Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 6 из 20)

Но они также должны отвечать требованиям, предъявляемым к авторским произведениям. При рассмотрении спора между ЗАО (истец) и ООО (ответчик) было установлено, что истец требует взыскания компенсации за нарушение авторских прав в связи: с несанкционированным использованием произведения декоративно-прикладного искусства (детское игровое оборудование как элемент благоустройства придомовых территорий). Истец также утверждал, что произведение создано работниками истца в порядке выполнения служебного задания. Хотя суд первой инстанции удовлетворил требования истца, суд кассационной инстанции отказал в их удовлетворении по следующим соображениям Имеющиеся в деле документы не позволяют установить факт создания произведения силами работников, нет данных о том, что названные истцом граждане являются или когда-либо являлись сотрудниками истца, нет подтверждения выдачи упоминаемым лицам служебного задания. Очевидно, здесь отсутствие названных документов могло бы компенсироваться наличием авторского договора между авторами и истцом, но его тоже не было, а если нет, ни того, ни другого, то логично полагать исключительные права на использование произведения не переданными. Истец также не указал, в чем именно состоит новизна, творчество, оригинальность предметов детского игрового оборудования, по внешнему виду они однотипны массе других подобных устройств широко распространенных во многих городах[35]. При таких обстоятельствах невозможно отнести названные объекты к произведениям, защищаемым авторским правом.

Произведения дизайна законодателем названы в числе произведений изобразительного искусства как самостоятельный вид произведений. Полагаем, что в подобном случае сказалось не только влияние английского языка, обычного для текстов международных договоров. Если соответствующее изображение воплощено в различных потребительских предметах (быта, украшениях и пр.), то после регистрации дизайнерского решения речь идет об ином объекте интеллектуальной собственности — промышленном образце (industrialdisigh). Однако требуется защитить права творца в период до соответствующей регистрации промышленного образца либо в случае, когда такая регистрация почему-либо не планируется.

Драматические произведения и сценарии имеют ту же форму, что и обычные литературные произведения, но они выделяются по назначению — последующему публичному воплощению образов на сцене (съемочной площадке).

Музыкальные произведения радикально отличаются от литературных выражением существа образов — с помощью звуков и других специальных средств (мелодии, ритма, музыкального строя и лада, звуко - высотных линий и пр.). Попытки выделить такие элементы и обосновать возможность их самостоятельной защиты пока оказались несостоятельными и поэтому защита прав автора осуществляется относительно произведения в целом по любым характерным признакам музыки, рождающим оригинальный образ.

Результат творчества композитора подлежит защите и в тех случаях, когда произведение исполняется на других музыкальных инструментах или даже не на музыкальных инструментах.

Нотные записи и иные способы фиксации музыки следует отличать от самих музыкальных произведений.

Поскольку перечень авторских произведений не является исчерпывающим, вносятся предложения об отнесении к ним и других результатов творчества[36]. Так, в последнее время все чаще обсуждается вопрос о признании мультимедийных произведений авторскими. «Мультимедийный» — значит созданный и реализуемый в различных средах (графической, компьютерной звуковой, текстовой и пр.). В узком смысле под мультимедиа понимаю совокупность произведений на цифровой основе, создающих ощущение реальности происходящего на экране монитора и допускающих вмешательство смотрящего в развитие событий. Чаще всего элементы таких произведений вполне подпадают под понятие соответствующего произведения, обычно — аудиовизуального, а в п. 1 ст. 1240 ГК мультимедийные продукты сегодня прямо названы в числе так называемых сложных объектов. Полагаем, в отношении мультимедийных произведений требуются дополнительные изыскания их правовой природы и квалификации[37].

Смежные права и программные продукты, включая базы данных, также относятся к объектам авторского права.

Элементы произведения. Критерии для выделения элемента авторского произведения могут быть различны, исходя из решаемых задач, и поэтому они могут не совпадать с понятием элемента соответствующей книги, картины, научной публикации. Механически выделяемые части литературного произведения, видимо лучше именовать фрагментами или как-то иначе.

