Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 22 из 27)

За многие годы практики в классе с учениками я старалась придерживаться этой формулы и она никогда меня не подводила. То есть переходя к разучиванию чего-то совершенно нового и незнакомого, я старалась подводить базу знаний, втрое превышающую по объему новый материал.

Часто я задавалась вопросом: почему один к трем? А не, скажем один к двум или один к одному?

При работе с другим языком человек способен понять другой язык без словаря в том случае, если ему известно как минимум три четверти слов, а неизвестна только четверть. Вот вам такой пример. Возьмем предложение из трех слов:

Майкл пошел в ________

Третье слово незнакомо. Догадаться, куда – таки пойдет Майк без знания этого слова и словаря не представляется возможным. Это соотношение один к двум.

Но если написпать:

Майкл пошел в _______ учиться, то по значению можно догадаться, что это школа или институт или какие-нибудь курсы. Здесь неизвестна только четверть информации и выяснить значение нового слова оказывается возможным.

Опять же в приведенном мною несколько раз примеру с кубиками вырисовывается приблизительно та же картина в соотношении совершенно нового к изученному. Ребенку знаком образ яблока, слово «яблоко» и он представляет, как выглядят буквы. Неизвестна четверть картины – название буквы. И оно находится с помощью трех четвертых информации, которой он уже владеет

Самый важный прием диалектики – от простого к сложному – является основой любого обучения. Но насколько сложным должно быть сложное по отношению к простому? Насколько резкой должен быть этот подъем, при котором человек развивался не уставая и не перегружаясь? Мне кажется, что пределом «крутизны» этого подъема и должно быть это соотношение нового к уже изученного – один к трем.

Однажды в просторах интернета я нашла конкурентов нашей компании, которые тоже создали компьютерную игру, обучающую игре на фортепиано с помощью синхронизации право-лево-верх –низ. Создатели этой программы не додумались до поворота нотного стана на 90 градусов, но графически попытались связать расположение клавиш с линейками нотного стана. В этой игре была первоначальная точка опоры, основанная на семи цветах, которые явились презентацией семи нотам на нотном стане. То есть все, что начинающий должен был делать – это сличать клавиши и ноты одинакового цвета. А дальше процесс как бы обрывался. «Дальше, - сказал автор этой разработки, играющий сам постепенно догадается, как читать ноты». Как именно играющий должен перейти от слепого копирования нот по цвету к прочтению музыкального текста, автор проекта не имеет ни малейшего представления.

К сожалению, множество методических разработок, имеющих неплохую первоначальную идею, пасуют при необходимости ее поступенного развития от простого к сложному, потому что смутно представляют себе, как именно работает восприятие человека при обучении и как выстроить эту лестницу от самого примитивного уровня знания до его вершины.

Зрительные ступени в понимании Нотного Стана. От образного осмысления – к абстрактному.

Очень интересной в качестве примера «поступенного» развития в обучении и восприятия может быть наша разработка чтения Нотного стана.

Так, как я уже писала ранее, первоначальная презентация Нотного Стана буквально не оставляет у начинающего никаких вопросов при игре на фортепиано. Все, что ему нужно сделать – это сличить и повторить. Он видит перед собой на нотном листе или мониторе компьютера такую же картину, которая находится на клавишах фортепиано. Те же 5 зеленых и 5 коричневых линеек, те же окружности с картинками контрастного цвета.

Эта – первая презентация – вызвала со стороны профессионалов множество нареканий в наш адрес, нас даже назвали «шарлатанами». Главным аргументом обвинения было то, что мы учим начинающего бездумно следовать «картинкам», и это дает первоначальный эффект – человек учится определенному навыку, на котором и застревает. Если бы в нашшей системе не было еще 5 шагов, эти обвинения можно было бы считать справедливыми. Но первая презентация сфокусирована на самом сложном звене обучения – развитии координации.

Первая презентация нотного стана действительно максимально облегчает зрительное прочтение нотного стана начинающим, позволяя сфокусироваться на руках и пальцах в их взаимодействии с клавишами. Каждый человек, когда либо бравший уроки фортепиано, знает, как сложно на первом этапе разделять зрительное внимание между нотами и клавишами. Если впасть в крайность и освободить восприятие от текста совсем и дать сосредоточиться исключительно на координации, мы не развиваем одного из основополагающих навыков «мультипликационного зрения». При обучении вождению никто ведь не снимает половину зеркал с целью научить начинающего водителя следить сначала за одним ракурсом, а потом за другим. Поэтому единственным правильным решением было бы максимально облегчить нагрузку при чтении музыкального текста и сделать его союзником в становлении навыков координации.

