Смекни!
smekni.com

Файзуллин Ф.С. - Введение в философию (стр. 66 из 93)

Политические идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в различных политических организациях и институтах. К ним относятся: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации. Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредственно к государственной власти, либо через общественное мнение регулируют государственную политику. Иными словами в определенной степени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя непосредственно политических задач. Сегодня, в условиях политизации общества, любые самодеятельно-общественные организации приобретают политический характер (например, развитие различных национальных движений и объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и языкового совершенствования, а сейчас говорят о своем стремлении к политической власти).

Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно принимают в ней участие.

Таким образом, политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т. д. , по поводу власти; 3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в деятельности политических институтов и наоборот - государство, партии формируют определенное политическое сознание. Политическая система носит исторический характер, т. е. меняется с переходом от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например, для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно первой политической системой. Важнейшие институты жизни, такие как собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все более усложняется, приобретая многогранность, хотя государство и продолжает оставаться ядром политической системы.

Сегодня мы можем говорить о новой технологии власти, опирающейся на достижения НТР, которая заключается в использовании бюрократического, военно-полицейского аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в политических целях, привлекать более широкие слои населения к участию в политической жизни.

Как не велика роль государства (его сущность и!фуА ления экономической и политической власти используются и другие организации, такие, например, как партии.

Политические партии возникли в конце XVII- начале XVIII веков, отражая борьбу сторонников различных направлений в новой нарождающейся буржуазной государственности. Это были формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава политической элиты. А к середине XIX века формируются массовые политические партии (христианско-демократические, социалистические и др. ). Партии прошли длительный эволюционный путь развития. Их характер зависит от многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций, демографической ситуации и т. д. Следовательно, и роль партии в политической системе будет особая для каждой страны.

Сегодня партии играют существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и социальных групп, их положение в обществе, отношения с другими социальными институтами и государством. Они имеют свой аппарат, бюджет, устав, регламентирующий отношения членов партии. Разрабатывают идеологическую программу своей деятельности, обосновывая место, роль и перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти своих представителей.

Профсоюзы, как другой важный элемент политической системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объединенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации, являться ей противовесом.

Конечно, количество организаций, принадлежащих к политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за государством.

13. 2. _Государство: его происхождение и сущность

Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, т. к. именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым политическим институтом. Вот почему во всех крупных философских системах, начиная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т. Гоббса и Дж. Локка об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Гегеля, классовая концепция государства К. Маркса и В. И. Ленина.

Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Рассмотрим некоторые точки зрения на эту проблему. Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Быть членом общества означало быть членом государства, следовательно действовать в соответствии с его законами. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т. Гоббс, Ж. Руссо, А. Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это - сила, служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Положительным моментом этой теории было то, что впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не божественное происхождение государства.

Теория насилия, представленная Е. Дюрингом и Л. Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации.

Существует так же психологическая теория, которая рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Представителем этой точки зрения был, например, Шопенгауэр.

С середины XIX века возникает новая, классовая теория происхождения государства, которая получает свое логическое завершение в марксистской теории государства. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность государственного господства, В. И. Ленин пришел к выводу о том, что государство - это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин.

Решение проблемы происхождения государства определяет и ответ на вопрос о его сущности. Следует подчеркнуть, что в настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Государство остается институтом, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим и политически. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Государство, таким образом, представляет систему организованной политической власти, направленной на регулирование как классовых, так и других социально-политических отношений. Оно является формой общественного сосуществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязанности и свободу каждого. Если партии и другие общественные организации представляют интересы отдельных классов и социальных групп в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Все это дает право дать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

Говоря о функциях государства, как основных направлениях его деятельности, необходимо выделять не только функции классового взаимодействия, но регулирования всех других общественных отношений, направленных на соблюдение интересов граждан общества в целом.