Смекни!
smekni.com

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века (стр. 2 из 16)

Фёдор Иванович Буслаев (1818-1897) – один из самых ярких русских филологов середины XIX в. Он изучал широкий круг вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики и искусствоведения, был блестящим лектором, ученым, профессором в Московском университете, а в 1860 г. стал академиком. Буслаев полагал, что язык является средством «приобретения» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. Он провозглашал необходимость сравнительно-исторического изучения родного языка после того, как усвоены его основные правила. Написанная Буслаевым в 1858 г. „Историческая грамматика русского языка“ еще при жизни автора выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка. Буслаеву принадлежит „Историческая грамматика по церковнославянскому и древнерусскому языку“ (1861), в которую включены важнейшие письменные памятники средневековой Руси и их историко-литературный и лингвистический комментарий. Буслаев придал русской археографии и русской палеографии статус университетских дисциплин. Он навсегда остался верен языку и тексту, единственным духовным порождениям человеческой природы, изучению и прославлению которых посвятил свои труды и досуги: "Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни..." [3]

Миллер Орест Федорович – известный историк русской литературы. Родился 4 августа 1833 г. в Гапсале, в немецкой семье, и был окрещен по лютеранскому обряду, с именем Оскар. С трех лет остался круглым сиротой и был взят на воспитание женой дяди, русской по происхождению. Получил превосходное домашнее образование. Под влиянием архимандрита Платона (впоследствии митрополита киевского), Миллер, 15 лет от роду, вполне сознательно присоединился к православию. Окончил курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В начале 60-х годов вышло собрания народных песен Киреевского и Рыбникова которое стало для него новым откровением. Он отдался изучению народной словесности; все народное стало для него священным. Миллер с восторгом относился к древней Руси, то потому, что видел в ней господство общинного духа, «народосоветие» и торжество истинно-христианских начал. Огромная докторская диссертация “Илья Муромец и богатырство Киевское“ (Санкт-Петербург,1870) Диссертации предшествовал учебник: “Опыт исторического обозрения русской словесности“ (2-е изд., Санкт-Петербург, 1865), доведенный до монгольского периода, с отдельной хрестоматией к нему (2-е изд., Санкт-Петербург, 1866). С выходом в 1870 г. докторской диссертации научная деятельность Миллера почти заканчивается. В 70-х и 80-х годах Миллер, главным образом, посвящает свою литературную деятельность работам критического характера. Энергичный член совета. Был популярный оратор, привлекавший на общие собрания большую публику. Речи и статьи его по славянскому вопросу собраны в книге: “Славянство и Европа“ (Санкт-Петербург, 1877). Главный тезис ее: “Общинность и равноправность - вот она, славянская правда“[4] . Миллер написал еще множество разбросанных по разным журналам этюдов об Алексее Толстом, Майкове, Полонском, Гаршине, Надсоне, Мережковском, Минском, Щеглове и др., и книжку: „Глеб Ив. Успенский“. Миллер умер от разрыва сердца 1 июня 1889 г.

Александр Николаевич Пыпин – родился 6 апреля 1833 года в Саратове, в дворянской семье. В 1853 году окончил Петербургский университет, занимался историей литературы, славистикой и фольклористикой. В 1857 году защитил магистерскую диссертацию ""Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских"". Здесь впервые была дана история русской повести. Пыпин пользовался рукописными сборниками Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Некоторые старинные повести впервые исследованы Пыпиным, а некоторые ( „Девгениево Деяние“[5] – древнерусская переводная повесть, восходящая к византийским эпическим преданиям Х века о могучем богатыре и добывании им невесты. „Повесть о Горе-злосчастии“[6] (17 в.) – русская лироэпическая повесть, в стихах, о добром, склонном к пьянству молодце. Преследуемом Горем-Злосчастием – «двойником» его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь.) даже впервые открыты им при изучении сборников. С 1863 года он активно сотрудничал в „Современнике“, а с 1867 года – в „Вестнике Европы“. В молодости испытал идейное влияние своего двоюродного брата Н.Г. Чернышевского, однако впоследствии придерживался умеренно либеральных, просветительских взглядов. Ему принадлежат такие фундаментальные работы, как четырехтомные „История русской литературы“, „История русской этнографии“ и „Историю славянских литератур“ созданную А.Н. Пыпиным совместно с В.Д. Спасовичем. Исследования ученого внесли значительный вклад в исследование старорусской повести, масонства, литературно-общественного движения в России первой половины XIX века. Ему принадлежат работы о русской литературе XVIII и XIX веков, о жизни и творчестве В.Г. Белинского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, о зарубежных славянских литературах. В 1891 году А. Н. Пыпин был избран членом-корреспондентом, а в 1898 году – действительным членом Петербургской Академии Наук. Умер 26 ноября 1904 г.

