Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 26 из 27)

Как утверждают психологи, зрительная память «схватывает» быстрее, зато слуховая дольше помнит.

Если ребенок делает ошибку во время урока с «традиционным» учителем, то учитель ребенка останавливает, показывает где неправильно, почему, и как это надо поправить. На это как правило уходи т несколько минут. Хорошо, если ошибка некординационная и ее можно легко исправить. Но если не сознание начинающего, а его мышцы не желают «сотрудничать», то объяснения мало способны исправить ситуацию. Они просто забирают время. Видя ту же самую ошибку на мониторе компьютера с помощью компьютерной графики, начинающий может быстро понять, что именно не так и попробовать сыграть то же самое множество раз до тех пор, пока навык не установится и не закрепится. Прослушивая при этом звучание разучиваемого фрагмента, слух запоминает «как надо, чтобы звучало» и в последствии является точкой опоры при проигрывании музыкального произведения. Поэтому, если выбирать между зрительным объяснением компьютера и речевым преподавателя, то выигрывает все-таки графика. Но при этом слух человека получает самую важную информацию – он доносит до ученика музыкальную мысль.

Так, в нашей программе вначале ноты предсавлены в виде бутонов цветов, каждый из которых распускается в соответствии с тем, какую длительность он представляет. При преждевременном отпускании клавиши цветение цветка останавливается и появляется анимационный характер, который разочарованно разводит руками. Этот графический прием помогает распознавать ошибку за долю секунды. Компьютерная графика может помочь не только научить держать ноту столько, сколько требует музыкальный текст, но также проконтролировать правильность дальнейших действий руки и пальцев. Если то же самое объяснять во время урока, то на это уйдет значительно больше времени и сил и результат будет достигнут значительно позже.

В становлении и развитии навыков чтения и игры на фортепиано компьютер обладает значительно более мощным арсеналом средств для воздействия на зрение, слух, мышечное развитие и голос человека, чем учитель, который физически не в состоянии использовать все эти средства одновременно. Однако, конечным пунктом при обеих подходах являются навыки считывания нот. Когда они становятся неотъемлимой частью сознания человека и становятся точкой опоры во всем последующем музыкальном развитии, никого не интересует, добывались ли знания с помощью «живой силы учителя» или с помощью «бездушной машины». Поэтому я не вижу никакого смысла в том, чтобы отстаивать «традиционные» методы обучения, при которых точно такие же результаты достигаются гораздо медленнее и с большими усилиями.

Если при традиционном обучении запоминание музыки порой мучительно из-за невозможности само-контроля и зависимости от профессионального «взгляда со стороны», то в программе «Софт Моцарт» с помощью графики учащийся в состоянии выучить пьесу правильно с идеальной точностью. Для этого музыкальный текст той или иной руки или обеих рук убирается из поля зрения и появляется только в случае правильного проигрывания, а также в виде подсказки при неправильно нажатой ноте. Поэтому если раньше развитие музыкальной памяти было пущено на самотек, то теперь с помощью компьютера каждый может точно увидеть, насколько близко к тексту он запонил пьесу и как это исполнение можно сделать идеальным.

Открытие, которое обязательно изменит будущее многих людей

Возможность перенести нашу методику на язык компьютерных игр перевернула все мои представления о природе музыкальных способностей человека. Оказалось, что научить 5 летнего ребенка играть простую пьесу двумя руками – дело не пары месяцев, а 15 минут, что 3-4 летние дети могут свободно читать ноты, петь сольфеджио, играть наизусть менуэты Баха до того, как они научатся читать и писать. Достаточно только сесть за электронное фортепиано, подключенное к компьютеру с нашей программой «Софт Моцарт», и 30 учащихся публичной школы в течение 45 минут урока успевают выучить несколько пьес, - сколько порой учащиеся музыкальной школы не в состоянии выучить за… несколько месяцев.

Мечта многих поколений выдающихся музыкальных педагогов-просветителей о публичном полноценном музыкальном образовании может скоро осуществиться, не смотря на протесты большой части консервативно настроенных «преподавателей старой школы», которые считают полноценными только занятия с учителем. Интерактивность компьютера, его бестпристрастность и неограниченные возможности в работе со звуком и графикой помогает преодолеть множество проблем связанных с развитием слуха и коорддинации, чтения нот и развитием памяти эффективно и безболезненно.

В нашей программе «Софт Моцарт» начальное обучение мы стараемся не разделять на специальность, сольфеджио, теорию музыки, ритмику и музыкальную литературу. Все эти компоненты в программе тесно взаимосвязаны и составляют единую универсальную систему.

