Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр. 9 из 20)

Думается, заложенный в ст. 1295 ГК РФ подход лучше прежнего (по Закону об авторском праве), в том числе потому, что устраняет основу для самой дискуссии о соотношении заработной платы и вознаграждения: ведь это разные понятия.

Конечно же, работодатель имеет право выплатить специальное вознаграждение за факт создания произведения вне связи с тем будет ли оно в дальнейшем использоваться или же нет, причем выплата авторского вознаграждения не должна влиять на условия выплаты и размер заработной платы.

Следует обратить внимание, что организация получает лишь право использовать служебное произведение. При рассмотрении иска ОАО «Уральские самоцветы» к ОАО «Косметическое объединение «Свобода» и встречного иска последнего было установлено, что художником С, являющимся сотрудником ОАО «Свобода» в порядке выполнения служебного задания создан дизайн-макет художественного оформления упаковки зубной пасты «Фтородент». Однако ОАО «Уральские самоцветы» зарегистрировал на свое имя товарный знак «Фтородент — Ftorodent», в оформлении которого использовались основные элементы указанного дизайн - макета. Отменяя предшествующие решения, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для правильного разрешения дела необходимо исследовать вопрос о том, на каком основании и как авторское право от создателя произведения перешло к обладателю товарного знака[50]. Сам же по себе «факт создания произведения в порядке выполнения служебного задания влечет лишь право организации на использование такого произведения, авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания ... принадлежит автору произведения». Если оставить в стороне вопрос об исключительном праве, в данном случае, конечно же, следовало указать и имя художника.

Ограничения, касающиеся содержания авторских произведений. По общему правилу автор не ограничен в своем творчестве и вправе изображать, высказывать любые идеи, мысли, соображения различной направленности и характера, пытаться выстраивать и доказывать самые невероятные и противоречащие логике и науке понятия и конструкции. Например, нет оснований с точки зрения авторского законодательства отказывать в признании авторским произведением дневниковые записи, прославляющие культ жертвоприношения или использующие ненормативную лексику. С моральной точки зрения подобные тексты лишь предосудительны.

Однако существуют ограничения в других нормах, фактически исключающие публичное представление подобных произведений. Например, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О средствах массовой информации»[51] не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства и т.д. Имеются и другие ограничения для публичного представления авторских произведений с определенным содержанием. Наконец, непосредственно в тексте Уголовного кодекса РФ имеется несколько статей, признающих определенные действия, совершенные автором, преступлением (ст. 129 — клевета, 130 — оскорбление, 138 — нарушение тайны переписки и т.д.). Здесь мы специально не называем ст. 146 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за нарушение авторских прав; обсуждается лишь вопрос об ограничениях по созданию авторского произведения в случае же ст. 146 предусматривается плагиат и тем самым отсутствует само произведение.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[52] авторы печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 вышеназванного закона, считаются экстремистами и несут уголовную и иную ответственность.

В принципе ограничением для автора следует признать и нормы ст. 10 ГК РФ. Пункт 1 данной статьи предусматривает, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. А п. 2 допускает, что в случаях, указанных п. 1 этой статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Автор также не имеет права создавать произведение, которое сопряжено с нарушением установленных законом прав других Типичным примером может служить норма ст. 150 ГК РФ, предусматривающая, что в качестве самостоятельных объектов защищаются права граждан на достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, «иные личные неимущественные прав.; и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона»[53]. В число таких прав входит также право на индивидуальный облик, право давать согласие на использования изображения, право на интимные подробности личной жизни и т.п.

Американский музыкант Том Уэйтс взыскал с компании Volkswagen-Audi несколько тысяч евро, в связи с тем что компания озвучила свой рекламный ролик голосом, похожим на голос певца.

Фотограф не вправе делать тайные снимки и публиковать их без согласия изображенного, что нашло отражение в ст. 151.1 ГК РФ, принятой одновременно с четвертой частью ГК: «обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей». Далее перечисляются три случая, когда согласия не требуется (при использовании изображения в государственных, общественных или иных публичных целях, при съемке в местах открытого посещения и на публичных мероприятиях, при позировании за плату).

Репортер не имеет права давать искаженное описание внешнего вида человека, действующего в сюжете текста (произведения) фактологического характера (например, в фельетоне, путевых заметках и пр.), авторы не могут указывать неверное имя участника конкретных событий или приписывать им слова, которые эти лица не произносили и т.п.

Равным образом и наоборот нельзя считать соответствующим смыслу закона использование подлинных имен известных деятелей для описания их неблаговидных поступков в произведении со ссылкой на то, что «действующие лица романа лишь типажи, а не портреты»[54].

Автор произведения, конечно же, не лишен права вводить в заблуждение, искажать какие-либо известные факты, например, жанр фантастики немыслим без преувеличений, допущений и прямого искажения фактов, но они не должны нарушать прав и законных интересов других лиц.

Многие авторские произведения имеют сложный правовой режим. Так, рисунок может составлять основу товарного знака или являться выражением создателя промышленного образца как объекта патентного права. В подобных ситуациях требуется различать правовой режим объектов авторского права и других подотраслей (правовых институтов). Полагаем также, что внешнее их совпадение (полное или частичное) не противоречит ни логике, ни потребностям практики. Возможность признания одного и того же решения творческих задач объектом двух разных правоотношений и разных институтов права не содержит порока, так как в пределах своих сфер они существуют автономно и не должно возникать затруднений в использовании закона (допускаются лишь различное понимание и ошибки).

1.3 Содержание авторских прав

Под субъективным авторским правом следует понимать совокупность конкретных правомочий по использованию и распоряжению (определению юридической судьбы) произведения.

Для правильного понимания существа авторских прав следует остановиться на нескольких концептуальных положениях.

Во-первых, понятие «авторское право» является сложным и неоднородным, так как не существует в качестве некоего цельного, единого «авторского права», аналогичного обязательственным правам (например, праву получить 1000 рублей долга). Фактически оно состоит из отдельных многочисленных и довольно самостоятельных по содержанию правомочий. Часть их способных к передаче (переходу) к другим лицам и тем самым указывает возможность их относительно автономного существования. Утверждать о существовании единого абстрактного «авторского права» можно только в смысле теоретической модели, допускают одновременное существование всей совокупности отдельных полномочий, которыми потенциально может обладать автор.

Не поможет в этом отношении и понятие «интеллектуальные права», поскольку оно скорее является собирательным понятие и бессодержательно (указывает лишь на сферу деятельности, в которой возникают соответствующие результаты).

В познавательном плане уместно деление всех авторских при на три группы: а) личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведена право на обнародование произведения), б) исключительное право, имеющее имущественный характер и обеспечивающее использование произведения, и в) иные права (в частности, п. 3 ст. 1255 ГК РФ). Текст четвертой части ГК РФ не позволяет установить принадлежность последней группы прав к личным или имущественным, что следует отнести к недостаткам ГК РФ. Однако такие права есть, например, помимо известных права следования, права доступа можно назвать право давать или не давать согласие на включение в состав товарного знака фрагментов про изведения (п. 9 ст. 1483 ГК РФ).

Итак, перечень авторских прав, указанных непосредственно в законе, не является исчерпывающим.