Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 5 из 13)

Важно подчеркнуть, что нормы и принципы морали выполняют функцию неписаных законов поведения и отношений между людьми. Они не опираются ни на какой внешний авторитет, не подкрепляются ни какой внешней си­лой, кроме общественного мнения и голоса совести. Авторитет любого лица в морали не свя­зан с официальными полномочиями, властью и социальным статусом. Функция носителя и проводника морального требования совпадает с функцией исполнителя. В той и другой роли могут попеременно выступать все люди. Субъект действия несёт личную ответственность за своё поведение. Он должен поступать не просто как все, но как "должно", даже в том случае, если внешняя воля побуждает его к противоположным действиям. Рассматривая второй во­прос, важно не просто констатировать отличительные свойства морали, но и уметь проиллю­стрировать их конкретными практическими примерами.

3. Природа и структура морального сознания.

Главной проблемой этики всегда был и остаётся вопрос о происхождении морали. Рассматривая третий вопрос, нужно иметь в виду, что в морали проблемы исторического масштаба переосмысляются людьми через призму их жизненного опыта, обыденного вос­приятия, и наоборот, частные вопросы текущих дел подчас поднимаются до уровня пре­дельно широких, мировоззренческих проблем – смысла и конечных целей бытия человека. Однако для осмысления этих проблем в моральной форме, человеку вовсе не требуется ста­новиться теоретиком – социологом, историком или политиком. Нравственность не является сферой исключительно профессиональной и специальной научной деятельности. Моральным сознанием обладает каждый просто потому, что он человек, личность. По своей природе это сознание широко массовое, всеобщее, оставаясь при этом глубоко личностным, индивиду­альным.

Вопрос о структуре нравственности имеет множество аспектов. К их числу можно отнести, в частности, выявление в нравственности основных сторон, имеющих различный онтологический статус (сознание, деятельность, отношения). Другой аспект может быть свя­зан с разграничением в морали разного рода элементов, образующих механизм нормативной регуляции (например, деяние и мотив, предписание и оценка, норма и идеал) и т.д. В данном случае целесообразно остановиться на исследовании понятийного строя морального мыш­ления, его формальных схемах и конструкциях. Важной задачей исследования является ус­тановление места каждой из форм понятий в единой системе нравственного сознания, а также, выявление способа развёртывания самой системы (логические соотношения и субор­динация понятий).

Конкретная задача в исследовании нравственных форм предполагает умение обнару­живать логические связи между такими нравственными категориями, как: добро и зло, мо­ральная норма и моральное качество, моральный идеал и моральный принцип; а также та­кими понятиями, как: справедливость, смысл жизни, назначение человека, долг, ответствен­ность, совесть.

4. Врачебная мораль, ее особенности и соотношение с биоэтикой.

Биомедицинская этика: основные проблемы и способы их разрешения.

Последний вопрос занятия связан с проблемами прикладной этики. Прикладная этика – это не простое приложение результатов теоретической этики к практике. Она, скорее, явля­ется особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза. Адекватное осмысление морального опыта требует конкретного анализа того, как мораль преломляется в тех или иных формах деятельности, сферах жизни, типовых ситуациях. Исторически наиболее существенными являются видоизменения морали, которые связаны с национально-культурной, социально-статусной, профессиональной принадлежностью людей. Можно говорить о том, что каждая профессия вырабатывает свою мораль. Наибо­лее показательны в этом отношении писаные и неписаные профессионально-нравственные кодексы, обеспечивающие достойное и общественно значимое поведение человека в рамках его профессиональной деятельности.

Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика, представляющая совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Медицинская этика возникла вместе с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача. Наиболее известным документом является Клятва Гиппократа (5 в. до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Самый высокий профессионализм сам по себе не принесет человеку блага, если не будет опираться на столь же высокие моральные качества специалиста: его понимание долга и ответственности, чувство сострадания, гуманистические убеждения. Основными вопросами медицинской этики являются: врач и общество; отношение медицинских работников к здоровому и больному человеку; взаимоотношения с людьми, окружающими больного; медицинская тайна; взаимоотношения медицинских работников; этика обучения медицине и усовершенствования знаний; этика научных исследований; отношение к новым открытиям, теориям и учениям; качества присущие медицинскому работнику и его внешний вид.