Чем больше органов чувств участвуюет при определенном виде деятельности на начальном этапе, тем больше нейронов головного мозга «завязываются» вместе в дорожки, отвечающие за эти навыки или эту информацию. Такие связи гораздо прочнее и крепче «одноканальных». Так, к примеру, аудио восприятие музыки затрагивает в коре головного мозга, скажем нейроны группы Х, в то время как аудио+видео информация уже подключает к ним нейроны группы Х+У. А если добавить к обучению ответственные за работу пальцев центры Z, знания получаются прочнее и долговечнее. Именно поэтому в нашей программе в процесс музыкальной деятельности мы подключаем почти все необходимые для музыцирования мышцы и органы чувств человека ( за исключением ног для обучения работы с педалью) и стараемся делать это продуманно и в достаточно сбалансированной пропорции.

Наша программа создавалась в США, но основой для моего метода стали достижения прогрессивных методик мира как в области музыкального образования, так и общей педагогики. Мне приходилось собирать по крупицам сведения о психологии музыкального восприятия, природе музыкальных способностей человека, особенностях становления и развития навыков и многие другие, относящиеся к начальному периоду обучения музыке в музыкальных и образовательных школах. Большую роль сыграли в моих разработках знания, почерпнутые за годы обучения в Житомирском музыкальном училищще имени Котляревского и Харьковском институте искусств им. Карпенко – Карого, опыт работы в классах сольфеджио, теории музыки и фортепиано на Украине и в США.

Уверенность в том, что такая работа остро необходима с годами крепла, особенно после ознакомления с состоянием, в котором находится музыкальное образование в США. Я очень надеюсь, что мой труд поможет новым поколениям преподавателей всего мира найти наиболее оптимальные и продуктивные пути в работе с учениками для того, чтобы язык музыки стал повсеместным и музыкальное искусство продолжало развиваться и совершенствоваться.

Музыкальное образование как точка опоры общего развития человечества.

Если вы прислушаетесь к моим советам, то поставите методику преподавания музыки с головы на ноги и тем самым поможете любому человеку стать музыкально образованным , что очень важно для каждого человека, потому что без понимания мира музыки жизнь каждого из нас обеднена наполовину.

Почему –то принято словом «грамотность» определять исключительно грамотность литературную. Всякий раз, когда я пишу это слово, мне приходится уточнять, что речь идет именно о музыкальной грамотности. Это не случайно. Из поколения в поклоление люди привыкли фокусироваться на проблемах именно литературной грамотности, в то время как музыкальная грамотность была как бы делом необязательным. На самом деле в этом подходе кроется величайшая несправедливость к музыкальному языку, которая в свою очередь отражается рикошетом и на общей грамотности людей.

Платон не случайно назвал музыку основным предметом, который следует изучать до всех других. Дело в том, что музыкальный язык по сути является самым универсальным средством для установления баланса между абстрактным ( ноты) и конкретным ( процесс восприятия органами чувств), между логикий ( музыкальная грамматика) и чувством ( музыкальная интонация) а также между временем ( продолжительность – пульс и ритм) и пространством ( звуки организованы по высоте). Обучаясь музыкальному языку, ребенок получает все необходимые для его развития «витамины» и множество важнейших знаний и умений, которые станут точками опоры для познания мира и внутреннего развития. Если у детей вознгикают проблемы с чтением или математикой, с развитием речи или общим развитием, корни этих проблем следует искать в музыкальной безграмотности.

Поэтому задачей общества номер один должна стать борьба со всеобщей музыкальной безграмотностью, и тогда многие другие вопросы решатся без особого напряжения. Когда мною были сделаны первые открытия в области музыкальной педагогики и я пыталась достучаться до внимания тех, кто стоит на ключевых постах музыкального образования, мне пришлось столкнуться с нежеланием учиться новому вообще. Мне было трудно понять, почему организации , занятые вопросами спасения музыки и декларирующие ее важность для общества, не желали сосредоточить собственное внимание на проблемах музыкального обучения и восприятия. Казалось, что мы с ними спасаем разную музыку. Мне очень хотелось бы, чтобы эта книга помогла нашему обществу понять,

КАК СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ МУЗЫКАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ ВСЕОБЩЕЙ

Окружение.

Музыкальное обучение должно начинаться с раннего детства и стать частью жизни каждого человека. В каждом доме, в каждом классе и каждом общественном месте, связанном с проведением досуга киборд – фортепиано должны стать частью интерьера. Но этого не достаточно. Клавиши киборда должны быть снаряжены их «расшифровкой» с помощью карты или стикерсов, чтобы взгляд ребенка постепенно привыкал к их последовательности и нажимая клавишшу даже случайно, ребенок мог сразу узнать как она называется и связать фонетическое произношение звука с его точным звучанием.