Смекни!
smekni.com

Ораторское искусство (стр. 53 из 68)

§11

Действие и страдание есть всякая перемена, которую одна вещь в другой производит. Перемену производящее называется дей­ствующим, а то, в чем перемена производится, страждущим. На­пример: сильный ветр море волнует — сильный ветр есть дей­ствующее, а море есть страждущее. Самое волнование есть дей­ствие в рассуждении ветра, страдание в рассуждении моря. С действием и страданием совокуплены бывают инструменты, вспоможения, воспя-щения, удобность или неудобность, воз­можность или невозможность, пристойность или непристой­ность, польза или вред, угодность или неугодность, честность или гнусность, также действие имеет иногда свое воспоследова-ние и удачу, а иногда уничтожение свое и неудачу.

§12

Время есть указательное и количественное: указательное познавается чрез вопрошение когда? Например: плоды собираются в осень. Количественное время познаваегся чрез вопрошение коль долго? Например: Август, цесарь римский, царствовал сорок четыре года.

§13

Место разделяется на одержимое и проходимое. Первое назначается вопрошением где? Например: острое Сицилия лежит на Посредизе.шом море. Второе показано бывает на вопрошение по чему? Например: молния блещет по воздуху. При месте наблюдать должно оного пространство, близость, да­лекость, вышину, низкость, стороны и прочая, также и наречия и предлоги: куда, откуда, доколе, вне. внутрь, у, за, пред, против, под. над. около, вплоть, до и прочие, до места надлежащие. Сю­да принадлежит содержащее и содержимое, например: город есть содержащее, а люди, в нем живущие,— содержимое. Со­держимое может иногда быть купно и содержащее, так: река в рассуждении животных и судов, в ней плавающих, есть содер­жащее, а в рассуждении берегов есть содержимое.

§ 14

Происхождение есть начало, от которого что другое происходит и свое бытие имеет, например: металлы происходят от земли, мед от пчел, бесславие и казни от худых дел; земля, пчелы и худые дела суть происхождение металлов, меда, худых дел.

§ 15

Причина есть конец, для которого всякая вещь есть или бывает, наприклад: земледелец пашет землю и насевает, чтобы полу­чить себе хлеб на пищу. Получение хлеба на пищу земледель­цу есть причина орания и насеванил земли.

§ 16

Предыдущее есть что пред вещию необходимо бывает, после­дующее — что оной последует, так: весна предходит лету, ко­торому осень последует; и потому весна есть в рассуждении лета предыдущее, а осень — последующее; так: младенчество и старость суть мужеского возраста предыдущее и последую­щее.

§17

Признаком называют что другую вещь показывает, когда она сама чувствам не подвержена. Вещи отдаляются от чувств ме­стом или временем, прошедшим или будущим и посему призна­ки суть трех родов: 1) которые показывают вещь настоящую, так: дым показывает сокровенный огонь, шум дерев изъявляет ветр; 2) которые показывают вещь будущую, как: находящие густые тучи предвещают дождь, заря утренняя предсказывает восхождение солнца; 3) которые объявляют прошедшую вещь: обагренная кровью Тициева шпага, бледное его лице, отдаление от людей и бег от Семпрониева мертвого тела суть признаки учиненного им убийства. К сему месту принадлежат пророчест­ва, предзнаменования и свидетельства.

§18

Обстоятельства суть те вещи, которые хотя с данною вещию не соединены, однако имеют к ней некоторую принадлежность; так, встречающиеся путнику звери, около пути лежащие места, по реке плавающие суда и птицы, пчела, на розе седящая, суть обстоятельства путника реки и розы.

§ 19

Подобие риторическое есть снесение двух вещей в свойствах или действиях. Сердце человека, гневом возмущенного, уподоб­лено быть может волнующемуся морю, скорое течение острых мыслей — стреле. Подобие разделяется на простое и сложенное; в простом сносится только одно свойство или действие одной вещи с однем же свойством или действием другой, как скорость мыслей со скоростию стрелы. В сложенном подобии сносятся два или многие свойства либо действия одной вещи с двумя или многими свойствами либо действиями другой, например: как подсыхает ветвь, подъеденная от червя, так печалью сокру­шенное сердце ослабевает. Здесь сердце с ветвию, печаль с чер­вем, ослабение с подсыханием сносится.

§20

Противными называются те вещи, которые вдруг быть не могут вместе, как день и ночь, зной и стужа, богатство и убожество, любовь и ненависть. Несходственные вещи бывают, когда вме­сто одной противной вещи полагается то, что от ней происходит, например: любить и обидеть (вместо ненавидеть), не бояться неприятеля и от него бегать (вместо бояться), ибо обида от нена­висти, а бегство от боязни происходит.

§21

Уравнение есть снесение двух вещей, одну другой за равную, большую или меньшую почитая. Пример первого: Иулий Цесарь завидовал славе Александра Великого, равно как Александр славе отца своего Финиша. Пример второго: Фридерик-цесарь несчастливее был в реке Цидне, нежели Алек­сандр Великий, ибо сей, умывшись в ней, только разболелся, а оный живота лишился. Пример третиего: войну удобнее начать, нежели к концу- привести.

