Смекни!
smekni.com

Идеологические доктрины: цивилизационные аспекты и национальный колорит (стр. 1 из 9)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ

1. Либерализм и консерватизм

2.Либерализация и социализация

3.Национальная специфика идеологических доктрин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ


ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Идеологические доктрины: цивилизационные аспекты и национальный колорит» по дисциплине «Экономическая теория».

В работе проанализированы католическо-протестантские основы идеологии либерализма и неоконсерватизма; либерализация, капитализация и социализация рассматриваются как особенные национальные и конкретно-исторические формы общецивилизационных трендов индивидуализации и обществизации; специфика идеологических доктрин в Украине изучается в контексте цивилизационной и национальной идентичности большинства украинских граждан, а также политико-экономических реалий; обоснованы преимущества модернизационного курса на демократическую либеральную социализацию экономики и общества.

О силе общественного запроса на кардинальные перемены свидетельствует смена политической власти практически во всех странах, где парламентские или президентские выборы состоялись в 2009—2010 гг. Не является исключением и наша страна. Но, в отличие от многих соседей по планете, достаточно устойчиво позиционирующихся в мировой "табели о рангах" на основе цивилизационной определенности и национального консенсуса, Украина еще не обрела подобную устойчивость. Тем не менее ее граждане вправе рассчитывать на завершение почти 20-летних реформ, диктуемых преимущественно извне, без должного учета национальных интересов, и на воплощение в жизнь национальной стратегии модернизации, которая отвечала бы достигнутому уровню самоидентификации украинского общества и перспективам укрепления национальной идентичности.

Точно так же идеологию модернизации следует не импортировать, а взращивать на национальной почве, питать прежде всего соками родной земли, не чураясь и мирового опыта. Разумеется, речь не идет о государственной монополии на какую-либо идеологию — либеральную, консервативную, этатистскую, коммунистическую и др. Например, трудно представить себе, чтобы идеология крупного капитала стала "родной" для наемных работников. Но ученые не могут не предлагать варианты идеологического консенсуса, который соответствовал бы цивилизационной и национальной идентичности и способствовал достижению общественного согласия в отношении настоящего и будущего страны.

Полтора-два десятка лет тому назад на фоне краха социалистической системы и распада СССР весьма популярной и признанной была идея всеобщей победы либерализма и, как следствие, "конца истории". Мировой экономический кризис 2008— 2010 гг. многие ученые не без оснований связывают с вредоносностью для глобальной и национальных экономик неолиберальной экспансии и однополюсности мирового экономического устройства. Реформы в духе "Вашингтонского консенсуса" отнюдь не приблизили к мировому лидерству те страны, в которых они добросовестно осуществлялись. Уж очень быстро победа обернулась поражением. В этом контексте весьма сомнительными могут показаться предложения об активном продвижении либерально-демократического проекта в Украине. Но это лишь на первый взгляд. Следует согласиться с убедительно обоснованным выводом В. М. Гейца о том, что неудовлетворительные результаты реформ в Украине связаны с доминированием не либеральных, а консервативных (в терминах П. Кругмана) по своему характеру решений и действий властных структур. Однако признание достаточности как указанного вывода в качестве аргумента для продвижения либерально-демократического проекта, так и содержания последнего для успеха модернизации означало бы завершение дискуссии. Между тем она только разворачивается.

Поэтому, мы полагаем, нуждаются в осмыслении и обсуждении, по меньшей мере, три группы тем.

Первая группа включает вопросы о цивилизационных истоках, эволюции и формах либерализма и консерватизма, а также их имманентности различным цивилизационным общностям, вторая группа — об общецивилизационных основаниях либерализации, капитализации и социализации, а также их исторических и национальных форм. Наконец, третью группу образуют вопросы специфики идеологических доктрин в Украине с учетом ее цивилизационной и национальной идентичности, а также современных политико-экономических реалий.


ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ

1. Либерализм и консерватизм

Есть серьезные основания полагать, что либерализм и его главные течения — прогрессистское и консервативное являются следствием капиталистического развития католическо-протестантской цивилизации. Зародыши либерализма возникают еще в ортодоксальном католичестве, оплодотворенном рационалистическими идеями Пьера Абеляра и Фомы Аквинского, и отражают по преимуществу не осознанную массовую неудовлетворенность феодальными порядками и сословными путами. В эпоху Возрождения закладываются мировоззренческие предпосылки нового видения человеком себя самого в окружающем его мире. В процессе Реформации и Контрреформации, борьбы католичества и протестантизма на фоне просвещенческих сдвигов и капитализации экономики и общества рождаются, с одной стороны, революционные по тем временам базовые постулаты классического либерализма, общие для всего западного мира (свободная и ответственная личность, частная собственность, свободное предпринимательство и торговля, равенство перед законом, правовое государство), а с другой стороны, — должным образом не осмысленные католическая и протестантская версии либерализма, взаимосвязи между которыми с течением времени только усложняются и отнюдь не исчерпываются жесткой конкуренцией, взаимообогащением или ге-терофобией.

