Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 19 из 27)

Конечно, ни о каких округлых кистях на начальном периоде тут говорить не приходится: осуществление путешествия по клавишам тадлерами ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме. Пальцы торчат в разные стороны и нажатие мизинца осуществляется весом всей руки. Но постепенно с развитием координации приходит ощущение клавиатуры и рука принимает естественное полуокругленное положение. Никакой зажатости , ибо дорогу осилит идущий, а когда знаешь куда идешь, то появляется легкость походки!

Освоение фортепианного пространства является точкой опоры в развитии координационной техники игры на фортепиано. Не «ощущение веса руки» посредством нажатия случайной клавиши, а именно прохождение всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами: в каком пространстве вы будете чувствовать себя более уверенно: в том, где вы знаете каждый угол – или в том, где только пару случайных мест?

Развив координацию ребенка до уровня «свободного пробегания» по клавишам вперед и назад, можно приступить к разучиванию новых «трюков» которые ребенок воспринимает с радостью и восторгом:

- научить играть ритмично и с помощью метронома

- научить играть громче и тише, связно ( легато) и отрывисто (стаккато)

- научить играть на фортепиано и без стикерсов

Кстати о стикерсах. В развитии координационной техники стикерсы на фортепиано играют громадную роль в качестве точки опоры для зрительного восприятия ребенка. Об этом – следующая глава.

Если вы не хотите удариться, не ходите в кромешной тьме или Как завоевать доверие восприятия.

Когда я была начинающей, я нашла «клад» - одну щербинку на клавишах своего пианино. Эта щербинка служила мне верой и правдой несколько лет, пока я не запомнила расположение клавиш на мышечном уровне окончательно. Эта щербинка находилась рядом с нотой До, значит, она была Ре! При разучивании новых произведений я смотела на эту щербинку, как капитан корабля смотрит на маятник. Даже теперь я вспоминаю об этой щербинке с любовью и нежностью. Она спасала меня, как утопающего соломинка!

Поэтому для своих учеников я придумала стикерсы, которые приклеила на каждую клавишу. Эти стикерсы вроде карты, которая дает всю необходимую информацию начинающему играть человеку. На каждой клавише я поставила ее название, краской обозначила, будет ли эта нота на линейке или между линейками на нотоносце и для полной уверенности поместила на клавишах изображения линеек скрипичного и басового ключа в виде зеленых и коричневых полосок. Это помогло мне дать моим ученикам зрительную точку опоры во время взаимодействия с клавишами, помогло избавить их от многих часов долгой, неплодотворной мыслительной работы, что помогло сосредоточить им внимание на развитие координации вместе со способностью читать ноты

Когда я это сделала, то получила много писем с вопросами от коллег и знакомых, не повредит ли такое простое решение желанию детей думать самостоятельно без помощи стикерсов. Я всегда отвечала так: если вы едете в другой город и не знаете маршрута, вам нужна карта пути. И вы будете заглядывать в нее до тех пор, пока не запомните дорогу. Но если вы ее запомнили, то зачем вам карта вообще? Я не слышала еще, чтобы кто-то однажды сказал: не бери карты, иначе ты не сможешь развить свою память и станешь зависимым от карт. Потому что естественным желанием человека является добраться до конца пути, а не застраять где то посередине и никогда оттуда не выбраться. Отчего же в музыкальном обучении мы должны сидеть беспомощно на обочине, если есть возможность свободно путешествовать и получать от этого удовольствие?

Те, кто считает, что человек, опираясь на подсказку, будет пожизненно от нее зависить, совершенно не знает, как работает восприятие при обучении. Оперевшись на исходные знания и почувствовав себя защищенно и комфортно, восприятие начинает потихоньку осваивать местность вокруг, отходя от своего исходного гнездышка все дальше и дальше. В каждом из нас живет исследователь, но у каждого исследователя должно быть место, куда он всегда может вернуться, чтобы не заблудиться. Причем чем больше «исследователь» отходит в развитии от первоначального маленького «домика», тем большие домики выстраивает позади себя его сознание. Так, например, начиная со счетных палочек при обучении математике, он постепенно переезжает в дом по имени «таблица умнажения», ну а попозже ( если уходит очень далеко в «лес науки») выстраивает «дворец» по имени интегралы.

