Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 24 из 30)

Таким образом, наряду с общероссийскими тенденциями развития общественного призрения, в Алтайском крае существовали свои особенности становления и функционирования различных обществ. Характерной чертой алтайской благотворительности было оказание, чаще всего, помощи нуждающимся детям и все благотворительные общества в Алтайском крае можно разделить на несколько групп: 1)общества, занимавшиеся призрением, воспитанием и образованием нуждающихся детей; 2)общества вспомоществования нуждающихся учащихся при учебных заведениях; 3)церковно-приходские общества.

благотворительность алтайский край

§ 2.2 Тенденции возрождение благотворительности в современном российском обществе: ситуация на Алтае в контексте общероссийской социокультурной специфики

Благотворительность, широко развитая в дореволюционной России и ставшая в советское время буржуазным пережитком, возникает в конце 1980-х годов как общественное движение. В последнее время она переживает стремительный рост и становится одним из институтов строящего гражданского общества.

На сегодняшний день благотворительность не является лишь следствием сложившегося в обществе нравственного и гуманистического климата или просто результатом усвоения и принятия населением соответствующих ценностей. Развитие благотворительности, как показывает опыт современной России, в не меньшей степени обусловлено тем, в какой мере она допущена и разрешена, насколько государством признается право негосударственных агентов осуществлять общественно полезную социальную деятельность в интересах всего общества.

Начиная с конца 1980-х гг. изучение благотворительности в российской исторической науке имеет, на наш взгляд, ряд особенностей. Первое -становление новой проблематики на академическом уровне было связано прежде всего, с исследователями, родившимися в послевоенный период. Второе - отставание соответствующих исследований в историческом аспекте, поскольку изучение данных разделов социальной истории требовало от ученых значительных усилий по восприятию как большого массива исторической литературы, появившейся на Западе с конца 1960-х годов, так и теоретических достижений и терминологических особенностей. Третье -появляется целый пласт литературы учебного характера, связанной с потребностями перестройки системы социальной работы и подготовки кадров социальных работников.

Можно предположить, что формирование в XX веке достаточно сильных структур «третьего сектора» есть известная реализация некоторых принципов общественного устройства. [20].

«Уровень развития благотворительности как социокультурного явления выражает степень достигнутой меры свободы экономических субъектов самим распоряжаться частью своих доходов для социального воспроизводства. Это вопросы идеологии, власти и контроля. Объемы налоговых льгот на благотворительную деятельность есть мера, в которой государство допускает свободу граждан реализовывать свою самостоятельность, т.е. мера развитости гражданского общества» [20, с.40].

Ограничивая или не поощряя благотворительность (не предоставляя налоговых льгот), государство укрепляет свои позиции и действует в «своих интересах». У него есть два пути: первый - дать возможность гражданам обобществлять и распределять по своему усмотрению часть подлежащих обобществлению средств, второй - поставить экономического субъекта в такое положение, когда он вынужден осуществлять благотворительность среди принудительных (налоговых) форм обобществления.

Сегодня в России используется несколько модернизированный второй путь: государство рассматривает некоторую часть благотворительных пожертвований в качестве доходов благополучателя и облагает этот «доход» налогами.

В современных условиях благотворительность как знак «социального статуса» входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вместе со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то такого рода «благотворительность» выступает в качестве морально - статусной нормы.

«Для государства благотворительность есть особая форма имущественных отношений, связанных с движением материальных ресурсов. Поэтому оно относится к ней весьма заинтересованно как к хозяйственной деятельности и совершенно безразлично к тому, что это в первую очередь, этический и культурный феномен, приводящий в движение совсем другого рода ценности -этические и культурные» [40, с.28].

Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими, были Советский Детский фонд, Советский фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд других. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, советский Детский фонд был создан в 1987 году. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей благотворительную помощь детям - сиротам и инвалидам. Его деятельность формально была построена на принципах благотворительности, то есть сбора пожертвований от населения и предприятий и реализации за счет этого программ безвозмездной помощи. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направленных на разработку и реализацию целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, на формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На конец 1993 года в России было зарегистрировано около 9 тысяч общественных объединений. Из них более чем 1,5 тысячи можно отнести к благотворительны м.

К сожалению, обобщенных данных о работе общественных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции благотворительности. Инициативы благотворительных организаций весьма разнообразны. Одни из них занимаются помощью, поддержкой и социальной реабилитацией безнадежно больных. Например, общество "Мы и вы", благотворительная организация "хоспис". Другие осуществляют социальную защиту военнослужащим (фонд защиты военнослужащих), а также лицам, принадлежащим к определенной профессии (Ассоциация профессионалов риска, Благотворительный фонд защиты журналистов), социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, в том числе помощь душевнобольным алкоголикам и наркоманам (благотворительный фонд "Душа человека"), социальную защиту и помощь детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов (благотворительный фонд "Белый журавлик", Педагогическая ассоциация "Китеж"). Существует социальная защита жертв экологических катастроф (союз "Чернобыль"), социальная поддержка многодетных и неполных семей (союз многодетных матерей, ассоциация "Только мама", ассоциация "Отцы и дети"), помощь беженцам, бездомным и безработным (ассоциация исследователей бездомности и безработицы, Комитет по оказанию помощи беженцам) и т.д.

Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 организаций, большая часть которых осуществляет помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям. Примером может служить Московский дом милосердия, зарегистрированный в 1991 г. как независимый благотворительный фонд и главной своей задачей считающий создание системы долгосрочной помощи нуждающимся, объединение людей доброй воли в заботе о бедных, пожилых, инвалидах.

Сотрудниками Дома милосердия, его активистами разработаны различные программы, в том числе "Доброта без границ", "Территориальные агентства", "Доступный транспорт" и др. В муниципальных округах города создано 45 территориальных агентств, строящих свою работу на основе гражданской инициативы и социальной активности жителей. Их деятельность организуется на основе труда добровольцев непосредственно по месту жительства, где создается среда взаимопомощи. Для бедных людей открыта сеть столовых бесплатного питания, проводятся недели милосердия, праздничные мероприятия и т.д. В 1994 г. московский Дом милосердия оказал различные виды услуг более чем 150 тысячам нуждающимся в них людей [20].

Также в качестве примера может быть приведен опыт работы благотворительного фонда "Сопричастность", оказывающего необходимую психиатрическую и психологическую помощь душевнобольным и их родственникам. Работа фонда строится с позиций так называемой социальной психиатрии, предусматривающей попытки интегрировать больного и общество. Для пациентов проводятся консультации специалистов в области психиатрии, психологии, права. Работают клубы родственников, широко развито движение волонтеров, активно развиваются формы самопомощи и взаимопомощи. Кроме того, фонд работает с людьми пожилого возраста. Разработана специальная программа "Геронтология", включающая такие направления, как оказание социальной помощи на дому, медицинское консультирование, информационное обслуживание, социально-психологическая адаптация к пенсии и т.д.

В Перовском районе г. Москвы с 1991 г. существует благотворительный фонд "Душа человека» - негосударственная некоммерческая общественная организация помощи лицам с душевными заболеваниями и их семьям. Учредителями выступили 15 частных лиц. Основным содержанием работы фонда стала комплексная программа реабилитации "Душевное здоровье", направленная на помощь и психологическую поддержку душевнобольного человека в период выздоровления и ремиссии. Формы работы: консультации, финансовая помощь инвалидам и их семьям, обеспечение продуктами, лекарствами и одеждой, трудоустройство, организация групп общения, клубов, работа с родственниками.

Фонд регулярно обеспечивает своих подопечных продовольствием и одеждой, организовано ежедневное бесплатное питание 75 человек в диетической столовой, работают три клуба психологической поддержки, проводятся медицинские, психологические и юридические консультации.