Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально психологического отдела (стр. 9 из 30)

Необходимо подчеркнуть, что развитие ребенка происхо­дит в процессе проживания (по В. П. Бедерхановой), т. е. по­гружения его в определенную систему ценностей, отноше­ний, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразное деятельностное поле [9].

Игра как индивидуальный и групповой вид деятельнос­ти, обусловленный ведущими потребностями детей в дви­жении, общении, познании и саморегуляции, стимулиру­ет физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствует становлению интеллекта личности, обога­щению форм социального, культурного поведения и выбо­ру новых форм общения в раскованном поведении в усло­виях свободы выбора.

Ценность любой игры определяется тем, насколько она способствует развитию в детях позитивного отношения к действительности; к различным религиям, культурам, язы­кам, национальностям; проявлению физических, умствен­ных возможностей детей разного возраста. Ценность игры заключается в том, что она обеспечивает широкое простран­ство и оптимальные условия для снятия всех разделительных барьеров в межличностном отношении, и прежде всего, межнациональных. (Правда, особую опасность сегодня вы­зывает популярность игр, в правилах которых проповедуется насилие, пропагандируется милитаризм, национализм и шовинизм.)

В зависимости от того, какой игре отдается предпочте­ние, каково ее содержание, какую роль в ней играет взрос­лый, какую позицию по отношению к ней занимает ребе­нок, игра может оказать или не оказать существенное вли­яние на развитие тех или иных качеств личности. Именно поэтому необходимо учитывать основополагающие прин­ципы, при которых игра может выступать средством гума­низации социальных отношений в любом детском коллек­тиве.

В процессе подготовки к смене педагогический коллек­тив должен заранее разработать игры, конкурсы, продумать, каким образом максимально быстро включить детей в со­вместную жизнедеятельность: продумать многоуровневую систему стимулирования с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных усилий участников, через работу творческих групп, мозговые атаки формировать инициативный костяк для разработки дел, определить правила, ритуалы и т.п., систематически корректировать деятельность лагеря, продумать систему диагностики детей, анализа собственной деятельности и деятельности педагогического коллектива [9].

Для осуществления полноценного функционирования смены педагогические группы должны формироваться по возрастному принципу (работа с детьми младшего, среднего и старшего возраста); по инициативным группам (кто с кем какое дело разрабатывает и готовит), по профилю: туризм, спорт, интеллект, прикладное творчество и т. д.

При всем разнообразии мероприятий, насыщенности используемых приемов важна устойчивость главных форм работы с детьми. Мы имеем в виду разнообразные виды деятельности детей, которые предусматривают как коллектив­ную работу (клубы, советы, творческие тематические дни), так и индивидуальную (досуг, конкурсы, мастерские, практикумы).

В мастерских основополагающим принципом является познавательный аспект. Набор мастерских определяется не столько количеством и формами их проведения, сколько возможностью удовлетворить запрос на развитие разнооб­разных способностей и интересов. Здесь сочетается когни­тивный и деятельностный аспекты обучения. Содержание мастерских предполагает параллельное знакомство с исто­рическим материалом по интересующей проблеме и практи­ческие занятия по использованию, применению теоретиче­ских знаний в работе.

Целью клубов является самореализация участников через общение. В детском оздоровительном лагере можно предло­жить следующий перечень клубов:

  • Дискуссионный.
  • Диалога культур.
  • Спортивный.
  • Танцевальный.
  • Музыкальный.
  • Этнографический.

Большую роль в развитии детей играют вариативные мероприятия: тематические дни, конкурсы, состязания и др. Тематические дни — это время, когда в творческой форме участники представляют свое видение предложенных тем.

Конкурсы-состязания — форма деятельности, позволяю­щая детям показать другим ценность тех знаний, умений и навыков, которые они приобрели на занятиях в мастерских и в клубах и убедиться самим в этих ценностях [9].

При внимании к организационным формам, стремлении к разнообразию главным остается содержательное наполне­ние мероприятий, обеспечивающих не только физическое закаливание, интеллектуальный рост, развитие творческих способностей, но прежде всего научение их высоким нормам межличностных отношений на всех уровнях, привитие им человеколюбия, воспитание доброжелательности, толерант­ности в самом широком ее понимании.

В условиях усложнения межэтнических отношений осо­бое внимание в лагере следует уделять проблеме воспитания интереса к чужой культуре, стремлению понять ее, воспита­нию доверия и уважительности к детям разных националь­ностей.

Опыт показывает, что лагерь создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров при усло­вии, если педагоги ориентированы на формирование меж­этнических контактов детей и развитие их толерантности.

Значимым достижением является не только создание в лагере «толерантного» климата, но и обеспечение его со­хранения при переходе к самоуправлению, когда ставшее нормой поведение сохраняется ребятами-лидерами.

Одним словом, как показывают исследования и экспери­ментальная работа в лагере, каждая форма организации жиз­ни детей содержит огромные возможности целенаправленной организации воспитательных воздействий на развитие позитивного отношения детей к людям, формирование их толерантного сознания и поведения [9].

Словарь терминов

Ассимиляция - процесс поглощения одной культуры другой.

Интеграция — пример сохранения различными на­родами (этносами) собственной культурной идентичности, ока­зываясь в то же время включенными в некое поликультурное сооб­щество, объединенное на значимом для них основании.

Интолерантность – проявляется как повышенная чувствительность к лицам другой национальности, когда предметом чужих этнических групп воспринимаются как «неблагоприятный» фактор.

Ксенофобия – боязнь всего «чужого» и незнакомого, воспринимается как источник опасности (другим этническим группам, религиозным меньшинствам, социальным группам, отличающимся по разным параметрам, от уровня жизни до сексуальной ориентации)

Межэтническое взаимодействие – разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.

Межэтническое взаимопонимание – этот состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия.

Проблематизация — это искусственно создавае­мая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявле­ние возможных противоречий в их отношении к иным культурам, по­зволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.

Сегрегация — это ситуация обособленного, автономного суще­ствования и развития этнических групп.

Социально-психологическая устойчивость -

Толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающиеся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.

Этническая толерантность - отсутствие нега­тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной.

Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и посики устойчивых социально-психологических ниш по этническому критерию.

Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактульности этничности.

Этническая социализация – воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность.

Этноэгоизм – данный тип идентичности выражается в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом решать проблемы за «чужой» счет.