Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 12 из 27)

Знание Музыкального Алфавита – это основа музыкальной грамматики, в которой заложены все необходимые ресурсы для становления и развития музыкального слуха и голоса. В Музыкальном Алфавите заложен также ключ к пониманию соотношения нот в системе, чтения мелодий, интервалов и аккордов. Это также – необходимый ресурс к «добыванию» звуков из инструмента, потому что ни один музыкальный инструмент не обходится без организации звуков по порядку. Современная музыкальная педагогика старается «привязать» запоминание каждой ноты прежде всего к ее графическому расположению на той или иной линейке нотного стана, вне ее контекста. И это очень неразумный подход, потому что

- во первых каждая нота – это часть единого целого и находится в тесной логической взаимосвязи со всеми другими нотами системы. Вырывание одной ноты из общего контекста делает ее освоение неполным, потому что мы всегда воспринимаем музыку в системе. Так проигрывая каждую ноту учащийся не только должен точно знать ее название, пропевая голосом или внутренним слухом, но, следя за развитием на несколько шагов вперед, отдавать себе отчет в том, как будут называться последующие ноты, ведь от этого зависит понимание музыкальной логики в целом. Таким образом, знание Музыкального Алфавита поможет понять логику музыкального языка.

- во-вторых, все ноты Музыкального Алфавита находятся между собой в тесной графической связи. Поставленные по-порядку они представляют собой довольно стройную и симметричную систему, для понимания которой знание Музыкального Алфавита необходимо. Знание Музыкального Алфавита поможет понять логику графического оформления музыкального языка – или музыкальной нотации.

- В третьих, звуки Музыкального Алфавита подразумевают в своей организации мышечные закономерности его исполнения, а это помогает нашей координации не только определить направление движения, но и легко справляться с такими проблемами, как скачки мелодии, игра двойными нотами и аккорами. Знание Музыкального Алфавита подготавливает мышцы человека к музыкальному прочтению.

- В четвертых, слуховое запоминание артикуляции – один из самых устойчивых навыков человека, приобретенный от рождения. С помощью артикуляционной памяти ребенок выучился разговорной речи. И вычеркивать этот неоценимый опыт запоминания материала по слуху было бы просто глупо. (В моем классе часто дети со слабыми музыкальными данными очень эффективно запоминают наизусть музыкальные произведения, опираясь на артикуляционное запоминание системы. Это, в свою очередь, постепенно «вытягивает» развитие их музыклаьного слуха и памяти.) Знание Музыкального Алфавита способствует развитию музыкальной памяти через артикуляцию.

Каким должен быть Музыкальный Алфавит?

Музыкальный Алавит отличается от Алфавита тем, что он отражает логику музыкального языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, потому что

- во-первых, в музыке нет одного направления музыкального движения и Музыкальный Алфавит – это До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

- во-вторых, потому что в музыке каждая из семи нот может являться первой и поэтому мы должны знать 7 Музыкальных последовательностей, а не одну и все эти последовательности в комплексе являются Музыкальным Алфавитом.

Таким образом, музыкальный Алфавит в музыке должен выглядеть так:

(Круг1)

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

Мне удается проговорить весь Круг от каждой ноты вперед и назад за 14 секунд и мои ученики любят устраивать соревнования на скороговорку Музыкального Алфавита, чтобы добиться такого же результата. В музыкальном прочтении громадное значение имеет скорость реакции, поэтому умение быстро проговаривать Музыкальный Алфавит – это насущная необходимость для приобретения навыка скоростного чтения нот с листа.

Музыкальная Азбука - совокупность нот, принятых в музыкальной письменности. При неисчислимом количестве комбинаций музыкальных звуков и интонаций, в музыкальной Азбуке можно вычленить основополагающие закономерности

1. Ноты могут располагаться через ступень и знание этих последовательностей должно основываться по такой схеме: (Круг2)

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си

Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Последовательности через ступень помогут учащимся в прочтении нотного стана, в котором как известно, все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Также эти последовательности помогут значительно ускорить прочтение трезвучий и септаккордов в музыкальном тексте.

