Смекни!
smekni.com

Файзуллин Ф.С. - Введение в философию (стр. 91 из 93)

Марксизм не мог поверить, что капитал сможет выбраться из этого периода первоначального накопления капитала, миную социальную революцию, считая, что стремление к повышению экономичности производства неизбежно углубит отчуждение человека до такого предела, за которым человек будет вынужден низвергнуть власть капитала. Однако практика капиталистического развития показала, что повышение экономической эффективности возможно другим путем. Практика показала, что созрели условия для накопления общественного богатства (которое в этот момент представлял капитал) в прежних темпах и даже для их ускорения через освобождение человека от частичного труда путем внедрения соответствующей техники и технологии, предоставления ему возможностей реализовать себя, свои творческие способности и просто личные устремления. По-прежнему человек занят трудом, но содержание и характер труда в корне меняются. Затраты частичного труда, к которым ранее принуждался рабочий, постепенно передаются на исполнение силам природы, покоренным в технических системах. Остающийся творческий труд предполагал развитие личности, наполнил его деятельность содержанием и привлекательностью. Капитал по сути эволюционно перешел к новому способу производства, которое не стало менее экономичным. Это означало, что переход к новым принципам деятельности, управления, организации производства и жизни осуществлялся в рамках требований, исходящих из материального экономического закона, которому, как известно, вынуждены подчиняться все, несмотря на их возможное нежелание или консерватизм. Новый способ накопления общественного богатства сделал выгодным для предпринимателя проводить мероприятия по вложению капитала в рабочего-исполнителя, обеспечению для него человеческих (цивилизованных) условий труда и жизни, поощрению здорового образа жизни. Коренные изменения происходят в этот период развития капитала (который собственно уже и не является капиталом в прежнем понимании) в организационных принципах производственной деятельности, которые теперь ориентируют работников на проявление самостоятельности, инициативы и творчества. Методы управления, ранее пронизанные духом авторитарности, становятся все более и более демократичными, предполагающими участие каждого в управлении делами организации. Меняющиеся внутренние основы производства в свою очередь активно повлияли на внепроизводственную сферу. Личная жизнь человека становится важным фактором экономического успеха предприятия. Наконец, понятие "индивидуальность", несущее в первый период развития капитала оттенок эстетического индивидуализма, меняет свое содержание. На смену закрытости с замкнутости личности приходит открытость и общительность. Конечно, не все так радужно в мире современного капитала (вспомним "шведский" вариант социализма), и сегодня мы можем встретить непреодоленные формы отчуждения личности от реализации собственной природы, но более предпочтительное положение человека в сравнении с современным социализмом очевидно. Это реальность, игнорировать которую сегодня никак нельзя.

Опыт социалистического строительства, отмеренный семью десятками лет, убедительно показал, что для живого обычного человека важнее не идеологическая вывеска в государственном устройстве, а конкретное, исчислимое, предметное к нему отношение прежде всего. Этот же опыт позволил сделать вывод, что любые общественные системы решают одну и ту же проблему - проблему отношения личности и общества. Претензии общественного (государственного) решать за человека все его проблемы, навязывать образцы идеального бытия, формулы счастливой жизни, принуждая к ним, обречены на провал. Они неизбежно склоняются к авторитарным или тоталитарным режимам (неважно - социалистическим, коммунистическим, буржуазным и тому подобным). Что могут принести эти режимы человеку, мы уже знаем. Поэтому есть иной, единственно приемлемый путь общественного устройства, ориентированный на личность, на развитие индивидуальности, гармонирующей с общественным интересом и окружающей природой. К этому движется все человечество, сознательно или стихийно. Сознательно, если оно делает выводы из прошлого и избавляется от невежества, и стихийно, с жертвами и катаклизмами, если свое прошлое оно забывает, не утруждая одновременно свой разум.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

К теме 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К. , Энгельс Ф.

Соч. 2-е езд. , Т. 13. С. 6-9. 2Энгельс 0Ф. 2 Анти-Дюрин 0г 2 //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. , 2-е 0 изд. Т. 2О.

2С. 2О-25. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой

философии //Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. , 2-е изд.

Т. 21. С. 282-284. Зотов А. Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий //Вопросы фило-

софии -1989. - N9. Кувакин Н. А. Что такое философия? М. , 1989. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М. , 1988. Митрохин Л. Н. Философия и религия //Вопросы филосо-

фии. -1989. -N9. Орлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М. , 1985. Франкфорт Г. , Уилсон Дж. , Якобин Т. В преддверии философии. Ду-

ховные искания древнего человека. М. , 1984. Введение в философию. Ч. 1. /Под ред. И. Г. Фролова.

