, что положение перечисленных выше учреждений, было крайне тяжелым, т.. к. средств на содержание благотворительных заведений, перешедших в ведение советской власти, не было[243].

В заключение следует отметить, что история общественного призрения на Алтае имеет богатый исторический опыт для социальной работы как в Алтайском крае, так и по стране в целом.

Данный анализ общественного призрения как вида социальной деятельности является попыткой обобщения наиболее актуальных материалов об организации, финансировании: деятельности различных социальных организаций в Алтайском крае, об изучении проблем социального призрения, благотворительности и меценатства.

Таким образом, можно предположить, что в конце XIX- начале XX веков в Алтайском крае складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия различных потоков в благотворительном движении (государственной, общественной и частной благотворительности), появляются новые формы, направления благотворительной деятельности.

Сибирь в рассматриваемый период в экономическом смысле была колонией Европейской России. Здесь отсутствовало помещичье землевладение, имелась лишь незначительная прослойка дворян, являвшихся «культурным слоем», не было земских учреждений, количество образовательных и культурно- просветительных учреждений было очень невелико.