2. Ноты могут располагаться через 2 ступени и знание этих последствий необходимо для умения читать скачкообразные мелодии, обращения аккордов, а также запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей вместе с расположением бемолей и диезов. (Круг 3)

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До

Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа

Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си

Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми

Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля

Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре

Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

3. Все остальные сочетания звуков являются производными от уже сложившихся последовательностей или их обращениями.

Как видите, простое запоминание Музыкального Алфавита вне его пропевания может стать важной точкой опоры как в развитии музыкального голоса и слуха, так и в зрительном прочтении нот с листа, а также и в осноении теории музыки. В знании Музыкального Алфавита, как в маленьком зернышке заложена вся музыкальная система, без которой невозможно фундаментальное изучение музыкального языка. Музыкальный Алфавит нужно знать, как таблицу умножения и уметь проговорить от любой ступени в очень быстром темпе.

Разучивание Музыкального Алфавита можно проводить в виде увлекательной игры – выкладывать в виде карточек на полу, составлять в виде тетриса с помощью компьютерной графики, пропевать в стиле РЭП под ритмический аккомпанемент электронного фортепиано или метронома. Как результат, дети должны назвать любую ноту от данной вами вверх или вниз, поступенно, через ступень или две ступени в быстром темпе.

Знание Музыкального Алфавита поставит восприятие музыкальных звуков на прочную основу человеческой речи, постепенно приучая его не просто слышать музыкальные звуки, но и угадывать их «имена». Тогда звуки, которые мы слышим, постепенно начнут «декодироваться» в их названия и графические образы – ноты, которые можно пропеть, проиграть и записать по слуху.

Как незнание музыкального Алфавита мешает развитию чтения нот и координации рук.

Знание последовательности музыкальных звуков в любом направлении, поступенно, через ступень и через две ступени является основой для музыкального развитии человека. Прочтение музыкальных звуков основывается на понимании их организации в системе и знание этой системы так же необходимо, как необходимо умение читать по слогам в обучении чтению или знание таблицы умножения в обучении математике.

Обучение последовательности музыкальной звуков с помощью артикуляции делает речь человека точкой опоры в понимании мира музыкальных звуков. Закрепляя за каждым звуком фонетическое имя, мы опираемся на речь и артикуляцию, чтобы «поднять» новый пласт информции - звуко-высотных соотношений звуков. Проще говоря, сначала мы должны запомнить имена звуков. Исполняя их голосом и-или проигрывая на инструменте, мы «наращиваем» к уже имеющейся информации «недостающее» звено – их абсолютную высоту.

Выучив последовательность названий звуков в прямом и обратном движении и усвоив его поступенно, через ступень и через две ступени, мы смотрим на нотный стан совершенно другими глазами. Он представляется нам не как масса разрозненных нотных значков, каждый из которых необходимо заучить по отдельности в зависимости от расположения на линейке или между линейками, но как общая система, в которой каждую ноту можно легко найти, опираясь на знание простых правил этой системы. Знание музыкального алфавита в прямом и обратном движении позволяет восприятию находить каждой ноте ее фонетический эквивалент в считанные доли секунды, независимо от направления движения музыки или того, движется ли мелодия плавно или скачкообразно.

Это чрезвычайно комфортно для восприятия человека, так же комфортно, как и проживание в собственном доме, где даже в потемках знаешь, где находится каждый предмет. Знание системы расположения музыкальных звуков в комплексе – это единственный путь приобретения свободы в прочтении музыкальной грамоты, дающий учащемуся фундаментальное понимание «как все устроено» с помощью закрепления этого знания голосом и постепенного превращения его в часть музыкального сознания.

Особенно важно знать музыкальный алфавит при игре на фортепиано. Вне системы последовательностей звуков клавиши инструмента превращаются в «непознанное пространство», общение с которым несет элемент «опасности» и непредсказуемости. Я помню это ощущение напряжения и внутреннего страха нажать не ту клавишу, которое мешало мне не только чувствовать себя свободно, но и думать о музыке вообще. Многим из вас это покажется преувеличением, но вдумайтесь в мои слова: страх сделать неверный шаг сковывает движения человека. Игра на фортепиано – это взаимодействие наших пальцев со звучащим пространством, поделенным на небольшие равные отрезки. Страх «не туда попасть» и есть – самая главная причина зажатости рук. Пространство будет «завоеванным» только в том случае, когда точно знаешь, где ты находишься и что тебя окружает.