Смекни!
smekni.com

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века (стр. 8 из 16)

Приметы и поверья

· В мае жениться (замуж выходить) весь век ма­яться.[49]

В народе говорят и так: «Рад бы жениться, да май не велит» или: «Добрые люди в мае не же­нятся». Это связано прежде всего с тем, что в мае начинаются полевые работы, которые заверша­ются только осенью. Май считался тяжелым меся­цем и потому, что зимние запасы уже заканчива­лись, а летней пищи еще не было. В мае старались не только не жениться, но и не свататься: счита­лось, что крепкой майская семья не будет. Близко к этому поверью и такое: «В мае родить­ся – весь век промаяться».

Это пове­рье и поныне сохраняет свою роль в сельской ме­стности, где все подчинено земледельческому цик­лу. Но и горожане стараются его не игнорировать.

· Потерять обручальное кольцо, плохая примета.[50]

Примета не несет на себе особой нагрузки, построена только на внешнем символе. Действительно, потеряв кольцо в такой момент, можно испортить себе и своей половине настрое­ние, особенно если кто-то из брачующихся суеве­рен. Но корни у этой приметы есть, и уходят они в те времена, когда сам символ – кольцо – истолко­вывался как символ вечности. оброненное кольцо наводило на мысль о том, что этот брак не вечен.

· У кого во время венчания свеча быстрее сгорит или погаснет, тот из брачующихся и умрет скорее.[51]

· Если во время венчания венец упадет, то тот, над кем его держали, вскоре умрет.[52]

Эти и многочисленные им подобные поверья построены на символах (как и поверье о кольце). Горящая свеча символизирует жизнь (погасла она – и жизнь угасла), венец – вечность, платок уронить – к слезам. Вообще молодоженам не рекомендуется ронять что-либо: это к урону, к потере.

· Никто не должен жениху и невесте дорогу перехо­дить.[53]

Переход дороги кому бы то ни было истолковано в народе как ее «перерезание», наруше-цельности пути. Злые люди специально старались пересечь дорогу перед свадебным поездом, чтобы лишить молодоженов удачи в жизни. Что­бы избежать этого, впереди свадебной процессии идут люди, которые принимают на себя это зло.

· Если колокола во время венчания звонят, это к счастью.[54]

Время свадьбы, особенно перед венчанием, это период наибольшей уязвимости. Считается, что в этот проме­жуток времени злые силы, направленные против них, против их будущего семейного счастья. А колокольный звон разгоняет их, ибо это голос Божий; следовательно, молодые оказываются под покровительством светлых сил. Наукой ныне доказано, что коло­кольный звон и в самом деле очищает воздух. Иное дело, если колокола зазвонят, когда мо­лодожены уже покидают церковь: это истолковы­вается как знак скорой смерти одного из них.

· Перед тем как молодоженам в дом войти, под по­рог кладут незапертый замок; как только вошли за­мок запирают на ключ и выбрасывают.[55]

Этот обычай символизирует, что через свою вольную, «открытую» жизнь молодые уже переша­гнули. Запертый замок тут же выбрасывают – так, чтобы его нельзя было найти, – например, в коло­дец. Считается, что после этого муж и жена будут неразлучны.

· На свадьбе всегда кричат «Горько!»

Обычай этот имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом; гость клал на него деньги на обзаведение хозяйством, брал сто­ящую на подносе чарку, выпивал и говорил: «Горь­ко!», подтверждая, что выпил за здоровье моло­дых водку, а не воду; после этого он целовал неве­сту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, гово­ря «Горько!» и довольствуясь наблюдением за по­целуями других. Постепенно этот обычай заме­нился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.

· Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье.[56]

Это связано с отношением к дождю как к не­бесному явлению, имеющему магическую силу. Без дождя и в самом деле немыслимо плодородие, урожай, а значит, и богатство. Кое-где существует обратное поверье: дождь – это к слезам; но оно распространено значительно меньше.

· Свадебный венок выбрасывать нельзя.[57]

Свадебный венок – непременное украшение невесты по сей день (сейчас, правда, от него ос­тался лишь букетик мирта в прическе невесты); он символизирует, наряду с кольцом и венцом, веч­ность. Во время вен­чания венок служил и оберегом, поскольку в него часто вплетались обереговые растения (напри­мер, базилик). А выбрасывать свадебный венок не разреша­лось потому, что ему приписывались целебные и даже лечебные свойства: цветы для него и специ­ально подбирались, и получали заряд светлой энергии в период венчания и свадьбы.

Пословицы и поговорки

Девка после сговора на улицу не ходит.

Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгады­вал.

Наперед икону целуй, потом отца и мать, потом хлеб-соль.

Под венец по оврагам не ездят.

Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась.

Быть на свадьбе да не быть пьяну грешно.

Как наденут венец, так всему конец.

Была под венцом и дело с концом.

Суженого и конем не объедешь.

Честным пирком да за свадебку.

Смерть да жена Богом суждено.

Не страшно жениться страшно к тому делу приступиться.

Страшно видится, а стерпится слюбится.

Жениться не лапоть надеть.

Женишься раз, а плачешься век.

Добрая жена к дому приучает, худая от дому от­лучает.

Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться.

Жениться, так не лениться хоть не хочется, а вставай.

Женился на скорую руку, да на долгую муку.

Красота приглядится, а щи не прихлебаются.

Приданого деревянный горшок да свиной рожок.

С вечера девка, с полуночи молодка, а на заре хозяюшка.

Добрая свадъба неделю длится.

Добрая жена веселье, а худая злое зелье.

Птица крыльями сильна, жена мужем красна.

У плохого мужа жена всегда дура.

Честный муж одну только жену обманывает.

Жены стыдиться детей не видать.

Всякая невеста ждет своего места.

Жену с мужем судить, кроме Бога, некому.

3. 4. Поверья о жилище

Дом для человека – одна из важнейших жиз­ненных ценностей. В нем появляются на свет, живут и умирают. Поэтому с домом и всем, что его олицетворяет (печь, стол, угол и т.д.), связано очень много примет, поверий и суе­верий. Поскольку «без дома и человек – сирота», то придумано немало суеверий, ни на чем, казалось бы, не основанных. Народ постарался зафиксировать каж­дую мелочь – от неожиданного стука до воя в печ­ной трубе, от способов хранения веника до време­ни выметания мусора.

Приметы и поверья

· Первым в новый дом пускают кошку.[58]

В этом поверье есть мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брало на себя животное. Считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет. Можно добавить еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка – колыбель.

· На первую ночь в новом доме надо петуха запереть.[59]

Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное – принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее «кровавой», не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность, разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, – и черти разбежались).

Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.

· На Федору не выноси из избы сору.[60]

В каждой избе есть «дедушка», «хозяин» – Домовой[61]. Живет он, где сам захочет, – за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме – веник. В Федорин день(24 сентября) Домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и «дедушку», не то он обидится и пакостить начнет.

· Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси.[62]

Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить Домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику. Поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно вы­брасывали. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы пе­ренести Домового; во-вторых – чтобы на выбро­шенный веник не наступили и тем самым не при­чинили хозяевам неприятностей. Не навели порчу.

· Не свисти в доме - денег не будет.[63]

Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет. К свисту в народе вообще отношение отрица­тельное. Свист – забава бездельников. А мис­тически это ассоциируется со свистом ветра, ко­торый может унести из дому деньги, добро.

· Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя все равно что вымывать, выме­тать его из дому.[64]