Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально психологического отдела (стр. 25 из 30)

Готовились к Наурызу очень тщательно. Женщины заранее вышивали сюзане - яркое панно для украшения места праздника. Сюзане расстилают на склоне горы или натягивают между шестами. Под ним садятся музыканты, неподалеку накрывают достархан, на котором обязательны семь предметов: вино сим­волизирует возрождение, молоко - чистоту, сладости - радости жизни, сахар - довольство, щербет - прохладу и отдых; свечи - это знаки света и солнечного огня, гребень - символ женской красоты. В больших глиняных горшках сбивают много масла и не­пременно - вручную: обматывают деревянный стержень ремнем и вращают. Ведь так боги «сбивали» воды Океана, когда рожда­лось все сущее!

Основной ритуал состоит в обнесении всех присутствующих обрядовым блюдом из проросшей пшеницы, символизирующей вечную жизнь. Зерно проросло - значит, настало время сева.

Готовят в этот день плов, шурпу, блины, бешбармак, огром­ные лепешки. Угощение должно быть богатым, тогда и урожай осенью будет на славу, а молоко коров и овец - жирным и обильным.

В этот день обязательно состязаются борцы, танцоры и кон­ники, а для услаждения слуха собравшихся выступают поэты, проходят айтысы акынов.

Бесик салар той: традиции и обрядность.

В казахском ауле на семейный праздник, приуроченный к рождению ребенка («бесик салар той»), гости идут с поздравле­ниями и подарками. У казахов есть такой обычай - «шильдехана», когда к женщине, недавно ставшей матерью, приходят родственники и друзья и помогают ей во всем. Тут же играют на музыкальных инструментах, рассказывают забавные истории, пьют чай.

Многие слышали, вероятно, об очень интересном обряде «тусау кесер» («разрезание пут»), связанном с первыми шагами ребенка. В этот день принято опутывать ножки малыша цвет­ными ленточками. Когда собираются гости, малыша ставят па ноги и торжественно разрезают ленточки, позволяя сделать сим­волический «первый шаг в жизнь». Гости играют, пытаясь уга­дать будущую профессию малыша. Перед ним раскладывают различные предметы - символы разных профессий - наперсток, ножницы, молоток, музыкальные инструменты и т. д. Считается, что первый предмет, который возьмет ребенок, и сулит ему бу­дущую профессию.

На празднике имянаречения чаще всего предлагаются имена героев, доказавших свою преданность родине, известных писа­телей, положительных литературных персонажей, близких род­ственников ребенка, заслуживающих такой чести. Если родите­ли затрудняются с выбором, называется имя пророка или всех ближайших сподвижников. По преданию, имя святого защитит ребенка от козней шайтана, привьет любовь к родным местам. Каждому из гостей подносят чай с маслом. Гости, в свою оче­редь, благословляют ребенка добрыми пожеланиями и наделяют подарками.

В современном казахском игровом фольклоре популярен и обряд «тильашар». В буквальном переводе это означает «язык открыт», или же «первое слово». Посвящен он дню, когда ребе­нок первый раз идет в школу. Этому торжеству семья и родст­венники придают очень большое значение как одной из главных ступенек долгого пути к знанию. До сих пор живет в народе обряд «теньге кадау», посвящен­ный первому полезном делу, сделанному ребенком. Чтобы по­лезное дело осталось в памяти и самого малыша, ему дарят не­большой подарок. Близкие, даря его, обычно говорят малышу: «Запомни и сохрани - сегодня ты совершил хорошее дело» [7].

Великие праздники мусульман - ураза-айт и курбан-айт.

Эти праздники отмечают во всех странах Востока. Особен­ностью мусульманского праздничного календаря является то, что праздники и посты выстраиваются по лунному календарю. Лунный год короче солнечного (тропического) на одиннадцать суток, то есть состоит из 354 суток. Из-за этого мусульманские праздники и посты каждый следующий год начинаются на одиннадцать суток раньше, чем предыдущие.

Ураза-айт - праздник разговения. В честь завершения ме­сячного поста Рамазан (Рамадан) верующие отмечают этот праздник, длящийся три дня. В первый день свершается молит­ва, устраивается трапеза, раздается милостыня беднякам, посе­щают друзей, родственников, дарят подарки. В эти дни принято посещать могилы предков. Особенно много времени на кладби­щах проводят женщины. Они приводят могилы в порядок, ук­рашают их, раздают пищу беднякам. Иногда, чтобы основатель­но очиститься от грехов, приносят в жертву барана, козу или другую живность, раздают деньги, вещи, продукты в счет фитра (подношения), из которого часть используется для оказания помощи нуждающимся, сирым и убогим. Обычай требует мило­сердия к ним [7].

