Смекни!
smekni.com

Договор строительного подряда (стр. 6 из 15)

На основании п. 2 ст. 434 ГК РФ можно сделать вывод о том, что помимо составления одного документа, подписанного сторонами, договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

При этом письменная форма договора считается соблюденной, если лицом, получившим письменную оферту, в срок, установленный для ее акцепта, совершены действия по выполнению указанных в ней условий договора (это лицо приступило к выполнению обусловленных офертой работ, уплатило соответствующей суммы и т.п.), которые считаются акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением

Данное условие может быть установлено также законом, иными нормативными правовыми актами. Однако, как нами было отмечено, форма договора строительного подряда такого рода актами не регламентируется сторон[53].

Проецируя положения статьи 162 ГК РФ на отношения по договору строительного подряда, можно сделать вывод о том, что несоблюдение простой письменной формы договора строительного подряда лишает заказчика и подрядчика права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Несоблюдение простой письменной формы договора строительного подряда, являющегося внешнеэкономической сделкой, влечет его недействительность[54].

Вопрос о законодательном закреплении требований к форме договора строительного подряда не нов. Однако по сей день он не решен, что неизбежно вызывает продолжение научных дискуссий.

Так, Ю.В. Романец, поддерживая позицию о необходимости законодательного регулирования формы договора строительного подряда, в этой связи проводит аналогию данного договора с договором купли-продажи недвижимости. Он пишет, в частности, что «заслуживает внимания вопрос о целесообразности унификации некоторых норм, отражающих специфику зданий и сооружений, на которые не влияют особенности направленности купли-продажи и подряда. Например, ст. 550 ГК предусматривает, что договор продажи недвижимости должен заключаться в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и несоблюдение такой формы влечет недействительность договора. Признаки, обусловившие данное правило, присутствует и в строительном подряде. Однако прямого указания о заключении договора строительного подряда в указанной форме ГК не содержит»[55].

Г.А. Корнийчук также обуславливает необходимость письменной формы договора строительного подряда неразрывной связью зданий и сооружений с землей[56].

С.П. Юшкевич, в целом придерживаясь аналогичной позиции, несколько иначе ее обосновывает. Он, в частности, полагает, что содержание (прежде всего условие о предмете) договора как сделки предопределяет форму сделки. Иными словами цель любого договора выражает его предмет. А цели у договоров продажи недвижимости и договора строительного подряда различны. Цель договора купли-продажи состоит в перенесении права собственности на вещь, служащую товаром, на покупателя. В договоре строительного подряда никакого перенесения права собственности на вещь не происходит, поскольку интерес заказчика состоит в получении новой вещи, изготовленной подрядчиком как стороной в данном договоре, или в улучшении качеств уже существующей вещи.

Хотя рассматриваемые виды договоров имеют наряду с тем, что возникают по поводу недвижимого имущества, имеют существенные различия. В этой связи указанный автор полагает, что нет никаких оснований устанавливать решение формы договора строительного подряда идентичное тому, которое предусмотрено для продажи недвижимости, особенно в части признания договора недействительным при нарушении формы. Характерно, что договор строительного подряда регулирует отношения не только по передаче результата строительных работ, но и сами строительные работы. Следовательно. Рассматриваемый договор должен заключаться в письменной форме[57]. Как пишут М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, «...строительство ведется на открытом воздухе, нередко на действующем предприятии, продолжается по общему правилу длительное время, в виде общего правила обладает повышенной опасностью для окружающих, вследствие чего проводится на основе согласованных с компетентными органами проектов...»[58]. Автор разделяет указанную позицию, то есть названные обстоятельства со всей очевидностью говорят о необходимости законодательной регламентации формы договора строительного подряда.


2.2 Существенные условия договора подряда на строительство

Специфика договора строительного подряда определяется особенностями предмета договорных отношений. Исследование предмета договора строительного подряда и его составляющих, понимание их функциональной направленности необходимо для однозначного юридического толкования положений заключаемого договора строительного подряда и является залогом его успешной реализации.

Как справедливо отмечает С.П. Юшкевич, специфика предмета договора строительного подряда является одним из тех определяющих факторов, по которому юридическая наука выделила договор строительного подряда в самостоятельный тип договорных отношений. В практически в одном параграфе ГК РФ впервые удалось объединить нормы, регулирующие строительные работы во всем возможном многообразии строительных объектов[59].

Согласно п. 2 ст. 740 ГК РФ предметом договора подряда являются выполнение работ и их особый результат в виде построенного или реконструируемого предприятия, здания, сооружения или иного объекта недвижимости, а также в виде законченного комплекса монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ по капитальному ремонту зданий и сооружений[60].

Определение сторонами предмета договора является основой для расчета объема и стоимости работ, сроков исполнения, мер ответственности, гарантийных сроков, для установления необходимости использования труда инженера и прочих элементов договора строительного подряда[61].

С учетом того, что нормы ГК РФ имеют общий характер вынесение узкоспециальных понятий в другие нормативные правовые акты представляется оправданным. Однако ГК РФ, регулируя договор подряда, не отсылает к какому-либо конкретному законодательному акту, содержавшему бы такие определения. В этой связи, а также с учетом многообразия нормативных правовых документов, регламентирующих отдельные аспекты договора строительного подряда, представляется целесообразным разработку нового кодифицированного акта Строительного кодекса. Данное предложение не ново, исследователи выдвигают в его обоснование свои доводы[62], суть которых в целом сводится к изложенным нами позициям.

Так, строительное сооружение - это единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.

Здание - это наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных.

Как видно из представленных определений, «здание» является составной частью более широкого понятия «строительное сооружение». Вместе с тем, следует отметить, что имеется лишь два принципиальных признака, по которым здания выделены в самостоятельную юридическую категорию из общего объема строительных сооружений. Кратко рассмотрим их. Во-первых, здания - это наземные строительные сооружения (иными словами, станцию метро нельзя отнести к категории зданий). Во-вторых, весьма специфична цель назначения строительных сооружений - для проживания человека или осуществления им некоторой деятельности. Тем самым законодатель разделил здания еще на две категории: жилые и нежилые (производственного назначения)[63].

Ни один нормативный правовой акт не дает определения и такому понятию, как «объект строительства». Вместе с тем, как это вытекает из понятия «стройки», «объект строительства» является частью его статических характеристик. В юридической литературе встречается ряд предложений по поводу определения понятия «объект строительства». Рассмотрим некоторые из них. Так, С.П. Юшкевич пишет о том, что «объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого должен быть составлен отдельный проект и смета»[64].

И.Д. Еналеева предлагает несколько иной вариант определения. По его мнению, объект строительства - это отдельно стоящее здание или сооружение со всеми относящимися к нему обустройствами (галереи, эстакады и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также прилегающими к нему инженерными сетями и общепосадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.)[65].