Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие №14 (стр. 23 из 27)

Примеры

В запасе осталось еще несколько примеров осуществления информационной политики из жизни ряда профсоюзных организаций. Раз им не нашлось применения в других местах, посвятим этому отдельную главу.

«ЧаВо»

Для закрепления, давайте еще разок рассмотрим, что такое информационная политика и как ее осуществлять в наиболее упрощенном, примитивном виде. Сделаем это на примере акции «ЧаВо», речь о которой шла в главе «мероприятия и акции» предыдущей части пособия.

Во время этой акции у вас есть возможность рассказать студентам о результатах вашей работы, продемонстрировать себя с хорошей стороны, привлечь широкое общественное внимание к наиболее острым проблемам студентов, получить весомые аргументы в дальнейших переговорах с администрацией и органами власти и многое другое. Сделать это можно следующими способами: 1. даже на короткие несерьезные вопросы, по интересующим вас темам, давать подробные расписанные ответы, актуализирующие тему и обостряющие внимание читателей; 2. самим себе, от имени студентов, задавать интересующие вас вопросы и подробно на них отвечать; 3. на острые вопросы давать хорошо аргументированные ответы с высоким позитивным настроем, сводя все к шутке, тем самым сводя на «нет» всю остроту вопроса; 4. менее выгодные вопросы или ответы скрывать от широкого обозрения – обязательно отвечать на вопросы, но при размещении листа на стенд сразу заклеивать его сверху другими более выигрышными сообщениями; 5. по итогам акции выпустить некий аналитический материал с выводами, что интересно студентам, что их волнует, чем необходимо заниматься вузу и профсоюзной организации; в зависимости от тех целей, которые сейчас стоят перед организацией, в материале могут определяться приоритеты, не соответствующие реальным, а утрированно, весь материал может вообще не соответствовать реальному положению дел.

Предопределение общественной реакции

Профсоюзная организация ведет переговоры с администрацией университета, в частности, со студенческим городком, обсуждая стоимость дополнительных услуг, не входящих в стоимость проживания, т.е. сверх 5% от размера стипендии. По законодательству и разъяснительным письмам Федерального агентства по образованию стоимость этих услуг должна быть зафиксирована в совместном решении профкома студентов (органа студенческого самоуправления) и администрации вуза.

Переговоры идут тяжело, администрация намерена значительно поднять стоимость. Профсоюзная организация в перерыве между переговорами прогнозирует возможные сценарии развития событий. Если во время переговоров удастся отстоять низкие цены, значит все хорошо. Если не удастся, то, до момента принятия окончательного решения, будут нужны более весомые аргументы, чем те, что есть сейчас. Какие? Коллективные протестные действия. Самый «бескровный» вариант – это сбор подписей. Но, для сбора приемлемого количества подписей, вопрос должен быть на слуху, общественное мнение должно быть взбудоражено. Как это сделать? Здесь поможет информационная работа.

Вопрос разбирается на планерке профкома, обсуждение опускается до уровня профбюро и академической группы, устраивается расширенное открытое собрание жилищно-бытовой комиссии профкома, пишется статья на сайт или в газету, в группе «в контакте» заводится обсуждение по этому поводу, обновляется блок новостей, чтобы все участники группы получили новостное уведомление, в общежитиях размещаются объявления… Все эти способы информирования направлены на то, чтобы донести до широкой общественности примерно следующее сообщение:

Введение. Вот уже столько-то времени члены профкома и его жилищно-бытовой комиссии ведут переговоры с администрацией студенческого городка. Предмет переговоров – калькуляция стоимости дополнительных услуг… Профсоюзная организация занимает следующую позицию:…

Подводка и аргументация. … да, стоимость дополнительных услуг может превышать 5% от размера стипендии, но в стране уже несколько лет не повышалась стипендия, ее уровень один из самых низких среди европейских стран и стран СНГ… вузы получают государственное финансирование на содержание и ремонт общежитий, а студенческая оплата проживания в общежитии и дополнительных услуг – это только дополнительные средства… дополнительные услуги являются необязательными, для того чтобы их оказывать и, соответственно, оплачивать, необходимо согласие студента и заключение приложения к договору; большая стоимость дополнительных услуг может отпугнуть основную массу студентов, что только ухудшит положение дел: и условия проживания студентов не станут лучше, и вуз не получит дополнительные средства …

Программирование, предопределение общественного мнения. … в таких условиях очевидно, что стоимость не будет повышена…, надеемся, что администрация пойдет на компромисс… Мы понимаем сложности администрации и готовы вместе искать альтернативные пути решения…

Донеся до студенческого коллектива такое информационное сообщение, вы предопределяете два сценария развития событий и, соответственно, две общественные реакции:

Если переговоры увенчались успехом, компромисс достигнут и стоимость значительно не повысилась, вы вызываете позитивную общественную реакцию следующими сообщениями: «как и прогнозировалось, компромисс достигнут… профком и администрация в очередной раз продемонстрировали солидарность…, мы можем наблюдать еще один пример действенного социального партнерства!…».