-М. , 1989. -С. 21-73. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. -М. : Республи-

ка, 1992. -С. 399. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. -М. :Политиз-

дат, 1991. Панов В. Г. Эмоции. Мифы. Разум. -М. , 1992. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М. : Республика,

1992.

2К теме 2. Исторические типы философии 2Асмус В. Ф. Античная философия. -М. , 1976. 2Дао и даосири в Китае. М. , 1982. 2Лысенко В. Г. "Философия природы" в Индии: атомири школы вайше-

2шика. М. , 1986. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М. , 1988. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М. , 1979. Соколов В. В. Средневековая философия. М. , 1979. Философия эпохи ранних буржуазных революций /Под ред. Т. И. Ойзермана. М. , 1983. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. М. , 1984. Галактионов А. А. , Никандров П. Ф. Русская философия IX-XIX вв.

Л. : ЛГУ, 1989. Бердяев Н. А. Русская идея //Вопросы философии. -199О. -NI, 2. Каримов В. И. Философия истории А. С. Хомякова //Вопросы филосо-

фии. -1988. - N6. Болдырев А. И. Проблема человечества в русской философии XVIII

века. М. , 1986. Коган Л. А. Философия Н. Ф. Федорова //Вопросы филосо-

фии. -199О. -N11. Проблемы изучения истории русской философии и культуры: материалы "круглого стола" //Вопросы философии. -1988. -N9. Мотрошилова Н. В. Проблема жизненной судьбы Льва Шестова //Воп-

росы философии. -1989. -NI. Матюшин А. А. Творчество Г. Шпета и проблемы истолкования дейс-

твительности //Вопросы философии. -1988. -N11. Акулинин В. Н. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к

П. А. Флоренскому. Новосибирск, 199О. Маркс К. . Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 86-99, 113-127. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

Т. 42. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило-

софии //Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма

//Полн. собр. соч. Т. 23. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М. :

Мысль, 1974. Буржуазная философия ХХ века. М. : Политиздат, 1974. Философия и культура. М. , 1987. Современные зарубежные концепции диалектики. М. , 1987. Новая технократическая волна на Западе. М. , 1986. Проблема человека в западной философии. М. , 1988. Буржуазная философская антропология ХХ века. М. , 1986. Философия. Религия. Культура. М. , 1982. Лейбин В. М. Из истории возникновения психоанализа //Вопросы

философии. -1988. -N4. Гусев С. С. , Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии.

М. , 1985. Платон. Государство //Соч. в 3-х т. М. , 1971. Т. 3(1). Аристотель. Метафизика //Соч. в 4-х т. М. 1975. Т. 1. Бэкон Ф. Новый Органон //Соч. в 2-х т. М. , 1972. Т. 2. Декарт Р. Избранные произведения. М. , 195О. Спиноза Б. Этика //Избранные произведения. В 2-х

т. М. , 1957. Т. 1. Кант И. Критика чистого разума //Соч. в 6 т. М. , 1964. Т. 3. Гегель. Энциклопедия философских наук. М. , 1975. Т. 1. Наука

логики. Сковорода Г. Соч. в 2-х т. М. , 1973. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М. , 1987. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М. , 1987. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма.

М. , 1987. Герцен А. И. Соч. в 2-х т. М. , 1985-1986. Чернышевский Н. Г. Соч. в 2-х т. , М. , 1986-1987. Федоров Н. Ф. Соч. М. , 1982. Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. М. : Мысль, 1988. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. , 1989. Шпет Г. Г. Сочинения. М. , 1989. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопросы

философии. -199О. -N1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии. -1989.

-N5. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М. : Мысль, 199О. Мах Э. Анализ ощущений и отношений физического к психическому.

М. , 19О7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М. , 1989. Леви-Срос К. Структурная антропология. М. , 1983. Сартр Ж. П. Экзистенциализм -это гуманизм. М. , 1953. Камю А. Избранное. М. , 1989. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч. Ч. 1 /Под ред. И. Г. Фролова. М. , 1989. С. 74-367. Краткий очерк истории философии. М. , 1981. Макаров А. Д. Историко-философское введение к курсу марксист-

ско-ленинской философии. М. :Мысль, 1972.

2К теме 3. Философская мысль в Башкортостане. Азаматов Д. М. Просветительско-демократическая мысль и расп-

ространение марксизма в Башкирии. Саратов:

СГУ, 1984. Валеев Д. М. Нравственная культура башкирского народа: прошлое

и настоящее. Уфа: Башкнигоиздат, 1989. Вильданов А. Х. , Кунафин Г. С. Башкирские просветители - демокра-