Смекни!
smekni.com

Файзуллин Ф.С. - Введение в философию (стр. 88 из 93)

Особое значение приобретает утверждение и расширение демократии, предоставление человеку широкой гаммы прав и их гарантий, равенство прав и обязанностей для всех.

Расширение свободы предполагает также преодоление элементов отчуждения, проявляющихся и в сохранении значительных масштабов тяжелого ручного труда, в бюрократизации управления и отделении большинства от участия в нем.

Свобода означает, что личность обладает возможностями выбора линии поведения в различных ситуациях, образа действий, больше того, своего места в жизни и т. д. Проще говоря, свобода есть тогда, когда человек выступает не просто в качестве пассивного объекта, но как активный субъект, не только самостоятельно и при том сознательно действующий, но и готовый отвечать за свои действия.

Понятно, что объективные условия не только обеспечивают свободу, но и ограничивают ее определенными пределами.

Однако в этих пределах формирование и развитие личности - это процесс ее самореализации, включающий активный выбор и не менее активную деятельность по его реализации. Самореализация личности это выявление ее потенций, ее способностей и их развитие и применение на деле.

В принципе верно, что надо стараться не садиться не в свои сани, рубить дерево по себе и т. п. , т. е. правильно оценивать свои силы и способности. Но гораздо важнее, как говорилось встарь, не зарывать свои таланты в землю, помнить, что они могут проявиться и развиться только в деятельности, что под лежачий камень и вода не течет.

Ни бесконечные самоограничения, ни тем более постоянная боязнь растратить себя не прибавят человеку ничего путного, разве только несколько дополнительных, но пустых и бессодержательных лет жизни, да и та далеко не всегда. И только через деятельную, многогранную и богатую в своих проявлениях жизнь, жизнь в хорошем смысле слова во все стороны достижима наиболее полна и самореализация личности, а вместе с тем и подлинная содержательная наполненность самой жизни. При этом свобода личности неотделима от ее ответственности. Как нет прав без обязанностей, так нет и свободы без ответственности личности перед обществом, перед другими людьми. Причем мера ответственности определяется местом и ролью, которую человек играет в обществе по принципу: кому много дано, с того много и спросится. Справедлива и верна позиция поэта Леонида Мартынова: "Я уяснил, что значит быть свободным, Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе!"

Свобода и самореализация личности неотделимы от социальной политики, подчиненной удовлетворению ее интересов и потребностей, как материальных, так и духовных. Нельзя не согласиться с мнением относительно того, что формула "человек выше сытости" несерьезна, ее мог изобрести лишь тот, кто никогда не голодал. Однако можно присоединить свой голос и к латинянам, которые говорили, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Короче говоря, потребности в пище, одежде, в жилье и т. д. их удовлетворение не должно превращаться в самоцель, в вещизм. Удовлетворение этих потребностей призвана стать надежной базой для удовлетворения высших, духовных потребностей - в интересной работе, в ценностях литературы и искусства, в любительских занятиях и т. д.

Человек никогда не станет выше сытости, не удовлетвориться тряпьем вместо нормальной одежды и т. д. , но его необходимо избавить от того, чтобы ломал себе голову над тем, что и где поесть, как более или менее прилично одеться, с тем, чтобы он мог отдаться удовлетворению высших, духовных потребностей, которые равносильно развитию способностей личности, их богатству и многогранности, развитию ее творческого потенциала.

Сытый разве только то может дать ближнему, что не испортит ему настроения, духовно же богатый человек может обогатить и общество и свое окружение поделившись теми ценностями, которыми овладел он сам. Здесь, на этом уровне многообразие потребностей равнозначно богатству способностей, реализующихся в многообразных видах деятельности.

Анализ проблемы человека показывает, что в настоящее время настоятельной необходимостью становится интеграция, естественных, технических и гуманитарных наук в ее исследовании.

Необходимость такой интеграции и объясняется уже тем, что человек - существо биосоциальное, как и тем, что поле деятельности человека все более расширяется - она охватывает и землю, и космос, и биосферу и техносферу, области производства материального и производства духовного и т. д.

Поэтому человековедческие аспекты все чаще становятся органической составляющей исследований естественных и технических наук это и вопросы социальной эффективности, экологичности технических решений, и проблемы выживания человека в условиях обострения экологической ситуации, требующие для своего решения совместных усилий представителей и естественных, и технических, и гуманитарных наук. Можно наметить и иные аспекты, где стыкуются естественные и гуманитарные науки.

