Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 16 из 27)

Пример

Профессиональное чтение нот должно опираться на графический рисунок текста, который считывается глазами буквально на подсознательном уровне. Но для этого тренировкой зрения ученика надо заниматься в самом начале обучения, чтобы сделать зрение – точкой опоры в видении музыкального текста. До сих пор этот навык складывается «сам по себе», если складывается вообще. Часто можно видеть грустную картину, как пытаясь сыграть новое произведение «с листа», ученик буквально «сидит» на каждом аккорде, пытаясь прочесть каждую ноту по отдельности и потом найти соответствующие клавиши на инструменте. Это убивает саму суть музыкального чтения, которое должно происходить в хорошем темпе, достаточном для понимания музыкальной мысли по аналогии с чтением книг.

Решение проблемы графического прочтения в принципе очень просто и меня удивляет, почему оно было не придумано до сих пор. Достаточно двух контрастых цветов, чтобы дать зрительному восприятию начинающего необходимую точку опоры. Поскольку для большинства людей (за исключением дальтоников) восприятие цветов является прочно усвоенным навыком, то этот прием помогает сосредоточить внимаие именно на разнице между нотами, расположенными на и между линейками.

Опираясь на образнную ассоциацию: линейки - «твердь» и промежутки между ними - «воздух», я раскрасила ноты на линейках красным и отнесла их к группе «девочек», а ноты между линейками стали голубыми и получили название «мальчиков». *Начиная с 2-3 летнего возраста дети уже понимают разницу между полами и разделение мира на мальчиков и девочек для них естественно и понятно ( в то время как различные цвета в этом возрасте только начинает совершенствоваться). Эта ассоциация «цепляет» и дети быстро откликаются на нее.* Самое важное, что с первых шагов начинающие получают важную установку для зрительного восприятия – установку на дифференциацию нот по их расположению на нотном стане. Впоследствии это решение станет хорошей визуальной точкой опоры при разучивании интервалов и аккордов.

Также в понимании разницы интервалов между нотами и развитию «музыкального глазомера» помогают специальные карточки, которые тренируют зрение начинающих на немедленное различение нот на линейках и между ними и определение количества пропушенных ступеней.

Иллюстрация

Тренировка музыкального зрения человека на охват линеек и пространств между ними, как единиц музыкального отсчета является чрезвычайно важным в развитии музыкального чтения. Но для того, чтобы понять, как это важно, преподаватель музыки должен понимать, как воспринимает нотные строчки неподготовленный взгляд его ученика.

Музыкальные строчки как шпионская шифровка для неподготовленного сознания.

Строчки книг располагаются параллельно, как и строчки нотоносца, что вносит некоторую сумятицу в восприятие человека, который пытается понять логику музыкальной записи, отождлествляя ее с логикой располложения строчек в тексте.

Однако графически в книжном письме междустрочье – это пустое пространство для зрительного разделения одной линии от другой, а в нотной грамоте – это такое же «поле боя», только белого цвета, как на шахматной доске. Кроме того, при чтении книги глаза должны фокусироваться на одной строчке текста, а при чтении нотной грамоте на… как минимум 11 (5 линеек и пространства между ними).

Традиционная нотная графика представляет «черное поле» в виде тоненьких линий, а «белое» – в виде большого пространства между ними, что может настраивать восприятие на ложные предположения. Ученик может воспринимать тонкие полоски как нечто важное, как строчки письма ( ноты на них выглядят выпуклее, следовательно более значимее), а промежутки – второстепенными ( междустрочье). И это – совсем не та информация, которую мы хотели бы закрепить в наших учениках.

Равнозначность дорожек для записи равнозначных нот, отражающих равнозначные звуки можно подчеркнуть посредством графики, расширив на начальном этапе «черное» поле до ширины «белого». Это графически выровняет значимость обеих дорожек и поможет зрительному восприятию начинающего понять логику изображения звуков на письме как равнозначных единиц, отличающихся по высоте.

Детское мышление конкретно. Для того, чтобы ребенок понял, что 1+1=2 ему нужно взять палочки по одной и пересчитать их. Для того, чтобы понять, что тонкая черная полоска и широкая белая – это одинаковые единицы, он должен это увидеть собственными глазами и потрогать руками.

