Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право (стр. 4 из 67)

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

Необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.

Каждому виду наказания свойственен свой набор средств исправления осужденных применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.

Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. С этой целью в исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных организаций.

В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно. Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Общеобразовательное обучение способствует повышению культуры и сознательности осужденных и имеет значение для получения ими специальности. Профессиональная подготовка создает возможности для приобщения к трудовой деятельности.

Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство

1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного законодательства

2. Нормы уголовно-исполнительного права

3.Уголовно-исполнительные правоотношения

1. Понятие и содержание, формы и задачи уголовно-исполнительного законодательства

В теории права отрасль законодательства понимается как совокупность законов, которые регла­ментируют общественные отношения, относящиеся к предмету его ре­гулирования.

Под уголовно-исполнительным законо­дательством надо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в про­цессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно Конституции (п. “о” ст. 71) уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федера­ции. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции Российской Федера­ции.

В ч. 1 ст. 2 УИК отмечается, что уголовно-исполнитель­ное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других Федеральных законов. Следовательно, предполагает­ся существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК, законода­тельных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

В УИК РФ содержатся положе­ния о том, что решение отдельных вопросов, связанных с исполнением наказаний подлежит регулированию соответствующими федеральными законами, к их числу относится закон “О мерах безопасности, приме­няемых к осужденным” (ч. 2 ст. 86 УИК). В настоящее время примене­ние указанных мер регулируется законом “Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы”.

В ч. 2 ст. 175 УИК предусмотрено положение, согласно которому “в от­ношении осужденного, представленного к помилованию органом, ис­полняющим наказание, соответствующее ходатайство вносится в по­рядке, определяемом законодательством Российской Федерации”, а оно в свою очередь предполагает принятие Федерального закона О порядке представле­ния осужденных к помилованию”.

Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 23) предусматривается уча­стие общественных объединений в деятельности учреждений и органов, испол­няющих наказание, и осуществлении контроля за ними на основании и в порядке предусмотренных законодательством. Однако действующее законодательство в недостаточной степени регулирует эти вопросы.

Государственной Думой приняты и одобрены Прези­дентом РФ 21 июля 1997 г. два закона “Об исполнительном производ­стве” и “О судебных приставах”, в которых урегулированы в развитие положений Уголовно-исполнительного кодекса порядок исполнения таких видов наказаний, как штраф и конфискация имущества.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, воз­никающие в связи с исполнением наказаний, в ст. 182,183 УИК преду­сматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие при­нятию, образуют отрасль законодательства, которая регулирует испол­нение наказания, составляют первую группу норматив­ных правовых актов.

Отрасль законодательства понимается как система (законов и подзаконных актов), кото­рые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предме­ту их регулирования, в данном случае, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправления. Группу подзаконных нормативных актов мож­но подразделить на две категории: постановления Правительства РФ и ве­домственные акты. Принятый Уголовно-исполнительный кодекса и за­кон “О введении его в действие” предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

Так, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено 16 июня 1997 г.), в нем определены задачи этих органов по испол­нению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено 4 июня 1997 г.), в нем определены задачи и функции названных воинских подразделений. При этом, подлежит принятию Положение об арестных домах и исправительных центрах.

УИК предоставил Правительству РФ полномочия принять такие норма­тивные акты, как Минимальные нормы питания и материально-быто­вого обеспечения осужденных к лишению свободы (принято 8 июля 1997 г.), перечень технических средств надзора и контроля за осужден­ными и порядок их использования (ч. 3 ст. 83 УИК), а также о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82 УИК).

Кроме того, УИК предусмотрел принятие Минюстом и Минобороны самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативных правовых актов по вопросам организации исполнения наказаний. Наиболее важными из них являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Минюстом РФ и согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ 30 июля 2001 г.), а также Правила отбывания уголовных наказаний осуж­денными военнослужащими (утверждены МО РФ и согласованы с Гене­ральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).

К признаваемым формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, при­нятые на основании и во исполнение законов.

Важным в контексте источников уголовно-исполнитель­ного права является вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-ис­полнительного законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что в ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так анализ ст. 3 УИК позволяет сделать следующие выводы. О том, что уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3, согласно которой “в соответствии с обще­признанными принципами и нормами международного права и Кон­ституции РФ уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего обращения с осужденными”.

Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно-исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения уголовных наказаний. Имеется в виду дву­сторонние договоры России с иностранными государствами об обраще­нии с осужденными гражданами этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, то применяются правила Международного договора.