Так, пересадка органов, перспективы генной инженерии ставят ряд острых вопросов на грани биологии, медицины и этики. решение задач в области технической эстетики требует совместных усилий людей, занятых в области эстетики и технических наук и т. д.

Развитие атомной энергетики, события вокруг Чернобыля высвечивают опять-таки целый комплекс человековедческих проблем, решение которых требует участия и физиков, и медиков, представителей технических наук, а наряду с этим и наук гуманитарных.

Все это объясняет, почему в последнее время так настойчиво поднимается вопрос о гуманитаризации образования, в особенности инженерного и естественно-научного.

В целом проблема человека приобретает все большую остроту, а вместе с тем и статус одной из глобальных проблем. Во всяком случае она выступает как важнейшая составляющая практически любой из иных глобальных проблем. В заключение остановимся кратко на вечной проблеме - проблеме жизни и смерти.

Рассматривая с различных сторон проблему человека нельзя обойти и вопрос о жизни и смерти. При этом пристальный интерес к этой стороне существования каждого индивида, к его конечности проссматривается, начиная с древнейших времен и до наших дней. Действительно, каждый из нас проходит по сути дела один и тот же путь, прочерчивая траекторию от рождения через все перипетии жизни вплоть до ее завершения, до смерти. Естественно поэтому стремление, с одной стороны, прояснить само понятие жизни, понять ее смысл и особенно разобраться с вопросом о смерти, с вопросом о конечности жизни. Еще древние римляне оставили нам в наследство крылатые слова: "Memento mori!" - помни о смерти. Не случайно эти вопросы всегда занимали не только религию и философию, но и искусство, где в частности, трагическое обычно связано со смертью, с гибелью героев.

Смерть - естественный конец всякого живого существа. Человек в отличие от всех других живых существ сознает свою смертность. С точки зрения осознания смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни смерть и рассматривалась всегда философией.

Еще в глубокой древности египтяне утверждали, что земное существование человека выступает как подготовка к загробному бытию. Отсюда вытекало построение и укрепление гробниц, развитый культ мертвых. Близок к этой позиции и культ предков, согласно которому умерший продолжает существовать в своих потомках и лишь при их отсутствии умирает окончательно. Уже в этих подходах заметно стремление людей преодолеть трагизм смерти, конечность жизни. Преодолеть страх смерти и дать ей своеобразное истолкование пытался Сократ, утверждавший согласно Платону, что "те, кто подлинно предан философии, заняты по сути вещей, только одним - умиранием и смертью". Платон же, развивая этот взгляд, утверждал, что смерть есть отделение души от тела, ее освобождение из "темницы". Тем самым смерть оказывалась лишь смертью тела, тогда как бессмертная душа продолжала существовать, хотя и в ином, неземном измерении (если она не переселялась в другое тело).

Так еще в древности родилась идея вечности и бессмертия души, призванная смягчить трагизм смерти и по-своему преодолеть конечность жизни. В дальнейшем в различных вариантах она использовалась в разных религиозных системах, в том числе и в христианстве, а через него эта идея стала определяющей традицией в европейской духовной жизни.

Иное понимание смерти и путей преодоления страха перед ней складывается в философии Эпикура. Суть позиции Эпикура предельно проста. Во-первых, душа смертна, она умирает вместе с телом, а во-вторых, смерти для человека не существует, так как он с ней "не встречается" и ему в силу этого нечего ее страшиться. Эта мысль по-своему глубока.

В новое время был продолжен диалог сторонников идеи бессмертия души и преодоления, хотя и иллюзорного конечности человеческого бытия и тех, кто пытался решать эту проблему с рационалистических позиций.

По словам Спинозы "человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". Иными словами, философ в противовес формуле "Помни о смерти!" призывает: "Помни о жизни!" и размышляет о ней.

По сути дела и поныне намеченные выше два различных подхода, хотя и в своих специфических вариантах прослеживаются в религиозной и философской мысли. Либо это те или иные варианты идеи бессмертия души и продолжения ее жизни в потустороннем мире, либо это утверждение конечности жизни индивида, обретающего бессмертие лишь в продолжении человеческого рода и в известном смысле в своих земных деяниях.

Особое место проблема конечности человеческой жизни занимает в экзистенциализме. Человеческое существование с точки зрения этой философии трагично, потому, что оно конечно, ему присущ экзистенциальный страх, связанный с осознанием конечности бытия. Причем именно этот страх, особенно в так называемых "пограничных ситуациях" способен открыть перед человеком завесу, скрывающую сущность его существования.