Смекни!
smekni.com

Ораторское искусство (стр. 56 из 68)

Причина и пример

Но понеже прияли мы от ученых мужей, что не токмо из не­счастий должно выбирать самое меньшее, но и выискивать, нет ли в них чего доброго, для того наслаждаюсь праздностью не такою, какою должен тот, который Риму дает спокойство, но в таком уединении ослабевать принужден, ко­торое подает нужда, а не произволение. Хотя Сципион и по мо­ему рассуждению получил большую похвалу, однако нет знаков остроумия его, писанию преданных, ни единого дела, ичиненного в праздности, ни в уединении исполненной должности. Отсюду знать должно, что он, обращая ум и исследуя те вещи, кото­рые он достигал размышлением, ни празден, ни уединен не был. Но я, не имея такой крепости разума, чтобы в безмолвном рас­суждении не быть уединенному, все свое старание и труд пола­гаю па писание сего учения. И так по опровержении республики написал я больше, нежели тогда, как она стояча в целости. Но вся философия, любезный мой сын, хотя изобильна и плодонос-на, и ни едина часть оныя пуста и невозделанна. однако нет я ней ничего плодоноснее и изобипьнее учения о должности, из которого произведены бывают постоянного и честного жития правила. Заключение

Для того хотя уповаю, что ты от приятеля нашего кра-тшта, верховного из философов нынешнего времени, по вся дни сие слышишь и перенимаешь, однако же полезно быть рассуждаю, чтобы твой слух со всех сторон такими словами наполняйся и, ежели можно, не внимач бы ничего другого. Сие хотя все де­лать должны, которые в честное житие вступить желают, однако не знаю, не больше ли надлежит тебе, нежели прочим, ибо от тебя ожидают, что будешь ты подражать немало мо­ему рачению, много моей чести и несколько, может быть, моей славе. Сверх сего принял ты на себя нелегкое бремя, Афины и Кратиппа, к которым ты как дм купления честных наук по-ехач. затем весьма скаредно есть совсем праздну от них воз­вратиться и тем и город и учителя обесславить. Того ради сколько ум свой устремить и сколько к трудам своим налечь можешь (еж-ели учение больше труда, нежели услаждения име­ет), постарайся довершить и не погреши в том, чтобы тебе, имея от меня всякие вспоможения, самого себя оставить.

§263

Пример действительной хрии, выбранной из Цицероновых Тускуланских вопросов, кн. 1, о том, что Сократ по справедли­вости смерть презрел. Сия хрия также неполна и правильного порядка не имеет.

Вступление

Ежели мы в натуральной науке не совсем не искусны, то в познании души сомневаться не можем, что она ни с чем не смешана, ни с чем не слиянии: нет в ней никакого связания ни увеличения, ни усугубления. Итак, не может она ни раздвоиться, пи разделиться, ни раздраться, ни рассыпаться; следовательно, и погибнуть ей невозможно, ибо по­гибель есть как рассеяние, разделение и растерзание частей, которые прежде погибели некоторым союзом между собою соединены были.

Парафразис

Таковыми и другими, сим подобными рассуждениями, так утвержден был Сократ, что не искал по себе в уголовном суде предстателя, ниже судей умягчая прошением, но употребил вольное упрямство, не от гор­дости, но от великодушия происшедшее. В последний день своея жиз­ни о том рассуждал много и за несколько дней перед тем из-под ка­раулу уйти не хотел, хотя то легко ему учинить можно было. И хотя почти уже в руках держал смертную чашу, однако так разговаривал, что казалось, якобы он восходил на небо, а не к смерти был пону­ждаем. Ибо так он размышлял и так разговаривал, что два путя суть, и сугубо есть течение духов, из тела исходящих. Те, которые человеческими пороками себя осквернили и вовсе сластям отдачи, ко­торыми ослепленны, как домашними заблуждениями и беззакониями, окалялись или, насильствие учинив обществу, составили неудовлетво-римые обманства, тем готов путь в места, от сообщества богов от­даленные; но которые себя чистых и непорочных сохранили, наимень­ше всех от тела заразились, от оного себя отвлекали и в плотском житии богам подражали, тем вход к ним отворен, как от них самих происшедшим.

Подобие

Притом упоминал, что всем добрым и ученым людям так должно от жизни разлучаться, как лебедям, которые не без причины посвящены Аполлону, но, кажется, для того, что имеют от него познание буду­щих вещей. Чрез сие они усмотрев, колико добра смерть приносит, с увеселением и со сладким пением умирают.

Противное

Но о сем никто бы не мог сомневаться, „го же не случалось, когда о душе размышляем, что бывает часто с теми, которые пристально на затмевающееся солнце смотрят и тем зрение свое теряют, ибо не инако ум наш, сам на себя взирая, нередко притупляется, и для того в рассмотрении оного терпеливость теряем. Итак, сомневаясь, ози­раясь, недоумевая и о многих противных мнениях размышляя, как ма­лый кораблей в пространном море, плавает наше слово.