Я часто являюсь свидетелем такой сценки, когда придя на урок, мои малыши гордо говорят: я больше не играю со стикерсами! И попробуй их только заставь. Они воспринимают это как личное оскорбление собственному выросшему восприятию, как детскую песенку, из которой давно вырос. Как правиило, у меня в студии стоит инструмент без стикерсов, но с небольшой заставкой позади клавиш, на которой стоит все та же «карта дороги». Через некоторое время дети, садясь за инструмент, демонстративно вынимают эту карту и кладут ее на инструмент. Она им даже мешает!

Я думаю, что размещение стикерсов или карты за клавишами – это не просто гуманно по отношению к нашим ученикам, но это также и акт уважения к их незнанию и право на это незнание. Давая ребенку ответы на все его вопросы и подсказки на все его возможные затруднения мы проявляем громадный акт доверия к его восприятию. Мы не наказываем ребенка за то, что он невежда, как вредные и злые надсмотрщики: дескать, вот тебе информация и посмотрим, как ты с ней справишься. Но даем руку помощи, как друзья, словно хотим сказать: опирайся, пока тебе нужно. Я в тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И восприятие, почувствовав нашу опеку, начинает с нами благодарно сотрудничать и делать успехи в развитии. Самое главное, в нем вместе со знаниями растет самоуважение и вера в собственные силы.

А вот, что происходит с воприятием в том случае, когда мы даем ему знания как «вредные и злые надсмотрщики»:

Много шума из ничего или поиски До первой октавы

Как известно, в фортепиано клавиш очень много и все они абсолютно одинаково выглядят. Ориентиром в таком случае принято считать две черные клавиши посредине и белая клавиша До слева от них. «Там, - загадочным голосом говорит учитель – где находятся 2 черные клавиши, у самой первой черной клавиши находится нота С ( До)!» первой октавы

Уверяю вас, даже если студия Уолта Диснея сделает целый приключенческий мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота До, зрительное восприятие человека еще долго будет мучиться в попытках ее найти на реальных клавишах. Потому что белая плоскость, разделенная на несколько десятков равных отрезков – это все равно что необъятная плоскость океана, на которой невооруженному глазу надо найти буек. Для того, чтобы моим маленькие ученики научились слету определять на рояле, где находятся 2 черные клавиши, а где 3, у меня как правило уходило несколько недель. Так, я вырезала из бумаги фигурки динозавров, которые надо было положить на 3 клавиши, и фигурки животных поменьше на 2. Они аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них все равно быстро затруднялись ответить слету где 2 клавиши а где три. Ведь способность считать в уме и без проговаривания «один два три» называть общую цифру к ребенку приходит не сразу, а постепенно! Следовательно, множество педагогов, которые учат ребенка находить До у двух черных клавиш ведут его восприятие по долгому пути, который должен начаться с умения быстро считать в уме и охватывать клавиатуру взглядом как уже знакомое и разученное пространство. Для начала нужно пройти стадию счета – проговаривания : раз-два, раз-два-три, потом осмыслить разницу, потом научиться схватывать ее зрением на лету.

Зрительное восприятие осваивает пространство постепенно – для него это такая же информация как и всякая другая. Ждать от начинающего, что он сядет и орлиным взором окинет инструмент, мгновенно отметив все черные и белые клавиши и мысленно разделит их на октавы, наивно. Если ребенок, к примеру, сосредоточен на белых клавишах, то он не может в тот же самый момент следить за черными. А если он сфокусировался на белых, то совершенно не в состоянии держать в поле зрения черные, сколько бы их там не было – две или три. Вспомните мой пример с зеркалами в машине. Первый раз сев за руль, вам трудно следить за всеми зеркалами сразу. Так происходит и с учеником, сидящим перед морем клавишей. Но и это еще не все!

Допустим, ваш ученик кое как разобрался в разнице между 2 и 3 черными клавишами и готов искать то самое ДО. Вы показываете, что нота До находится СЛЕВА от двух черных клавиш. Эти слова ребенку мало что говорят. Он ( как я уже писала ранее) не усвоил еще понятие лево – право на мышечном уровне и оно не стало частью его сознания. Начинается вторая часть борьбы с восприятием ребенка за запоминание ноты До. Этот процесс выглядит приблизительно так:

1. Зрение пытается вычленить из множества черных клавиш 2, поблуждав вправо влево по инструменту, оно наконец останавливается на парочке клавиш, которые вроде посредине ( ученик ерзает пытаясь определить, насколько посередине по отношению к его туловищу 2 эти клавиши находятся)

2. Наступает очередь внутренней математической проверки – 2 или 3 – вот в чем вопрос. Кажется 2! Ура! Мы на месте назначения

3. Надо вспомнить что такое «лево». Время покопаться в памяти. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное