Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 3 из 13)

Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре.
Профессиональная культура врача – это относительно замкнутая область культуры, в основе которой лежит особый вид профессиональной деятельности, направленный на сохранение физического, психического, духовного здоровья человека и, включающая в себя субъекта профессии, его ценностное сознание, знания и идеалы; артефакты, а также социальные институты, организации и отношения, обеспечивающие целостность, системность и устойчивость этой культуры.

Кроме того, целесообразно рассмотреть такой рельефно проявляющийся в настоящее время феномен как медикализация культуры – сложный социокультурный процесс, связанный с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировало наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, биоэнергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство».

Народная медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе обязательно лежит религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного народа. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. на родине. Примером являются традиционная китайская медицина, традиционная аюрведическая медицина древней Индии, тибетская традиционная медицина.

Целительство - оказание лечебной помощи средствами народной медицины, чаще всего не зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Темы докладов и рефератов

1.Культура как мера развития человека.

2.Философское понятие культуры.

3.Культура и цивилизация.

4.Единство и многообразие культур.

5.Традиция и новаторство в культуре.

6.Социальные и личностные функции культуры.

7.Культура врача.

8.Врач как социальное явление и феномен культуры.

9.Будущее культуры.

Литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.1975.

2. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. М. 1986.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994

4. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное - М., 1994.

5. Волков Г. Три лика культуры. М 1986.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1965

7. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.,2003

8. Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М. 1978.

9. Зиммель Г. Философия культуры. Т. 1. М., 1996.

10. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.1987.

11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.

12. Каган M.C. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. - М., 2004.

13. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

14. Каменецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990.

15. Камю А. Бунтующий человек. М.1990.

16. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб. 2002

17. Культурология. ХХ век. М., 1995

18. Культурология : учебник / [В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т. - М. 2005.

19. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 2000.

20. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983.

21. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

22. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990.

23. Соколов Э.В. Культурология. М. 1994

24. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана.СПб.1998

25. Флоренский П.А. Культ, религия, культура //Богословские труды. М. 1977.

26. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.

27. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

28. Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

§ 2 Нравственное измерение культуры.

План занятия.

1. Этика и мораль. Определение и классификация этических теорий.

2. Специфика морального сознания.

3. Природа и структура морального сознания.

4. Врачебная мораль, ее особенности и соотношение с биоэтикой. Биомедицинская этика: основные проблемы и способы их разрешения.

Содержание занятия.

1. Этика и мораль. Определение и классификация этических теорий.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, важно обратить внимание на значение и происхождение понятий "этика", "мораль", "нравственность". Близкие по смыслу, они возникли в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos – нрав, характер, обычай. Нужно обратить внимание на то, что первона­чально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человече­ское жилище, а также звериное логово или птичье гнездо. Позднее оно стало по преимуще­ству означать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, характер, нрав. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, – такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» – науку об этих качествах. В современном употреблении, в наиболее распространённых толкованиях этику связывают с оценкой поступков соответст­вующих нормам "этично", "неэтично", "нравственно", "безнравственно" и т.д.; под этикой понимают кодекс норм и принципов жизни людей. Этикой называют, также, теоретическую дисцип­лину, объектом изучения, которой являются этические теории, отвечающие на во­прос: что представляет собой правильный образ жизни людей. Этика – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности и научающая человека, как ему надлежит вести себя; поэтому ее называют еще практической философией. Знание теории морали необходимо каждому человеку для определения своих нравственных позиций и нравственного самовоспитания.

Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом – нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. В современном значении мораль – это исторически сложившаяся система взглядов, правил, норм – запретов, идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении, во взаимоотношениях друг с другом. Мораль регулирует отношения людей в любой сфере жизнедеятельности общества. Мораль рассматривается как явление сознания, форма общественного сознания.