Клавиши инструмента становятся тем самым продолжением линеек и пространств между ними, которые можно «потрогать» и пропеть голосом. Так, с помощью простого графического приема – расширения линеек на нотном стане – мы помогаем ребенку

1. понять логику расположения нот на линейках и между ними и развить восприятие линеек и пространств между ними как равнозначных единиц

2. получить первые зрительные представления об интервалах

3. сделать обучение музыкальной грамоте конкретным или основанным на мышечном прикосновении к нотному стану с помощью клавиш

4. развить музыкальных глазомер, с помощью которого чтение музыки развивается значительно более эффективно

5. помочь понять, как размещается на Нотном Стане Музыкальный Алфавит

Как Нотный стан может стать точкой опоры в понимании … Нотного стана

Однажды очень давно ( я даже не помню уже когда именно ) нас в школе научили определять, сколько дней в каждом месяце… по косточкам пальцев. Так, отсчитывая от с самой первой косточки мизинца левой руки я привыкла проверять, сколько дней в каком месяце, пока это не стало навыком. Если бы такого метода у меня не было, то это принесло бы мне в жизни множество неудобств. Первое и самое большое неудобство – даже не необходимость зазубривания дней в каждом месяце отдельно, а невозможность проверить свою ошибку не прибегая к помощи подсказки.

О том, что Нотный стан и клавиши фортепиано тесно связыны между собой и по сути являются графическим продолжением друг друга, я поняла не сразу. Никто никогда не учил меня этому и мир клавиш в моем сознании существовал как бы отдельно от мира нот. Мое мировоззрение перевернулось в тот день, когда я поставила ноты какой то пьесы ключами вверх и посмотрела на нотный стан совсем под друним углом. Для меня это стало каким то откровением, подобным удару молнии.

Позже я узнала, что эта идея далеко не нова и некоторые учителя до меня пытались перевернуть ноты ключами вверх на начальном этапе обучения. Такой поворот делает клавиши фортепиано продолжением 10 линеек Нотного стана, помогая зрительному восприятию стать точкой опоры для координации человека. Выравнивая движение нот и клавиш в единую линию, координация человека избавляется от элемента «непредсказуемости» и освобождается от лишнего напряжения, вызванного необходимостью искать эквивалентную каждой ноте клавишу.

До развития компьютерной программы Софт Моцарт я печатала нотный текст пьес на расширенных линейках при повороте на 90 градусов для моих учеников. Однажды мне рассказали такую историю: был детский праздник в доме одной из моих учениц. Одна гостья случайно забрела в ту комнату, где стояло фортепиано с моими вертикальными нотами. Девочка села за инструмент и с увлечением стала играть записанную пьеску. Это занятие ее так увлекло, что она провела за ним около часа, пока не разучила пьесу наизусть ( это была «Французская песенка» для исполнения двумя руками). Девочка с удовольствием исполнила пьесу для всех в конце праздника и призналась, что никогда еще не умела играть на фортепиано и это – ее первый опыт.

Магическая цифра 7 или сколько одинаковых линеек на самом деле вы можете быстро запомнить

Обилие тонких линий на нотоносце (10) делает их малоразличимыми для неподготовленного глаза. Как известно, любой человек способен более-менее свободно ориентироваться не более чем с 7-ю однородными зрительными объектами. Если учесть, что промежутки между линейками –тоже единицы отсчета в музыкальном чтении, то ребенку, приступающему к нотной грамоте, приходится иметь дело даже не с десятью единицами, а с минимум двадцатью двумя.

Графический пример

Это выглядит для любого неподготовленного человека, как большой лес линеек и пространств, в котором трудно сразу найти какие-либо ориентиры.

Сначала я пронумеровала каждую линейку Скрипичного и Басового ключей цифрами 1, 2, 3, 4 и 5, чтобы на первом этапе обучения помочь зрительному восприятию ученика не заблудиться в лесу линеек нотного стана. В отличие от общепринятого счета линеек Басового ключа снизу вверх я провела отсчет сверху вниз, обозначив дополнительную линейку ноты «До» первой октавы цифрой 0 .

Это представило Нотный стан в виде математической системы координат или своеобразного музыкального «градусника». Музыкальная система по аналогии с математической представляет собой зеркальную симметрию. Поскольку ноты «До» Второй и Малой октав находятся между 3 и 4 линейкаками, я оттенила эти пространства более интенсивным голубовато-серым цветом, чтобы сделать эти ноты точкой отсчета для нот второй и большой октав.

Графический пример

С помощью этого приема я зрительно разделила нотный стан на 4 секции, в каждой из которых чуть более пяти единиц нотного чтения ( линеек и промежутков), что позволяет зрительному восприятию постепенно освоить «территорию» нотоносца и научиться различать линейки и пространства между ними быстро и легко.