Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 9 из 13)

С решения этой проблемы начинает своё обоснование права И.Кант (1724 – 1804). Суть проблемы Кант формулирует следующим образом: почему инди­вид, представленный в прежних договорных теориях, так страстно требует за­конности и так мало способен дорожить ею? Корень этого явления Кант видит в антропологических представлениях Просвещения. Человек с точки зрения просветите­лей является "разумным эгоистом", а также расчётливым и осмотрительным искателем счастья и выгоды. "Естественный индивид" просветителей остаётся самостоятельным и уве­ренным в себе до того момента пока он не сталкивается с реальными нормами жизни. А нормы эти требуют, прежде всего, волевого регулирования собствен­ных влечений. Стоит такому индивиду выйти в "собственно человеческую" сферу отношений, как он тут же становится неуверенным в себе и начинает ис­кать авторитетной опеки. До той поры пока индивид нуждается в постоянной опеке, говорить о правовом государстве бессмысленно.

Согласно Канту, исходным пунктом пра­вового государства должно стать представление о человеке как о существе, способном стать "господином самому себе". Разум, подчёркивает Кант, явля­ется не только инструментом достижения жизненных выгод. Разум должен яв­ляться нашим внутренним законодателем. Лишь в той мере, в какой индивид осознаёт свои права и обязанности, и подчиняет им свои влечения, он становится субъектом способным противосто­ять любой чужой воле возведённой в закон. Человек, согласно Канту, сам знает, что является его долгом, он сам имеет силу бороться за свои права. Поэтому он верит в возможность победы долженствующего начала над иными действую­щими в нём мотивами. Таким образом, не эгоизм, а именно знание, борьба и вера делают инди­вида правомочным субъектом права, а затем и правовой законности.

"Категорический императив" как требование к самому к себе, есть основной закон, определяющий нрав­ственную сторону действий человека. Он звучит так: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего за­конодательства". В другом месте Кант говорит так: "Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоём лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели". Таким образом, добиваясь правопорядка, индивид требует простора для борьбы за господство над самим собой, а также невмешательства власти в то, что он обязан совершить по собственной воле и собственными силами.

Такая позиция вовсе не означает, что Кант выступает за отмену вообще внешнего принуждения. Внешнее принуждение, говорит он, могло бы быть отменено лишь в том случае, если бы люди сделались святыми, т.е. если бы они уже одержали полную победу над своей чувственностью. В действительности это не так. Поэтому власть обязана предоставить человеку полную возможность самому вести борьбу со своими волеизъявлениями и са­мому добиваться успеха. Внешняя принудительная власть не должна помогать человеку ни кну­том, ни пряником.

Право­порядок, поэтому, есть социальное пространство человеческой моральности (осознанной свободы выбора), и лишь там, где он принимается в этом значении, борьба за него и уважение к нему перестают зависеть от ситуации. Таков основной смысл кантовского обоснования права.

Следует уточнить, что моральное обоснование права у Канта не означает выведение правовых норм из моральных. В правовой законности Кант видит как раз гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального са­мовоспитания. Через право выражается уважение и доверие государства к "мо­ральной автономии" подданных. Это уважение и доверие способно, согласно Канту, пробудить в индивидах ответное моральное участие.

Общественный договор, как он понимался просветителями, Кант сравни­вал с родительской опекой над детьми. «Правление отеческое, пишет Кант, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различать, что для них действительно полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм». Кант выступает против исправительных и воспитательных наказаний. Даже став преступником, индивид не может быть объектом отече­ски-деспотической опеки. Он не может лишаться права на моральную самостоятельность. Смысл наказания не может состоять в устрашении. Преступник не дол­жен караться для того, чтобы "другим не повадно было".

В основе права дол­жен лежать принцип справедливости, который означает, что при всяком нару­шении свободы и воли граждан, наказание должно быть соразмерным преступлению. Это означает, что право не должно быть местью за преступление. Оно должно быть воздаянием по "заслугам". Если право основывается на мщении, оно само превращается в преступление.

Внут­ренняя свобода человека является, по Канту, его основным правом. Это озна­чает, что никакая власть не должна: во-первых, навязывать человеку представ­ление о счастье, убеждения, цели и идеалы. Во-вторых, не должна судить его за то, что он отказывается от собственной выгоды; судить за то, что он не сле­дует подсказкам собственного разума, т.е. не выполняет долга перед самим собой.

Если нет конфликта между индивидами, то нет и основания для внешнего вмешательства в их судьбу. Лишить человека права на самостоятельное пре­одоление своей «порочности» – значит лишить его достоинства, считает Кант. Это значит также – лишить человека возможности иметь заслугу перед лицом небесного судьи.

5. Политическая идеология и её роль в формировании общественного сознания.

Завершая разговор о политико-правовой культуре, нужно отметить, что политические и правовые теории не возникают спонтанно. Они разрабатываются и внедряются в сознание людей целенаправленно в форме идеологических доктрин, отражающих волю субъектов власти. Идеология – это система взглядов, которая разрабатывается, пускается в оборот и служит для объединения людей в рамках определённых социальных структур. Политическая идеология представляет собой своеобразную схему упрощения мира. Обращая внимание на эту функцию идеологии, Маркс отличал идеологическое производство, управляющее современным массовым сознанием, от свободного духовного творчества характерного для периодов формирования классической философии.

Дело в том, что идеология лежит вне вопроса об истине или лжи в общественных отношениях, поскольку представления, которые объединяют людей не обязательно должны быть истинными. Эти представления должны быть просто эффективными. Идеология есть неотъемлемый элемент общественных отношений, которые складываются стихийно и, уже поэтому, включают в себя различные иллюзии и заблуждения. Кроме того, какая то часть общественных отношений всегда находится за пределами умопостигаемого пространства, т.е. не может предстать перед нами в своей целостности. Отсюда проистекает основная задача идеологии, которая заключается в формировании общественного идеала, благодаря которому стихийные социальные процессы приобретают логически стройную форму.

С помощью политической идеологии социальные группы выражают свои коренные интересы и формулируют их в виде идей, лозунгов политических движений, программ и идеалов общественного устройства. Данная форма сознания по своей природе имеет практический характер, т.е. ориентирована на обслуживание политической деятельности людей.