§22

Сие описание риторических мест показано здесь вкратце только для одного истолкования оных; употребление и польза их пред­лагается в следующих главах. В правилах риторических причи­тается обыкновенно к местам изобретения определение, которое я оттуду выключил, для того что логические точные определе­ния состоят из рода и свойств главных самой определяемой ве­щи, которые показаны бывают в местах риторических того име­ни, и. следовательно, такое определение не можно почесть за особливое место, но за идею, сложенную из идей, происшедших от рода и свойств. Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в иных риториках за особливое место признается. Риторические определения надлежат до украшения, и для того о том предлагается в третией части Риторики. Примеры от уравнениев не разнятся. Молва людская надлежит к жизненным свойствам (§ 9 и 5), свидетели — до признаков (§ 17), закон, присяга, пытка надлежат особливо до судебных речей, о чем смотри в книге второй. Сии шесть последние называются от не­которых авторов внешними местами без довольного основания.

§ 181

Тропы речений знатнейшие суть шесть: метафора, синекдоха, метонимия, антономазия, катахресис и металепсис.

§ 182

Метафора есть перенос речений от собственного знаменования к другому ради некоторого обоих подобия, что бывает, 1) когда речение, к бездушной вещи надлежащее, переносится к живот­ной, например: твердый человек вместо скупой; каменное серд­це, то есть несклонное; мысли колеблются, то есть переменяют­ся; 2) когда речение, к одушевленной вещи надлежащее, перено­сится к бездушной: угрюмое море, лице земли, луга смеются, жаждущие пустыни, земля, плугом уязвленная, необузданные ветры: 3) когда слово от неживотной вещи к неживотной же переносится: в волнах кипящий песок вместо мутящийся; небо звездами расцветает вместо светит; 4) когда речения пере­носятся от животных к животным вещам: алчный взор, летаю­щие мысли, лаятелъ Зоил.

§ 183

Сим образом идеи представляются много живяе и ве­ликолепнее, нежели просто, причем наблюдать должно,

1) чтобы метафор не употреблять чрез меру часто, но токмо в пристойных местах, ибо излишно в речь стесненные переносные слова больше оную затмевают, нежели возвышают;

2) к вещам высоким и важным непристойно переносить речений от вещей низких и подлых, например: небо плюет не­пристойно сказать вместо дождь идет. Но ежели вещи, „т кото­рых слово переносится, не очень подлы, то могут прилагатель­ными именами быть повышены и употреблены: так, ежели гром назвать трубою, то будет метафора низка; однако с прилагатель­ным труба небесная будет много выше; 3) к низким и подлым вещам от высоких и важных переносить речения также непри­стойно, кроме шуток, например, блистающая солома, громо­гласный комар.

§184

Синекдоха есть троп, когда речение переносится от большего к меньшему или от меньшего к большему, что бывает, 1) когда род полагается вместо вида, как цвет вместо розы, ветр вместо севера; 2) вид вместо рода, как: сокол вместо птицы, река вме­сто воды. Но притом надлежит остерегаться, чтобы не поступить против натуры, наприм.: из Кипра в Крит плыть способным западом, ибо оный ветр пловущим в ту сторону противен; 3) когда целое полагается вместо части: египтяна Нилом жажду свою утоляют вместо частию воды из Нила; 4) часть вместо целого, например: сто голов вместо сто человек; 5) когда положено бу­дет множественное число вместо единственного, например: он пишет краснее Цицеронов; 6) единственное вместо множествен­ного: россиянин радуется о получении победы вместо россияна; 7) когда известное число полагается вместо неизвестного: там тысящи валятся вдруг вместо множество валится.

§185

Метонимия есть когда вещей, некоторую принадлежность меж­ду собою имеющих, имена взаимно переносятся, что бывает, 1) когда действующее вместо страждущего полагается: имеете Моисея и пророков вместо имеете книги Моисеевы и пророче­ские; читать Виргиния, то есть Верги-лиееы стихи; 2) когда по­ложено будет действие или свойство вместо действующего: убийство достойно смертной казни вместо убийца достоин; милость на суде похвал, ъна, то есть милостивый; где оная злоба, которая меня погубила? то есть где оный злобный? 3) когда ма­терия приемлется вместо той вещи, из которой она сделана: жи­вотворящее древо, то есть животворящий крест; серебром ис­купить, то есть серебряными деньгами; пронзен железом, то есть железным оружием; 4) или вещь, сделанная вместо самой материи: хлеб собирать с поля, то есть пшеницу; венки щи­пать в лугах, то есть цветки, из которых венки сплетают-5) когда вещь содержащая или место полагается вместо со­держимой: восток и льдистый океан свои колена пре­клоняют, то есть живущие на востоке и при Ледовитом океане; острая голова, то есть острый ум в голове; любезна не­бесам страна, то есть богу, живущему на небесах; 6) когда вместо вощи полагается тот, кто ею владеет: сильный маломощного съедает, то есть его добро; при военном шуме молчат законы, то есть судьи; Укапегон горит, то есть дом его; 7) намерение или причина, для которой что бывает вместо действия: честь на алтарь возложить, то есть жертву для чести божией; 8) признак вместо самой вещи: орел вместо Российской империи; луна вместо Турции: десять дымов, то есть десять домов; седину почитать должно, то есть старых.