Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 7 из 20)

Если подытожить, то можно утверждать о невозможности заранее заявить о правовом значении того или иного элемента произведений и допустимости признать его самостоятельным объектом авторского права. Во всех таких случаях следует опираться на эстетический, семантический, теоретико-концептуальной и эта анализ выделенного элемента[41], соотнести его с образами произведения в целом. Следовательно, нельзя и создать норму права, которая бы изначально содержала ответ на подобный вопрос.

Материальная форма воплощения авторского произведения также не образует самостоятельного элемента произведения. Права на объекты материального мира, обеспечивающие восприятие произведений, находятся в соответствующем вещно-правовом режиме (раздел 2 ГК РФ). Поэтому и передача таких вещей, переход права собственности на них к другому лицу сами по себе не влекут возникновения у приобретателя прав на авторское произведение (ст. 1227 ГК РФ).

Произведения, на которые не распространяется авторское право. На прочие произведения, т.е. не имеющие указанных ранее признаков, авторское право не распространяется.

Непосредственно в силу не считаются объектами авторского права:

—объекты, по которым истек срок действия авторского права; истечение данного срока не влияет на охрану правомочий авторства, имени автора и неприкосновенности произведения;

—официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

—государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и пр.), а также символы, знаки муниципальных образований;

—произведения народного творчества;

—сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

К приведенному перечню, изложенному, прежде всего в п. 6 ст. 1259 ГК РФ, необходимо добавить следующее.

Произведения народного творчества не признаются авторскими произведениями, в силу того что их автором является народ в целом и здесь нет возможности персонифицировать автора. В литературе предлагалось включить их в число авторских произведений, но такая позиция поддержки не нашла. Тем не менее, полагаем уместным вернуться к обсуждению проблемы. Если не: необходимости распространять правовой режим авторского права на произведения народного творчества в пределах страны, тс существует необходимость обеспечить их защиту за рубежом. Народное творчество в многоликих его проявлениях является национальным достоянием; в этом своем качестве оно также нуждается в поддержке и защите, которую могло бы осуществлять государство или уполномоченные им органы. Возможные финансовые поступления от использования таких произведений резидентами других стран могли бы быть направлены на развитие данной сферы творчества.

У официальных документов, в том числе и у административных актов и судебных решений, конечно же, есть авторы в широкому (бытовом) значении, а сами они чаще всего имеют признаки авторских произведений. Однако, желая разграничить публичный и частный интерес в таких случаях, законодатель в волевом порядке исключил документы из числа защищаемых авторским правом[42].

В соответствии со ст. 1264 ГК РФ права авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежат лицу, создавшему соответствующий проект. Разработчик проекта вправе обнародовать свой проект а также указать свое имя, если это не запрещено государственным органом или органом местного самоуправления или международной организацией, по заказу которых разработан проект Данный проект (документа, знака, символа) может быть использован заказчиком для подготовки соответствующего документа (знака, символа) и без согласия разработчика, если проект опубликован им или направлен в соответствующий орган (организацию в ходе подготовки документа (знака, символа) в его проект заказчик может вносить дополнения и изменения, а после официального принятия проекта к рассмотрению он может использоваться и без указания имени разработчика. Надо заметить, что аналогичные соображения высказывались и до принятия четвертой части ГК РФ[43]

Относительно сообщений информационного характера следует пояснить, что они не признаются объектами авторского права, лишь до тех пор, пока не появятся признаки творчества. Так, при составлении расписания движения поездов, хотя и проводится только техническая работа, но также достигается определенный новый результат. Если же создатель расписания применит какую-то особую систему подачи материала, его расположения, то он может рассматриваться и автором творческого произведения. Например, известен случай, когда автора нотации (нотной записи) не признали автором нового творческого произведения — нотация есть лишь техническая работа по письменной фиксации (выражению) соответствующих звуков. Но если бы было установлено, что истец не просто записал народную песню, но и произвел ее обработку (т.е. по существу создал новый образ), то он мог бы быть признан автором этого произведения.

Образно и в художественной форме можно представить даже сообщение о погоде, но на практике сжатость материала не позволяет творчески подходить к передаче такого сообщения.

Особо следует сказать о программах теле- и радиопередач. Ранее они в принципе не рассматривались как объекты авторского права. Однако после вынесения 19 мая 1994 г. Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ рекомендации «О правовой природе программ теле- и радиопередач, публикуемых в периодических изданиях» ситуация изменилась. Данной рекомендацией признавалось, что при определенных обстоятельствах указанные программы могут рассматриваться как самостоятельный объект авторского права. Вопрос такого порядка следует решать применительно к конкретной публикации о передачах и исходя из их формы представления. Позднее в п. 1 Обзора практики рассмотрения споров от 28 сентября 1999 г. № 47 было отмечено, что программа теле- и радиопередач как информация о времени выхода в эфир не является объектом авторского права. Публикации только сведений о времени выхода передач не имеют признаков самостоятельного авторского произведения, хотя и являются информацией.

Поскольку авторское право защищает только форму, а не содержание, публикация о передачах признается объектом авторских правоотношений в случае, если она творчески оформлена, например, сопровождается пояснениями, комментариями. Поскольку информация о передачах не является самой программой передач, она, конечно, должна быть отнесена к обычной информации, и телерадиокомпании не вправе требовать при предоставлении информации о своих передачах какого-либо вознаграждения

Отдельно следует сказать о различного рода методических материалах, в том числе подготовленных преподавателями учебных заведений для обеспечения учебного процесса. По сложившейся традиции подобные материалы не признаются авторскими произведениями, относительно роли преподавателя, подготовившего учебно-методическую разработку (например, план семинаров рабочую программу курса и т.п.), обычно указывается, что он лишь «составитель», но не автор. Это и незаконно и несправедливо. Если даже допустить, что функция преподавателя сводилась к подбору и расположению иных оригинальных текстов, тем не менее, у него возникает авторское право на такую обработку и компоновку. В большинстве же случаев учебно-методические материалы имеют в основе оригинальный текст и должны квалифицироваться как самостоятельные авторские научные произведения. Не мешает подобному выводу и наличие служебных отношений преподавателя и учебного заведения (Нельзя отнести учебно-методические материалы и к официальным документам, не пользующимся защитой авторского права Методические материалы организаций могут быть двух видов: одни выполняют функции организации производственных и иных процессов, утверждаются от имени организации и тогда должны относится к официальной организационно-распорядительной документации, другие направлены лишь на оказание помощи в виде советов, рекомендаций, разъяснений и подсказок от имени конкретного специалиста и не вводятся в действие от имени организации (если даже и издаются ею). По общему правилу по учебно-методическими разработками для учебного процесса понимаются тексты (издания), содержащие материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины или ее части. Такие разъясняющие и ориентирующие материалы не являются видом организационно-распорядительной документации и не содержат ни правовых, ни локальных норм организации.

Понятно также, что авторское право не распространяется и те явления, которые сами по себе не способны признаваться произведениями авторского права. Так, авторское право защищает не столько суть идеи, ее содержание, сколько форму, внешний вид представления. Например, технологические приемы, навыки, рецепты, способы обработки материалов сами по себе охраняются не авторским правом, но у них может охраняться их форма; например, если они изложены автором в пособии по выполнению соответствующей работы, то становятся в таком виде авторским произведением[44].

Некоторые из названных явлений защищаются в рамках других институтов. Например, идея, лежащая в основе изобретения, защищается как объект патентного права, методы преподавания способны к защите авторским правом в случае придания им соответствующей формы и т.п.