Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 6 из 13)

Этическая теория Канта строится на различии между тем, что мы желаем, и тем, чего нам следует желать. По Канту, действовать в соответствии с чувством долга значит проявлять уважение к нравственным законам как таковым, независимо от желаний.

Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив - закон, который должен обладать "объективной и всеобщей значимостью" и сформулировал его следующим образом: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Этот принцип является "императивом", потому что он есть повеление. Вспомним, что нравственность и свобода у Канта тесно взаимосвязаны. Это звучит парадоксально, но именно в этом заключается суть его нравственных изысканий: ярчайшим проявлением и доказательством свободы он считает способность человека добровольно, осознанно, разумно подчиняться принуждению морального закона. Максима - это некое правило. Максима есть субъективный принцип совершения поступков.

По Канту, "максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта, и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъект действует..." Моральность максимы состоит в том, что правило, лежащее в её основе "можно обобщить, применяя ко всем случаям того же рода." То есть мы должны пожелать видеть наше правило принятым в качестве максимы всеми, кто находится в ситуации, подобной нашей.

С другой стороны, поступок морален только тогда, когда он совершен из уважения к нравственному закону. При этом Кант подчеркивает, что важно даже не содержание моральной максимы, ибо оно может быть субъективно, а важна форма - то есть способность человека предъявлять к себе общие моральные требования.

Центральным в биоэтике является отношение к жизни и смерти. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, соприкасается с идеей святости жизни. Жизнь понимается как высшая ценность, а право на жизнь любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. Это хорошо показал А. Швейцер принципом «благоговения перед жизнью», который он выразил формулой “Я – жизнь, которая хочет жить среди жизни”, проповедующий сохранение и совершенствование жизни.

Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики надо назвать идеологию экологического движения, которое возникло как естественное следствие научно-технического и социального прогресса, как потребность защитить уникальную природу человека от агрессивного вторжения науки в его природу. Термин «биоэтика» был первоначально предложен американским Гуманистом, биологом, онкологом Ван Ренсселером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея В.Р.Поттера сводилась к тому, что биоэтика призвана предотвратить угрожающую человечеству опасность прекращения существования жизни на земле в результате образовавшегося разрыва между двумя областями знания – естественнонаучной и гуманитарной. По его определению, биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. Второй предпосылкой стало изменение реального статуса индивида в обществе, где го­сударство гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, где отдельная личность становится средоточием, фокусом общественной жизни.

Однако случилось так, что термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. В оборот входит понятие биомедицинская этика. Обусловлено это было тем, что последние десятилетия XX века отмечены быстрым развитием фундаментальных медико-биологических наук, активным внедрением их достижений в клиническую медицину и обеспокоенностью общества негативными последствиями биомедицинских воздействий на человека. Сфера возможностей медицины качественно изменяется, она получает возможность «давать» жизнь, «управлять» жизнью, «контролировать» смерть, то есть манипулировать процессами зарождения, протекания и окончания человеческой жизни. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности. Этика, понимаемая как практическая философия, т.е. прежде всего как обоснование морального выбора и критерия нравственной оценки людских деяний, получила в проблемах, порождаемых современной биомедициной, мощный импульс для своего развития.

В настоящее время биомедицинская этика изучает следующие моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; взаимоотношений врача и пациента, новых моделей взаимоотношений и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Эти проблемы во многом определяют не только облик современной медицины, но и современной философии науки, поскольку ей все чаще приходится иметь дело с такой темой, как соотношение науки и нравственности.

К основным принципам биоэтики относят:

· принцип уважения человеческого достоинства;

· принцип «твори добро и не причиняй зла!»;

· принцип признания автономии личности;

· принцип справедливости.

Кроме того, руководствуются четырьмя правилами. Это правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни и добровольное информированное согласие. В совокупности они образуют этические «координаты», описывающие отношение к пациенту как к личности. Многие основные принципы и правила биоэтики претворены в жизнь в законодательствах по здравоохранению ряда стран.

Биоэтика выступает не как самоцель, а как специфическая форма научного осмысления проблемы человека, соотношения духовного и телесного, моральной свободы и ответственности, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека. Именно в этом контексте выясняется суть биоэтики, как комплекса междисциплинарных проблем, непосредственно связанных с человеком.

Таким образом, биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, в связи с "опасностью знания", которым обладает современный человек, изобретший многочисленные биомедицинские, биохимические, военно-промышленные, сельскохозяйственные технологии, позволяющие вмешиваться в сами основы жизни на земле, новейшие компьютерные теле- и видео-технологии, изменяющие привычный стиль жизни и образ мышления человека.

В рамках прикладной этики теоретический анализ и непосредственное принятие мо­рального решения сливаются воедино, становятся содержанием реальной практики. Это осо­бая форма теоретизирования, непосредственно включённого в жизненный процесс.

При подготовке этого вопроса, целесообразно ознакомиться с основными проблемами биоэтики и, используя темы докладов, проанализировать конкретные случаи разрешения этих проблем.

Темы докладов и рефератов.

1. Искусство и медицина.

2. Медицина как специфическая часть культуры.

3. Мораль в жизни человека.

4. Этика Конфуция.

5. Нравственная ценность Священного писания христиан.

6. Самосовершенствование через самоотрешение в буддизме.

7. Своеобразие этики Корана.

8. Знание как добродетель.

9. Нравственные принципы Эпикура и их оценка.

10. Этика Канта и современность.

11. Философская антропология и биоэтика.

12. Польза как высшая добродетель.

13. Значение принципа "Непротивления злу".

14. Этика благоговения перед жизнью.

15. Человек в поисках справедливости.

16. Рациональность и эгоизм.

17. "За" и "против" эвтаназии.

18. Нравственные границы научного эксперимента.

19. Этические проблемы генной инженерии.

Литература.

1. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4 т. Т.4.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Перевод с французского. М., 1992.

3. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. М. 2005

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

5. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М. 1997.

5.Биоэтика: проблемы и перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. М. 1992.

6.Биомедицинская этика. Учебное пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова,Я.С. Яскевич. Мн., 2003.

7.Биомедицинская этика: словарь-справочник / под ред. Т.В. Мишаткиной.– Мн., БГЭУ, 2007.