Деонтология – раздел теории морали,в котором рассматриваются проблемы долга,нравственных обязанностей человека.

Одной из разновидностей прикладной этики, наиболее развитой и оформившейся, является биоэтика, представляющая собой важную точку роста философского знания. Во второй половине ХХ века в эпоху биотехнологической революции в медицине вокруг биоэтики сконцентрировались социально-этические проблемы изучения человека. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности. Поэтому возвращение этики, защищающей саму жизнь, подобающего ей места в структуре философского знания – актуальная задача гуманизации общественной жизни.

Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. Таким образом, биоэтика – более широкое понятие, чем медицинская этика, но в то же время включает в себя основные ее положения.

Анализ различных подходов к предмету этики - это та теоретическая и методологическая основа, которая позволяет глубже понять и проанализировать специфику биомедицинской этики, связанную с различными философско-этическими концепциями. Наиболее широко в биомедицинской этике представлены утилитаристские и деонтологические философско-этические теории.

Представители утилитаризма попытались выработать положения, следуя которым можно определить правила действия. По сути своей, утилитаризм - это этическая теория, утверждающая, что правильный поступок (действие) - тот, который вызывает наибольшее возможное благо. То есть необходимо стремиться к тому, чтобы сделать как можно большее количество людей счастливыми. Такие мысли мы находим у Эпикура и его ученика Лукреция, но в наиболее развитой форме эта разновидность моральной философии предстает в трудах И.Бентама (1748-1832), Дж.С.Милля (1806-1873), которые сформулировали основные положения утилитаризма, этической теории, утверждающей, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо. Центром этой теории являются принцип "полезности" и принцип "наибольшего счастья". Утилитаризм называют телеологической теорией, так как в оценке тех или иных действий в первую очередь обращается внимание на последствие этих действий. Такой подход позволяет проводить различие между личностью индивида и его поступками, а следовательно, не исключает возможности, что человек с самыми добрыми и искренними намерениями может совершать неправильные действия. Утилитаризм - В последнее время, развивая теорию утилитаризма и принимая в качестве стандарта принцип полезности, ряд авторов выделяют утилитаризм действия и утилитаризм правила. Утилитаризм действия исходит из того, что с моральной точки зрения действие является правильным только в том случае, если нет другого действия, выполнение которого бы принесло большую пользу.

Утилитаристы правила руководствуются принципом, что какое-либо действие является в моральном отношении правильным, если оно подчиняется некому правилу поведения, оправданному принципом полезности и которое, как правило, дает, по меньшей мере столько же пользы, сколько любое другое правило, применяемое к данной ситуации. Следовательно, человек поступает морально, если он будет действовать согласно правилу, которое при условии его повсеместного соблюдения производило бы наибольший баланс добра над злом, принимая во внимание всех участников действия.

Представители другой разновидности моральной философии назвали её деонтологической этикой, так как в основе её лежит представление о долге (от греческого deon - долг). Наиболее известной деонтологической теорией является теория немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Систематическое изложение практической философии Канта призвано дать ответ на один из главных вопросов его философии: “Что я должен делать?”, что и составляет содержание науки этики. И, если теоретическое знание-это познание того, что существует, то практическое знание - это знание, "посредством которого я представляю себе, что должно существовать". Нравственная философия по Канту исследует не то, что существует, а то, что должно существовать.

Согласно Канту, в отличие от утилитаристов, учет одних только последствий не может дать ответ на вопрос, правильным ли является то или иное действие. Действие является нравственным, если оно продиктовано "добрыми намерениями", руководимыми рациональными моральными принципами. По Канту поступок является достойным только тогда, когда его совершают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных последствий, но из долга, так как осознают его в качестве морального обязательства. Все остальные качества (выдержка, самоконтроль, ум) хороши лишь в сочетании с добрыми намерениями, которые определяют поступки, совершаемые на основании чувства долга, а не желания.