Пример

Сие есть древнее и от греков взятое повествование, но Катон так отшел от жизни, что радовался, получив причину предать себя смер­ти, ибо запрещает господствующий над нами бог без его повеления отходить отсюду. Но когда бог дал справедливую причину тогда Со­крату, так ныне Катону и часто многим, тогда коль весел по истине премудрый оный муж исшел из сея тьмы во оную светлость, однако не растерзал плотских оковов, затем что законы запрещают, но как гражданским судом или какою законною властию. так богом вызван и свобожден.

Свидетельство

По его oice сказанию, жизнь философская есть не что иное, как толь­ко учение о смерти. Что мы тогда делаем, когда от роскошен плот­ских, когда от домостроительства, которое телу работает, когда от республики, когда от всех забав душу отзываем? Что тогда делем когда оную к самок ссис п,т,ыт,см. саму у себя быть принуждаем и отводим от тела? Ибо душу свою отводить от mew не' что иное есть, как учиться умирать.

Второе подобие

У реки Ипачиса. которая из Европы в Понт Евкашскии отекает, по сказанию Аристотелеву, родятся некоторые гады, которые живут только один день. Посему, ежели один из ню умер в осьмо.м часу дня, тот был долговечен, а ежели при зарождении солнца, а особливо в долгоденствие, тот дожич до дряхлой старости. Но поставь самый долгий век человеческий перед вечностью, то увидишь, что паша .жизнь почти толь кратка, как оных гадов.

Заключение

Итак, лучше презреть все сие безумие (ибо кое суетнейщее имя сей суете дать можно?) и всю силу жития в крепости ума, и в великодушии, и в презрении житейских вещей, и пре, небреже­нии оных поставить.

§264

Для образца полной и правильной хрии предлагаем здесь хрию смешанную, сочиненную из Виантовой речи, которую оц сказал, уходя из своего отечества, неприятельми расхищаемого. Приступ

Из древних философов, каковыми Греция перед прочими паро­дами могла некогда похваляться, Виант по справедливости между седмыо премудрыми числится, ибо сие заслужил он не токмо полезными учениями, основательными и к блаженству рода человеческого служащими правилами, но и подражания достойными похвачьного жития примерами. Таковым приме­ром был его ответ, когда отечество сего философа, город Приену, неприятели расхищали и когда прочие жители, убегая из города, брачи с собою лучшие свои пожитки, сколько унести можно было, ибо тогда советовал ему некто, чтобы и он то же де.чап, на что он сказал: Я все свое несу с собой.

Парафразис

Город неприятельми наполняется, горят домы и капища, пла­мень кругом обступает, в дыму обнаженные мечи блещут, все улицы полны вопля и ужаса, но те, которые всю свою надежду в богатстве полагают, повергая жизнь свою в крайнюю опас­ность, из пожара и почти из самых жадных рук неприя­тельских рвут свои пожитки. Виант посреди самыя пагубы и разорения спокоен духом выходит и, не имея у себя ничего, все свое с собою выносит: выносит с собою добродетель, дражай­шую несравненно всех богатств, которые неприятель похи­тить может. Итак, ничего не вынося, больше выносит, нежели прочие граждане.

Причина

Ибо в единой токмо добродетели состоит человеческое со­вершенство. Един добродетельный совершенно больше, бо­гатства не желает, всем изобилен, все недостатки наполняет, во всем честен, ибо добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках до­вольство и в нищете изобилие.

Противное

Напротив того, данные от счастия довольства служат больше к умножению наших недостатков и часто производят „ нас по­роки, которых бы мы без оных не имели. Скаредная пред всеми добрыми людьми гордость, которую и сами гордые других не­навидят, есть первая дщерь богатства. Изнуряющая силы те­лесные, нарушающая здравие и ум помрачающая роскошь не от излишества или происходит? Надеясь на свои достатки, какие обиды, презрения, нападения и гонителъства богатые бедным наносят? И чрез таковые злобные поведения не мерзость ли и отвращение пред богом и пред человеческим родом бывают? Не упоминаю о угрызаемой по вся дни богатых совести, когда на неправедное взирают имение: молчу о неспокойствах, которые зависть и ненасытимое желание возбуждают.

Подобие

В драгоценных одеяниях и других внешних украшениях лишенно­го добродетели человека тело кажется ослепленным беззако­ниями великолепно, однако в самой вещи есть гроб повапленный, исполненный гнилых костей и скаредного смрада. Но муж доб­родетельный в убожестве, как драгоценный камень в коре, только однем искусным знаем и, хотя презрен от невежд, одна­ко цену свою в себе содержит.