Смекни!
smekni.com

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века (стр. 11 из 16)

· Залетела бабочка в дом выпусти, а то будет несчастье.[105]

Примета основана на уверенности, что бабочка – это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя – надо осторожно поймать ее и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку).

· Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве.[106]

Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем. Она любит светлые сухие места и в нездоровом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее..

· Лошадь спотыкается – удачи не жди.[107]

Лошадь – умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве.

· Слушая кукушку, звени мелочью в кармане тогда деньги водиться будут.[108]

С кукушкой в народе связано гораздо больше запретов и негативных наблюдений, чем положительных. Ее голос в непосредственной близости к дому предвещает чью-либо смерть и т.д. Но, поскольку она имеет особенность куковать подолгу, народ связывает это с возможностью что-нибудь загадать: продолжительность ли жизни или, как в данном случае, денег столько, сколько она накукует.

· Куры все враз закудахтали ссоры не миновать.[109]

О курах существует множесво пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице – и т.д. Еще одна наодная мудрость: «Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся».

· Кот лапкой морду умывает – гостей намывает.[110]

Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Впраздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье – только успевай умываться.

· Черная кошка дорогу перебежит не видать удачи в этот день.[111]

Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный.

Черная кошка – один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе. Соответственно считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу.

· За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит.[112]

Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная; в старину всякое дело начиналось с жертвы – с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть его выплескивали на землю. Человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. Даже малейшего пустяка, не бери даром.

· Ласточки низко летают – к дождю.[113]

Это вполне реальная примета и объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь.

· Среди зимы муха в доме летает – к покойнику.[114]

Суеверие из числа мистических. Одно из возможных объяснений его: если мертвое ожило, то живое должно умереть; ожившее тело мухи должно забрать чью-то душу.

· Черные тараканы в доме - к богатству, рыжие тараканы – к печали.[115]

Тараканы появляются там, где не очень тщательно убирают, где остаются крошки или любая иная пища. То есть, другими словами, там, где живут достаточно обеспеченные люди, позволяющие себе не считать куски. В жилище человека чаще всего обитают черные и «прусаки». Разделение тараканов на черных и рыжих явно сделано по той причине, что с рыжими труднее бороться, они быстрее плодятся.

· Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет.[116]

Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: «Если курица петухом запела, будет кладлива». Суть поверья – мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

· Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее из шеи клок шерсти. [117]

Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически – и всей собакой.

· Доедать то, что мышь грызть начала, – значит, зубы окрепнут.[118]

Похожее поверье касается и выпавшего зуба («На тебе, мышка, костяной, дай мне железный!).

Пословицы и поговорки

Что живо, то и хитро.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Ты боишься лошади, а она – тебя.

Корова на дворе – харч на столе.

Лишний глаз при дойке коровы – помеха.

Свинье только рыло просунуть – и вся пролезет.

Барашка убить – не душу сгубить.

От прыткой козы ни забор, ни запор не спасут.

Собаку грешно кликать человеческим именем.

Кто после собаки ест, у того горло распухнет.

Кошка-пустомойка: долго мылась, гостей не заманила.

Кошка да баба – в избе, собака да мужик – на дворе.

Кошка живуча: лишь девятая смерть ее донимает.

Собака крох подстольных ждет, а кошка – пролитого молока.

Труслив, что заяц, блудлив, что кошка.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Сколько волка ни корми – он все в лес глядит.

Лиса семерых волков проведет.

И у курицы есть сердце.

Лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю.

Всякая сорока от своего языка гибнет.

Тетереву вся зима – одна ночь.

Змею выше глаз не подымай!

Пчела – Божья угодница: воск на свечи доставляет.

3. 7. Поверья о растениях

С давних пор народ глазами знахарей наблюдал за лечебными свойствами растений. По сей день зверобоем, васильками народные лекари излечивают болезни столь эффективно, что этому удивляются врачи. Услугами собирателей трав пользовались и цари, и деревенские жители. Считалось, что многие растения предохраняют от порчи. Без растений – деревьев, кустарников, трав, цветов – невозможно представить жизнь человека. Поэтому с растениями связано множество примет и поверий. Опытным мутем была обнаружена в природе целая аптека и кладовая витаминов. Приметы и поверья, связанные с растениями, условно можно разделить на четыре части: по отношению к природе, к здоровью, к нечистой силе и к привычкам человека.

Приметы и поверья

· Зацветет зимой комнатный цветок, дотоле летом расцветавший, – к смерти в семы.

Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причину можно искать на символическом значении: зацвести среди зимы – значит, скоро погибнуть.

· Не спи возле белены не проснешься.[119]

Употребление белены или долгое вдыхание запаха ее цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: «Дурит, словно белены объелся». Если долго вдыхать ее запах, можно и в самом деле умереть.[120]

· Горох рассыпать – к слезам.[121]

Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины.

· Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет.[122]

С рябиной связано много примет и поверий – как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней медицине. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, – значит лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц.

· Увидишь цветок сирени о пяти лепестках съешь. Это к счастью, к удаче.[123]

Считается, что счастье также редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость.

· Если снег растаял и на этом месте плесень появилась – к грибам.[124]

Речь идет не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице.

· Сад поздно зацветает – к смерти хозяина.[125]

Объяснение то же, что и по поводу зимнего или несвоевременного цветения растений: несвоевременный расцвет грозит гибелью – и это символически переносится на хозяина.

· Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит.[126]

Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости.

В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не дает. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы.

· Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.[127]