Смекни!
smekni.com

Файзуллин Ф.С. - Введение в философию (стр. 68 из 93)

Крушение тоталитарных режимов в Европе, переход от жестокой системы экономического регулирования к свободной рыночной экономике, а также поиск новых правовых основ взаимоотношения личности и общества выдвигают на первый план идею правового государства и гражданского общества. Они имеют первостепенное значение для положения личности в обществе.

Что же такое правовое государство? Какова его сущность, теоретико-идеологическая предыстория и конкретные формы современного воплощения? Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, разрабатывался еще античными авторами, но в основном его теория сложилась в XVII-XIX веках в работах Д. Локка, Монтескье, Руссо, Канта.

Правовое государство - это такое государство, в котором, во-первых, реально осуществляется приоритет права над всеми другими принципами в организации государственной власти (классовыми, сословными, национальными и т. д. ); во-вторых, реализуются все основные права и свободы граждан. Это значит, что государство, издавшее закон, обязано руководствоваться им в своей деятельности до тех пор, пока он существует, хотя имеет право отметить или изменить его. Право определяет границы свободы как общества в целом, так и отдельного человека. Здесь можно говорить о диалектике прав и обязанностей, о мере дозволенного и недозволенного. Признавая свои права, человек обязан соблюдать и права других.

В правовом государстве человек волен выбирать духовные ценности, профессию, образ жизни, а также должен гарантировать ему неприкосновенность жилища, частной жизни и т. д. В таком обществе господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обеспечивается предсказуемость действий всех официальных государственных учреждений. В-третьих, государственное управление организовано при обязательном разделении независящих друг от друга, самостоятельно избираемых трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Выполняя свои функции, они уравновешивают и контролируют друг друга, выступая против различных нарушений и злоупотреблений властью.

Таким образом, правовое государство опирается на основной закон (конституцию), который регулирует отношения власти и личности. Власть в нем ограничена законом, а само государство является правовым постольку, поскольку охраняет права граждан. В государственном регулировании общественных отношений действует принцип "разрешено все то, что не запрещено законом". Свобода и права других людей выступают как единственный ограничитель свободы личности, т. е. свобода каждого кончается там, где она нарушает свободу других.

Теория правового государства тесно связана с понятием гражданского общества, которое рассматривалось уже в античности. Так, в философии Аристотеля под гражданским обществом понималось просто "объединение граждан", они являются свободными и равными участниками союза и подчиняются одной политической власти. Как отмечалось ранее, в это время гражданское общество и государство не отделялись друг от друга. В эпоху Просвещения и французских революций гражданское общество - это общество свободных частных собственников, свободных от политического регулирования и государственного вмешательства. Теорией гражданского общества занимались и другие философы: Гегель, О. Кант, К. Маркс. В целом можно сказать, что в нем существует система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые обеспечивают условия для самореализации личности. Это различные ассоциации, клубы, союзы, объединения, в которых оформляются экономические, профессиональные, религиозные, культурные интересы граждан, не охваченные влиянием государства и политической системой.

Наличие гражданского общества обеспечивает свободу личности и суверенитет по отношению к власти, предотвращает тоталитаризм и этатистские тенденции в общественном развитии, т. к. упор делается на самоценность индивида, его личную значимость.

Правовое государство является необходимым шагом в формировании гражданского общества. Для России, в которой традиционно решающая роль в формировании общественной системой принадлежала государству, это особенно актуально и значимо.

Основные направления развития современной политической системы, очевидно, будут связаны с деэтатистскими тенденциями (от франц. слова - государство). Это значит, что будет постепенно осуществляться освобождение общественной и личной жизни от повсеместного контроля со стороны государства. С другой стороны, начнет возрастать роль и значение таких элементов политической системы, как партии, профсоюзы, средства массовой информации, различные общественные движения.

И, наконец, произойдет формирование гражданского общества на основе регулируемой, социально ориентированной рыночной экономики и многообразия форм собственности, представляющего собой естественный путь развития всех стран и народов, достигших необходимого уровня экономической, политической и духовной зрелости.

Тема 14. Культура и цивилизация

14. 1. _Понятие культуры. Сущность, структура и основныефункции культуры. Культура и деятельность.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Это археология, этнография, история и социология. Каждая из этих наук создает свое определенное представление о культуре. Археология по остаткам, дошедших до нашего времени, изучает культуру исторических предков, ныне живущих или исчезнувших народов. Этнография занимается культурой представителей различных национальностей во всем ее многообразии и целостности. Своя точка зрения на культуру как на объект исследования имеется у историков и социологов. Отсюда и огромное количество определений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей свое определение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до 250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой литературе их около 500. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т. е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом.

Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры, одним из наиболее исчерпывающих и лаконичных определений культуры является определение известного культуролога Э. С. Маркаряна. Оно гласит: "Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития.

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в "пайдейе", т. е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилизации. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Европе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейшего качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дьявола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.

Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философское направление "критики культуры". Последователи этого направления (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чистоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности "культурных" наций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру прежде всего с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.