Праздник Курбан-айт, или курбан-байрам (Ид альадха) яв­ляется одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через семьдесят дней после окончания поста Уразы. Это - день жертвоприношения. Он восходит к библейскому сказанию о пророке Аврааме (у мусульман - Ибрагиме), которому было ве­лено принести в жертву своего сына Исаака (Исмаила). В по­следнюю минуту, испытав преданность Авраама, Господь по­слал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком, заменившим юношу.

В память об этом событии каждый мусульманин, прославляя милость господню, должен принести курбан (жертву), то есть зарезать при чтении определенной молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман при­водятся аяты Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не бу­дете делать пожертвований для того, кого любите». Среди му­сульман бытует поверье, что на спине животного, принесенного в жертву, правоверный может проследовать в рай, минуя мост Сират - «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя». Если же жертва не была принесена, человек упадет в ад, геенну огненную.

Даже приготовления к этому празднику обставляются очень торжественно. Совершается особое богослужение в мечети, чи­таются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Мира, добра и милосердия жела­ют друг другу люди в эти дни, двоекратно обнимаясь в знак доб­рой воли. «Курбан-айт кабыл болсын!» - желают всем.

Всем приносящим подарки в пользу духовенства имамы, дервиши и муллы раздают заранее заготовленные на небольших листочках молитвы, оберегающие от разного рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы предков и ближайших родственников, молятся за них и раздают милостыню. Закапывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как пра­вило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые об­щиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения, называемые «хейр» или «садака», в пользу мечети, «святых лиц» и «святых мест».

Знание основных мусульманских праздников и обрядов, свя­занных с ними, необходимо всем, кто живет в многонациональ­ных регионах, для понимания, взаимного уважения и сохране­ния добрососедства [7].

Приложение 4

Сценарий открытия фестиваля толерантности

«Радужный мост»

Следующие три конферанса могут быть использованы при проведении различных мероприятий гражданской и патриотической направленности.

Звучат фанфары «Должны быть на свете счастливые дети».

Песня-миниатюра «Точка, точка, запятая».

Двое ведущих «рисуют» на экране видеопроектора, вслед за их движениями возникает фигурка человечка. Затем из разных углов сцены они выводят других человечков.

На сцене – танец- миниатюра «Черное и белое». Разноцветных человечков постепенно окружают люди серые. Они запирают разноцветных в лабиринт предрассудков (выстраивают из планшетов стену). На экране возникают слова: «непонимание», «недоверие», «обман», «ссора», «вражда, «ненависть», «терроризм», «война» [11].

Ведущий 1 (за кадром):

Как белый лист у человека память.

Что написать на нем – не из простых задача.

Скорей всего, «других» нам стоит хаять,

Будет тут отдача.

Барьеры веры, преграды традиций

Стены возведут не взирая на лица…

Укрепят эти стены домыслы простые:

Кто не похож на нас – тот против нас!

Ведущий 2:

Ты не желаешь песни петь мои?

Ты - враг!

Ты веришь в Иисуса,

Так умри!

Ты с желтой кожей родился на свет?

Тебе прощенья в этом нет!

Ты желаешь поклоняться Будде?

Не будет так, прав только я.

А ты решил, что можно жить и в дружбе?

И говоришь, чтоб не было войны.

Ну нет! Я говорю – власть силе!

Пусть победит сильнейший!

Я сказал…

И строят люди лабиринт из предрассудков.

И это лишь начало всей вражде…

И рушатся дома.

Взрываются надежды.

Тот, кто не с нами, - тот против нас…

Ведущий 1:

И стены возникают час за часом,

Деля людей на наших и чужих,

И каждая стена готова превратиться в сектор Газа,

И каждая стена разъединяет нас…

На экране – взрывы, кадры военной кинохроники. Разноцветные дети начинают действовать вместе с серыми людьми, снимая свои разноцветные костюмчики. Выстраиваются как бы две армии, они готовы двинуться друг на друга тараном.

Девочка:

Стойте, люди! Так не может быть! Я не хочу!

Мы на свет родились , чтобы радостно жить!

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.