Указанные классические постулаты были известным образом материализованы в буржуазном обществе XVIII в. — жизненном мире свободных и равных собственников, проживавших в местных сообществах и объединенных в национальное государство, которое признает и защищает некоторые права и свободы своих граждан. Адепты либерализма считали, что в соответствии с традициями древнегреческой полисной демократии право голоса в государственных и общественных делах должно признаваться только за собственниками средств производства, приумножающими свою собственность, а гарантией их личной свободы должны быть юридически закрепленные права гражданина, защищенные законом и независимым судом. В начале XIX в. были сформулированы общие для католиков и протестантов идеи демократического правового государства. Подобная общность идей характерна и для экономического либерализма физиократов, А. Смита и Д. Рикардо.

Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация, утверждение экономической власти крупного капитала, разорение десятков тысяч мелких собственников и образование целой армии наемных работников катализировали эрозию социальной базы и опорных принципов (прежде всего, равенства и свободы) классического либерализма. Немилосердная эксплуатация буржуазией лишенных в ее глазах человеческого достоинства несобственников средств производства привела к жесткому классовому противостоянию, чреватому гибелью капиталистического порядка. Императивом выживания и прогресса последнего стало включение граждан, у которых не было собственности, в демократический процесс. Это потребовало переосмыслить и переформулировать ряд постулатов классического либерализма и естественных прав человека, прежде всего на жизнь и на собственность. Различия между католической и протестантской версиями либерализма обозначились вполне определенно. Первая оказалась более открытой необходимым переменам. Например, было признано, что для граждан, существующих за счет продажи своей рабочей силы, право на жизнь может быть реализовано только в виде права на достойный труд, к чему общество не может быть безучастным. В условиях современной экономики знаний прогрессивные либералы близки к признанию равноценности собственности на традиционные средства производства и собственности на сущностные силы как способность к творческой деятельности и на ее результаты (например, интеллектуальный продукт).

Большинство приверженцев протестантской версии либерализма отдали предпочтение ортодоксии.

Политически, под давлением обстоятельств, они были вынуждены отказаться от постулатов

1) участия только собственников средств производства в общественном договоре, формировании гражданского общества и делегировании правительству необходимых полномочий, а также

2) неизбежной угрозы со стороны малоимущих для частной собственности и свободы личности, но идеологически остались "верны принципам", о чем свидетельствуют, например, политические решения и действия указанных приверженцев в периоды пребывания во власти (на памяти - недавние политические "новации" правительства Дж. Буша-младшего — рецидивы цензуры, тюрьмы для "террористов", элементы "приватизации" государственных функций).

Разумеется, было бы неверно отождествлять прогрессивный либерализм и католическую версию либерализма, консервативный либерализм и протестантскую версию либерализма. Реальная идеологическая палитра не столь однозначна. Католическая версия либерализма не лишена ортодоксии, а протестантская версия — инноваций. Но нельзя не признать большую инновационность первой.

Несмотря на крутые исторические повороты, будь то Великая депрессия, возвестившая о крахе идиллии свободной конкуренции, или утверждение постиндустриализма и глобальной экономики, которая принципиально отличается от экономики времен рождения классического либерализма, его адепты остаются не только верноподданными, но и активными агентами продвижения в новых условиях базовых постулатов экономического либерализма (частная собственность, свободное предпринимательство, чистая конкуренция, свободная торговля, государство — "ночной сторож" и т. п.), ярыми противниками социального либерализма и оппонентами ряда положений либерализма культурного (например, гарантий невмешательства государства в личную жизнь, свободы выбора возраста добровольного согласия на вступление в брак). Если и допускаются какие-либо отклонения от "жесткого ядра", то непринципиальные и тактические, как, к примеру, признание за правительством права не только обеспечивать экономику достаточным количеством центральных денег, но и проводить умеренную монетарную политику. Главные усилия направляются на поиск дополнительных аргументов в защиту "чистоты принципов", а также на их активную экспансию, примерами чего являются экономический империализм, маркетизация общества и неолиберальный глобализм.