Кавелин, Константин Дмитриевич – знаменитый писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель, родился 4 ноября 1818 г., умер 3 мая 1885 г. Первоначальное образование получил дома. В 1835 г. Кавелин поступил на первое отделение философского факультета, но в ноябре того же года перешел на юридический факультет. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1857-1861 профессор Петербургского университета. В 1840 был близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. С конца 1850-х сблизился со славянофилами. Наряду с Б. Н. Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть – инициатором и гарантом прогресса. К трудам философского характера относятся: Задачи психологии“ (1872) и „Задачи этики“ (1884). Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: „Взгляд на юридический быт Древней России“ (1847), „Краткий взгляд на русскую историю“ (1887), „Мысли и заметки о русской истории“ (1866).

Котляревский, Александр Александрович – известный славист, археолог и этнограф (родился в 1837 году, умер 29 сентября 1881 года). Из полтавской гимназии он поступил в Московский университет и был ревностным учеником Ф.И. Буслаева. Работал в различных отраслях «старины и народности». В 1862 году был арестован, несколько месяцев заключения сильно расстроили его здоровье, и, кроме того, арест по «политическому» делу впоследствии затруднил для него преподавательскую деятельность. В 1863 году, он принял участие в основании Московского археологического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 года Котляревскому предложено было занять кафедру славянского и русского языковедения в Дерпте. В 1872 году он отправился за границу, большую часть заграничного пребывания он провел в Праге, где, напечатаны его труды: “Книга о древностях и истории поморских славян в XII веке“, „Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности“ (Прага, 1874) и „Древности права балтийских славян“ (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертацией, которую он защитил в Петербурге в 1874 году.1875 года Котляревский поселился в Киеве, где также вел кафедру. В течение нескольких лет он вел здесь курсы по различным отделам „Энциклопедии славяноведения“; принимал участие в трудах „Общества Нестора летописца“, председателем которого он был избран. В 1881 году он, по требованию врачей, выехал за границу на лечение, умер в Пизе.

Рыбников Павел Николаевич – известный собиратель фольклора и краевед. Родился 24 ноября 1831 г. в Москве в обедневшей купеческой семье. В 1854 г. поступил на филологический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся историков и словесников. После окончания университета в 1859 г. в качестве корреспондента журнала „Вестник промышленности“ совершил поездку в Черниговскую губернию для изучения экономики, промышленности и ремесел, а также народного быта и поэзии края. В этом же году был выслан под надзор полиции в Олонецкую губернию. В Петрозаводск Рыбников прибыл 2 марта 1859 г. Служил в канцелярии губернатора, губернском правлениии, секретарем губернского статистического комитета, в 1866 г. был переведен на службу в г.Калиш (царство Польское). Во время многочисленных командировок по уездам Олонецкой губернии занимался собиранием памятников устного народного творчества – былин, сбором материалов по статистике, истории, этнографии. Печатал в „Олонецких губернских ведомостях“ материалы краеведческого характера.

Заслуга Рыбникова состоит в том, что он открыл немало сказителей, таких как Тимофей Рябинин, Леонтий Богданов, Козьма Романов, Никифор Прохоров, Василий Щеголенок и др. Собранные былины публиковались первоначально в „Олонецких губерских ведомостях“, позднее вышел четырехтомный сборник „Песни, собранные П.Н.Рыбниковым“ (1861–1867 гг.). За этот сборник Академия наук присудила Рыбникову Демидовскую премию. Открытиям Рыбникова во многом обязаны последующие собиратели русского фольклора.