По мере совершенствования навыков игры и развития техники нотный текст можно постепенно усложнять, используя правило постепенного «подъема».

Так, уже во второй презентации нотного стана мы убрали картинки с названием нот. Начинающий должен теперь опираться исключительно на цвет и знание Музыкального Алфавита. Эта презентация помогла нам сфокусировать зрительное восприятие ученика на линейках и пространствах между ними, которые стали единственным ориентиром в прочтении нотного текста. Знаки с обозначением нот составляли приблизительно четверть общей информации о Нотном Стане, остальные опорные моменты – как то цветовая презентация Скрипичного и Басового ключей, нот на линейках и между линейками, а также синхронность движения клавиш с движением нот остались неизменными.

В третьей презентации нотного стана мы наконец поставили его в привычное горизонтальное положение. Теперь начинающему необходимо сделать некоторое усилие пространственного мышления и мысленно понять логику поворота уже знакомого объекта на 90 градусов. Если при этом не вернуть картинки с названием нот на прежнее место, скачок в понимании этого поворота был бы очень резким. В таком случае восприятие человека испытывало бы «двойную нагрузку»: поиски соответствующих линейкам клавиш при новом ракурсе. Поэтому мы вернули картинки с изображением нот на прежнее место, для того, чтобы они смогли стать зрительной точкой опоры для понимания пространственной трансформации нотного стана.

В четвертой презентации мы опять убрали картинки с поля зрения играющего, оставив прежние знакомые ориентиры – цвета и ширину линеек. Это позволяет восприятию человека постепенно приблизится к пониманию традиционного нотного стана, в котором сохранены только краски для распознавания скрипичного и басового ключей и нот на линейках и между ними.

Пятая и Шестая презенттации являются уже традиционно черно-белыми и разнятся друг от друга только количеством изложенной информации. Так, в пятой презентации ноты увеличены и слегка «разгружена» ритмическая графика нотного текста. Конечным же пунктом такого «подъема» является нотный текст в его самом традиционном виде.

По мере продвижения от одной презентации к другой начинающий продолжает развивать уже созданные координационные навыки, а опираясь на них приходит к постепенному пониманию и прочтению нотного текста.

Такое развитие музыкального чтения я считаю самым гуманным и самым продуктивным из всех существующих в музыкальной практике. Эффективность развития координации, зрительного восприятия текста, слуха и голоса человека сообща достигают предела. Как одно из побочнных эффектов – развитие пространственного мышления, впоследствии необходимого в понимании математики, особенно геометрии.

Важнейшей особенностью этого процесса является его постепенность и дружественность по отношению к восприятию, а также точное соблюдение баланса между развитием зрительной и мышечной координацией начинающего при постоянной стимуляции слуха, голоса и музыкальной памяти.

Описанный мною процесс обучения прочтению нотного стана может быть применен буквально повсеместно. Чтение нот по этой поступенной формуле может стать увлекательным занятием для детей, которым едва исполнилось 3 года. В настоящее время мир не испытывает недостатка в недорогих клавишных инструментах, таких как киборды и электронные фортепиано. Я не вижу никакой преграды в том, чтобы каждый человек мог научиться чисто петь и читать ноты без особого напряжения.

Единственным барьером на пути к всеобщей музыкальной грамотности является консерватизм человеческого мышления, которому трудно расставаться с уже сложившимися стереотипами, даже если эти стереотипы пытаются обосновать страдания и негативные эмоции человека.

Краткие итоги или небольшая подсказка к курсу обучения.

Обучение музыкальному языку следует начинать задолго до обучения чтению и письму. Это поможет детям в освоении всех других академических предметов, разовьет их мелкую моторику, способность концентрироваться и сохранять фокус на более длительные промежутки времени, пространственное мышление в сочетании с временным и поможет развитию речи и логического мышления.

Опорным инструментом в обучении музыке должно стать электронное фортепиано с МИДИ соединением к компьютером. Чтение нот, пропевание их голосом с названием звуков сольфеджио и проигрывание их на фортепиано должны развиваться одновременно с помощью Азбучной презентации нотного стана и стикерсов на клавишах фортепиано. В то же время каждый из эти видов работы может отдельно «шлифоваться» для совершенствования ускорения считывания нотных знаков.