Наиболее часто используется признак юридического значения отдельных элементов, что позволяет говорить о юридически безразличных и юридически значимых элементах. К первым обычно относят тему, материал, сюжетное ядро, идейное содержание произведения. Ко вторым — образы и язык произведения. Для первой группы элементов характерно отсутствие образности, по общему правилу она составляет только информацию и факты. Так судебной практике известен случай, когда автор фельетона потребовал от театра прекратить постановку оперетты по сюжет фельетона, но суд отказал в удовлетворении иска, указав, что использование сообщений в прессе при написании либретто не является нарушением авторских прав автора сообщения.

Противоположным примером может служить предписание Антимонопольного комитета РФ одной из организаций прекратить продажу дисков с названием «Моей душе покоя нет», так как она не получила согласия от наследников С.Я. Маршака на использование данной строчки из его перевода стихотворения Р. Бернса. Название сочли настолько оригинальным, само по себе содержащим систему образов, что одно только оно является как таковое литературным произведением[38].

Надо также заметить, что сложившаяся судебная практика допускает признание наименований произведений в качестве самостоятельных объектов в редчайших случаях и скорее под влиянием широкой известности самого произведения.

На необходимость исследовать вопрос об оригинальном (творческом) характере наименования (заголовка) произведения и возможности использовать его самостоятельно обращается внимание и в п. 2 Обзора практики рассмотрения споров от 28 сентября 1999 г. №47.

Очевидно также, что о наименовании как самостоятельном произведении есть смысл говорить вне связи с самим произведением[39], иначе объектом выступает уже не только наименование. Мы полагаем, что требования, которые предъявляются к авторским произведениям в целом, должны предъявляться к любым элементам произведения для того, чтобы получить соответствующую защиту. Подобный аспект (наличие или отсутствие системы образов) как раз и отличает охраняемые и неохраняемые элементы литературного произведения.

Что же касается такого элемента, как персонаж, то действующее в произведении лицо обычно в наиболее яркой, рельефной форме выражает оригинальный авторский мир и аккумулирует особенности формы произведения. Как отмечают специалисты, во многих странах судебная практика изначально готова признавать персонаж самостоятельным элементом произведения и объектом права[40]. Тем не менее, в российской судебной практике вопрос о признании персонажа самостоятельным элементом, способным к защите, справедливо связывается с наличием в нем признаков, указывающих на исключительность образа. И это правильно. Так, образ ходжи Насретдина по существу един и известен всем заранее; поэтому в любом произведении (литературном, аудиовизуальном и пр.) на такую тему авторский, творческий аспект переносится на иные элементы (подбор фактов, оригинальное исполнение артистами и пр.), персонаж же в данном случае не защищается.

В связи с этим следует правильно понимать указание п. 7 ст. 1259 ГК РФ о том, что авторские права распространяются на «часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям», предъявляемым к произведениям в целом. Из приведенного положения вовсе не следует, что обновленное законодательство ос интеллектуальной собственности признало персонажи, названия и прочие элементы самостоятельными объектами авторского права

Образы произведения иногда именуют внутренней формой. Она может использоваться для создания нового произведения при непременном условии, что будет получено согласие первоначального автора, дан источник заимствования, а само новое произведение также будет характеризоваться новой системой образов. Язык же называют внешней формой и понимают под ним свойственную именно данному автору совокупность средств и приемов для создания художественных образов. Типичным примером здесь может стать сочетание прозы и стихотворений Л. Пастернака в «Докторе Живаго», В. Аксенова в «Цапле».

Сказанное вполне можно отнести и к научным произведениям, где также есть охраняемые и неохраняемые элементы. Например, в используемых фактах, приемах исследования, теоретических основах обычно нет признаков творчества и они сами по себе (вне авторской формы) не охраняются правом (обычно все это, известно, заранее). Иное дело — последовательность, специальная аргументация и научный аппарат, подходы к раскрытию научных идей, особые символы (знаки, язык), методы компоновка материала. Отчасти подобный срез научного исследования выражается тем, что ранее мы предложили именовать «уникальности логики идей» автора.