Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально психологического отдела (стр. 18 из 30)

Первый этап - этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое впечатление. В младших классах не послед­нее место занимает отношение самого классного руководителя к представителям этнических групп, сила личности вновь прибывшего ученика, а также такие факторы, как наличие у пред­ставителей классного коллектива отрицательных стереотипов, был ли опыт общения с представителями данного этноса и т. д.

Второй этап - этап соперничества. После первых кон­тактов может иметь место соперничество из-за социального ста­туса в классном коллективе. Как правило, представители этни­ческих меньшинств начинают свою жизнь в классе с самых низ­ких социальных статусов, но у них сильна мотивация повыше­ния своего статуса в группе. Классному руководителю нужно помнить об этом. На данном этапе часты конфликты, идет раз­деление обязанностей, социальных ролей, порой скрытое от классного руководителя. При благоприятном развитии взаимо­действия наступает третий этап.

Третий этап - этап аккомодации. На данном этапе на­блюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отноше­ния. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действо­вать по отношению друг к другу.

Четвертый этап - этап ассимиляции. Не все классные коллективы приходят к этому этапу. Как отмечают этнопсихо­логи, главным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление той части общества (в нашем случае - класса), где они стараются адаптироваться. В чистом виде ассимиляции в классных коллективах, как правило, не происходит, очень редки браки бывших одноклассников раз­ных национальностей, но на этом этапе повышаются статусы представителей этнических групп.

Цель данной программы - помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы. Для этого в тренинговую часть программы включены упражнения «Памятка эмиг­ранту», «Неведомые миры»; также предусматривается совмест­ная коллективная деятельность по созданию проектов. В национальных отношениях важными феноменами, затруд­няющими эффективное взаимодействие, являются этноцен­тризм, предубеждения (предрассудки), этнические стереотипы [7].

Этноцентризм И.С. Кон определяет, как склонность рас­сматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собст­венного народа. Предубеждение (по Гордону Олпорту) - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок (по Налчаджяну) - такая точка зрения, которая основана на оши­бочных и жестких обобщениях.

Структура этнических предубеждений включает в себя:

  • Отрицательную установку к другой этнической группе и ее членам.
  • Неправильные суждения об этой группе.

А. А. Налчаджян отмечает, что личные контакты людей рав­ного статуса очень важны для преодоления предубеждений. Из­вестно, что изменение установки приводит к изменению пове­дения. Однако столь же верно, что изменение поведения может привести к изменению установок. Если представители двух эт­нических групп предубеждены друг против друга, то следует создать условия для их непосредственного общения, чтобы они смогли опираться на свой личный опыт, а не на стереотипы.

Известен механизм изменения установок. Он предполагает три пути:

  • Первый - получение новой информации и изменение когни­тивного блока установки.
  • Второй - изменение эмоционального компонента установки, после чего меняется когнитивный блок.
  • Третий - создание таких условий, чтобы человек совершил несовместимые с его установкой действия. Тогда в его психике возникает конфликт, когнитивный диссонанс, который и приво­дит к изменению когнитивного и эмоционального блоков уста­новки.

Данная программа предусматривает коллективную проект­ную деятельность учащихся, благодаря которой школьники мо­гут получить новый положительный эмоционально окрашенный опыт взаимодействия с одноклассниками, и тогда установка ти­па «Все лица кавказской национальности хитрые и т. п.» может поменяться на другую: «А в нашем классе учатся нормальные ребята с Кавказа».

Этнические стереотипы как предвзятое мнение о националь­ных свойствах людей другого народа, сопровождаясь отрица­тельными эмоциями, становятся часто социальными преградами в межличностном общении и взаимопонимании разных национальностей.

Этнические стереотипы - это одна из разновидностей соци­альных стереотипов. Под социальным стереотипом обычно по­нимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окра­шенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социаль­ной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Этнический стереотип очень устойчив, ригиден, консервативен, что позволяет стереотипу успешно со­противляться любой информации, направленной на его измене­ние. Другими словами, что бы ни происходило в мире, мнение людей об определенной этнической общности очень долгое время не меняется. Как правило, социальный стереотип является преимущественно негативным, что препятствует полному, адек­ватному взаимопониманию людей. Этнический стереотип - это своеобразные «шоры», искажающие видение социальной реаль­ности [7].

Можно сделать вывод, что из-за социальных (и, в том числе этнических) стереотипов люди приписывают сходные характе­ристики различным членам одной и той же группы без доста­точного осознания возможных различий между ними. Отличи­тельной чертой социальных стереотипов является то, что они усваиваются детьми очень рано и используются ими задолго до возникновения собственных ясных представлений о тех груп­пах, к которым они относятся. Обычно стереотипы не представ­ляют большой проблемы, когда не существует явной враждеб­ности в отношениях групп, но они становятся опасными, когда возникает социальная напряженность.

Во всем мире считается, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы. Но проблема заключается в том, что далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы. Межэтнический стереотип может быть снят только при соблюдении определенных условий орга­низации контакта. Другими словами, если школьники разных национальностей учатся в одном классе, это еще не означает, что у них автоматически, сами собой будут разрушаться стерео­типы. Для этого нужны определенные условия: признание ра­венства сторон, наличие обстановки открытости и доверия, при­нятие общих, значимых для обеих сторон целей, уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т. д.

А. А. Налчаджяп отмечает, что если бы все этнические груп­пы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. В настоящий момент этнические группы стремятся взаимодей­ствовать только в таких сферах, которые не угрожают целостно­сти их культуры. (Безопасной считается сфера экономики; в ус­ловиях школы наиболее безопасной является сфера получения новых знаний.) Группы действуют по принципу: чего не знаю, того боюсь, а лучшая защита, как известно, нападение.

Для того чтобы менять ситуацию в сторону стирания межэт­нических границ, данной программой предусмотрены клубные занятия, целью которых является знакомство с культурой, тра­дициями разных этнических групп, представленных в конкретном классе. На самом деле у этнических групп различий гораздо меньше, чем сходств, поскольку человечество представляет со­бой единый биологический вид. Чтобы донести эту мысль уча­щимся, программой предусмотрено упражнение «Чем мы похо­жи».

В противоположность этноцентризму в детской среде не редки случаи, когда учащиеся имеют отрицательную этниче­скую идентичность, то есть стесняются своей национальности. Обычно это происходит в результате социальных потрясений, межнациональных конфликтов. Данное состояние называется кризисом этнической идентичности. Программой предусмотре­на диагностика, позволяющая выявить степень идентичности учащегося со своей этнической группой. Одна из задач разви­вающих занятий - восстановление положительной этнической идентичности [7].

В целом в методологическую основу программы положена концепция адаптивного подхода А. А. Налчаджяна. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют.

Под социально-психологической адаптацией понимается та­кое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:

  • Во-первых, сознанием необходимости постоянных измене­ний в отношениях со средой через овладение новыми способами ведения.
  • Во-вторых, приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности подростка по отношению к меняющимся условиям среды. Новые приспо­собительные механизмы «гармонизируют» отношения со сре­дой.

Этнические меньшинства очень чувствительны к оценкам доминирующих групп и, естественно, желают, чтобы их оцени­вали выше других. По своей сути это незрелая тенденция лично­сти понравиться старшему, сильному или, как в данном случае, многочисленному. В программу включены занятия, направлен­ные на повышение самооценки учащихся [7].