Если переговоры провалились и к общему мнению прийти не удалось, и профком принимает спланированное решение начать коллективные действия, то вы вызываете негативную общественную реакцию: «удивительно, но ожидаемого счастливого финала не случилось…, несмотря на всю очевидность вопроса, администрация приняла другое решение…, несмотря на достигнутые ранее договоренности…, проигнорировав общественное мнение… и т.д.». Информированность студентов о сути вопроса и негативная общественная реакция позволят вам собрать большое количество подписей и, в конечном итоге, отстоять права и интересы студентов.

Три схожих примера

Закончить эту главу мне бы хотелось тремя схожими примерами. Это даже не несколько примеров, а один сводный пример, объединенный сходством ситуаций, в которых все произошло. Если хотите, считайте эти примеры еще одним типовым способом осуществления информационной политики.

Обобщенно, ситуация была следующая:

Профсоюзная организация подходила к очередной отчетно-выборной конференции. Некая внешняя сила (в одном случае ректорат, в другом – работник вуза, его выпускник, работавший когда-то давно в профсоюзной организации), преследуя свои политические и финансовые интересы, создает оппозицию действующему председателю и профсоюзному комитету. В одной ситуации деканы подговорили группу студентов, в другой, с подачи проректора по воспитательной работе, в профсоюзной конференции собрались участвовать представители студенческого совета, в третьей – заинтересованный работник вуза поддержал существующую оппозицию в лице нескольких членов профсоюзного комитета, неладивших с остальными из-за каких-то межличностных разногласий. На финишной прямой, перед конференцией, оппоненты публикуют некий компрометирующий материал, порочащий действующее руководство организации. В одном случае это был доклад, «особое мнение» нескольких членов контрольно-ревизионной комиссии, которые присоединились к оппозиции, в другом – специальный выпуск газеты.

Во всех трех ситуациях профсоюзные организации по-разному отреагировали на вызов, что дает нам возможность сравнить варианты решений.

На любой аргумент собеседника, всегда или почти всегда, можно найти достойный контраргумент. Это логика цивилизованных переговоров. Насколько целесообразно руководствоваться ею в ситуации, подобной рассматриваемой – вопрос открытый. На «наезд» в адрес профком, всегда можно ответить «наездом» в адрес отправителя. Но это силовой способ решения проблемы, выяснение кто сильней. Это, конечно, возможный способ развития ситуации, но во всех трех рассматриваемых ситуациях подобные решения приняты не были.

В первой ситуации профсоюзная организация отреагировала способом, который можно описать крылатой фразой «собака лает, а караван идет», т.е., не предприняла никаких активных действий, не обратила внимания на вызов, просто его проигнорировала. Аргументация была следующая: «оправдываться – значит признавать себя виновным», «студенты умные, сами разберутся, что к чему», «реагировать – это только привлекать внимание к этому материалу, что не в наших интересах».

Во второй ситуации реакцию профсоюзной организации можно охарактеризовать как более улучшенный, «прокаченный» вариант «собака лает, а караван идет». Профсоюзный актив неформально разделился на два эшелона, к первому отнеслись председатель, его заместители и наиболее авторитетные члены профсоюзного комитета. Во вторую группу вошли молодые профсоюзные активисты профкома, профактив факультетов, друзья и знакомые профсоюзных работников. И если первая группа заняла позицию аналогичную первому примеру, т.е. в этом вопросе гордо бездействовала, демонстрируя свою незаинтересованность, то вторая группа заняла более активную позицию: она яро выказывала свое негативное отношение и опровергала обвинения. Важно, что второй эшелон – это не само руководство профсоюзной организации, а только его окружение. Поэтому, во‑первых, в спорах они не выступали прямыми оппонентами, а как бы сбоку, со стороны высказывали свое отношение, что значительно ослабляло остроту обвинений. Во-вторых, они активно обращали внимание студентов на позицию руководства профсоюзной организации («Да это все вранье, высосанное из пальца! Вон, посмотрите на профком, они даже не считают важным на эту чушь обращать внимание!»).