Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 4 из 20)


1.2 Виды авторских произведений

Существует традиционное разделение авторских произведений на непосредственно указанные в законе и произведения, являющиеся таковыми в силу обладания признаками авторского произведения.

Авторские произведения подразделяют на основные и производные (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Под последними понимаются переводы, различного рода обработки, аннотации, рефераты резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки ранее созданных произведений.

Помимо самостоятельных произведений выделяют произведения составные — энциклопедии, антологии, базы данных и прочие произведения, в которые входят материалы, как других произведений, так и произведений, не имеющих авторских признаков (например, информационных сведений или нормативных правовых актов). Типичным примером составных произведений являются периодические издания (газеты, журналы), включающие в себя тексты авторов, комментарии, графические произведения и пр. Принятое выражение («составные произведения») не вполне точно, поскольку позволяет допустить, что самостоятельные произведения являются частью (элементом) составных. На самом же деле составным произведением является система подбора и (или) расположения материалов, вошедших в составное произведение. Да и то лишь в случаях, когда проведенная работа по отбору и оценке, компоновке материалов, их взаимному соотношению является творческой, а не механически осуществленной.

В состав таких произведений могут включаться любые материалы, но у составителя не возникает на них авторского права (например, если включены статистические данные, то составитель не становится их автором). И наоборот, составитель становится автором составного произведения в указанном выше смысле и тогда, когда у каждого вошедшего в составное произведение теста (материала) есть собственный автор.

Произведения также делят на литературные, художественные и научные. Но такое деление условно. По мнению Э.П. Гаврилова, отсутствие принципиальных различий в правовом режиме произведений науки, литературы и искусства не требует жесткого их разграничения[18]; он также полагает, что и математические формулы следует включать в понятие «литература».

В принципе это верно, потому что в науке для выражения мыслей автора используется только знаковая система, по существу совпадающая с системой передачи идей автора в литературе, а авторское право защищает именно форму. Но полностью согласиться с предложением отказаться от различения указанных видов произведений мешает квалификационное различие полученных результатов. Ведь признание или непризнание произведения авторским зависит и от того, что полагает созданным и сам автор. Допустим, автор при обращении в научный журнал утверждает о том, что им создана оригинальная система понятий в сфере механики и предлагает материал к публикации. Вместе с тем может обнаружиться, что никакой творческой новизны для данной области знаний изложенный текст не содержит, что не позволяет признать его именно научным произведением. Но имеется — пусть и низкого уровня — авторский текст, который способен квалифицироваться как литературное произведение. И если автор настаивает на признании авторства для публикации в научном журнале, то отказ будет правомерен. Вообще говоря, мы, кажется, несколько принижаем значение личных представлений и оценок автора относительно существа и квалификации созданного им творения. В традиционном понимании механизм появления авторских прав связывается почти исключительно с наличием норм объективного права, действия субъектов под их влиянием приобретают характер поступков, т.е. порождают (изменяют, прекращают) права и обязанности безотносительно направленности воли. Вряд ли такой подход правилен во всех случаях.

Надо признать, что авторским правом должны охраняться и произведения, которые трудно отнести как к науке, так и к искусству или же литературе — например, произведения технического по смыслу характера, изложенные в словесной форме. Отсюда следует, что до квалификации изобретений и иных объектов патентного права в качестве таковых они находятся под воздействием авторского права. Так, описание технического усовершенствования еще до регистрации его в качестве изобретения уж; находится в режиме авторского произведения (если есть соответствующие признаки).

В авторском праве существует также деление произведений не обнародованные и необнародованные, что в основном совпадает с делением на опубликованные и неопубликованные. Обнародование — это действие, которое совершено с согласия автор; и делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Что же касается опубликования, то под ним признается выпуск (с согласия автора) в обращение экземпляров произведения в количестве достаточном дл« удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Наиболее популярным случаем опубликования является издание произведения. Основное значение, указанное деление имеет в тех случаях, когда требуется, определит: возможность воспользоваться произведением другим лицам. Если необнародованные произведения в принципе не могут кем-либо использоваться, то обнародованные в ряде случае могут быть использованы третьими лицами (например, в общественных целях, в целях личного потребления т.п.).

Авторские произведения, указанные непосредственно в законе, В п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права названы следующие произведения:

—литературные произведения;

—драматические и музыкально-драматические произведения и сценарии[19];

—хореографические произведения и пантомимы;

—музыкальные произведения (с текстом и без текста);

—аудиовизуальные произведения (т.е. кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепройзведения);

—произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

—произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

—произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов);

—фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

—географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Ранее уже указывалось, что к объектам авторских прав относятся также программные продукты, но не потому, что они содержательно совпадают с обычными авторскими произведениями, а лишь в целях распространения на них правового режима защиты литературных произведений.

Поясним содержание и юридическое значение отдельных произведений.

Литературные произведения есть авторские произведения в словесной форме и распространяются только на сферу художественного творчества. Наличие в тексте отдельных рисунков и схем не изменяет характер литературного произведения, поскольку обычно лишь служит задаче усиления восприятия образов, изложенных словесно. Помимо обычных художественных литературных произведения любой творческой формы к ним относятся также речи, спичи, лекции, доклады и иные устные выступления, письма, дневники, личные заметки, интервью, дискуссии, письма в редакцию и прочие произведения. Правда, возможность отнесения к таким объектам писем, дневников, черновых набросков, исходно не предназначенных для публикации, является дискуссионной. То же касается и ряда других произведений, которые к литературным произведениям не могут относиться в силу отсутствия надлежащей формы.

Дипломные работы студентов нормативно представляют собой творческие попытки продемонстрировать степень овладения изученным материалом, поэтому они (если эти требования соблюдены) также являются объектом авторского права. То же касается и лекций преподавателей. Если даже лектор составляет свое выступление из законодательных положений и (или) высказываний других авторов, ему принадлежат право на их подбор и расположение[20].

Обычно вопрос об авторстве на указанные произведения не возникает, но если организация намерена каким-либо образом реализовать материалы, составляющие дипломные работы студентов или лекции своих преподавателей, то требуется решить, по крайней мере, три вопроса: а) в какой степени трудовой договор охватывает процесс создания полученных результатов, б) вопрос о вознаграждении и в) об указании авторства конкретных лиц.

Иногда как о литературных произведениях (в широком смысле) говорят и о научных произведениях в словесной форме. Хотя подобный подход и допустим, но по указанным ранее причинам все, же было бы правильным их разграничивать.

Что же касается самих научных произведений, то их общее определение фактически отсутствует. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Под научно-технической деятельностью — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Под научным результатом — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащей новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе[21]. Столь слабое нормативно-правовое регулирование справедливо критикуется[22]. Имеющиеся определения позволяют признавать научными не только результаты с элементами оригинальности, творчества, но и результаты инновации, т.е. факт лишь применения новых знаний.