Смекни!
smekni.com

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века (стр. 7 из 16)

· В сорочке родился счастливый.[30]

Имеется в виду маточная «сорочка». Если пос­ле родов она оказалась неповрежденной, то это – свидетельство счастливой судьбы новорождённо­го. «Сорочку» эту потом берегли и носили на шее в специальной ладанке.

· Пустую колыбель нельзя качать.[31]

Запрет основан на том, что если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята, и места будущему ре­бенку в ней нет.

· Не надо малых детей целовать: немыми могут стать.[32]

На мистическом уровне объяснимо тем, что взрослый своими губами может «забрать», «заце­ловать» первое слово младенца.

· Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол. Его возьмет мышка, и тогда у малыша вырастет такой же крепкий зуб на месте выпавшего, как зуб мыши.[33]

Вероятнее всего, это просто забавное, именно для детей придуманное поверье, чтобы им не жалко было расставаться с зубом и чтобы они не спрашивали, где он.

· Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью.[34]

Это поверье связано с тем, что ночью буйству­ет нечистая сила и через одежду на ребенка может быть наведена порча.

· О дне и часе родов чужим нельзя говорить.[35]

Более того, стараются скрывать это даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. Это связано с тем, что роженица может му­читься, не повлияет ли каждый, кто знает о родах, на их исход. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.

· На одежде родильницы не должно быть узлов. Ес­ли коса заплетена, ее надо расплести.[36]

Это связано с представлением о природе узла. Считается, что узел завязывает ребенку выход в мир. Возможно, эта примета уходит своими корня­ми в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо. Таким образом, узел мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно и неблагоприятный.

· Беременная не должна сидеть на пороге.[37]

В первую очередь это связано с теми магичес­кими свойствами, которые приписываются поро­гу как границе между двумя мирами – внешним, чу­жим, и внутренним, домашним, своим. Нельзя на пороге сидеть и потому, что встарь под ним хоро­нили умерших некрещеных младенцев – чтобы каждый, кто через порог переступит, «крестил» их. Но, в сущности, за этим просматривается забо­та о здоровье будущей матери, ибо, порог – место сквозняков, которые вовсе ни к чему женщине в таком состоянии.

· Беременную женщину встретить к удаче, во сне увидеть – к успеху.[38]

Поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим пере­дником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Точно так же, но уже от обратного, объясняется поверье, что нельзя беременной жен­щине отказывать в еде, – не то убыток будет у то­го, кто отказал.

· Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором.[39]

Эта примета направлена на защиту беремен­ных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Посред­ством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться.

· Только ребенок сделает первые шаги – матери на­до между его ступнями ножом провести. [40]

Реальной основы и под этим суеверием нет: речь идет о несуществующих мистических путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем. Это суеверие сильно и по сей день.

· Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо.[41]

Логично, если учесть влияние Луны как на мо­ря и океаны (приливы и отливы), так и на тело че­ловека, преимущественно состоящее из жидкос­ти. «На возрастающей Луне» матери легче ро­жать, ребенку – появляться на свет.

Полнота же Луны трактуется как полнота жиз­ни (долголетие) и богатство.

· Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме.[42]

Сейчас это поверье соблюдается менее всего, и мы сплошь и рядом встречаем Иванов Иванови­чей, Сашу-большого и Сашу-маленького ... Поверье же вводило строгий за­прет, и хранители традиций объясняли, что один из тезок может заболеть и даже умереть. Основывалось поверье на том, что у каждого свой Ангел-хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.

· До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой.[43]

Здесь прямая связь с тем, что рыбы «не разго­варивают». Следовательно, и ребенок может остаться немым. Но, думается, нельзя исключить и более прозаичное, бытовое пояснение: в ухе и в рыбе встречаются мелкие кости, и ребенок, еще не научившийся говорить, не сможет сказать о том, что он подавился или укололся костью, что чревато осложнениями и даже гибелью малыша.

Приведем несколько пословиц и поговорок которые давно бы­туют в народе.

Пословицы и поговорки

Ласкай и кота, коли не родила дитя.

Свое дитя и горбато, да мило.

Свой дурак дороже чужого умника.

Слепой щенок, и тот к матери ползет.

Родная мать высоко замахивается, да не больно бьет.

Родная мать и бьет - ак гладит, а чужая, и гла­дит - так бьет.

У кого детей нет - во грехе живет.

Маленькие дети не дают спать - большие не да­ют дышать.

Яблочко от яблони недалеко падает.

Дитятко - что тесто: как замесил, так и взо­шло.

Засиженное яйцо - болтун, занянченный сынок -шатун.

Что мать в голову баловством вобьет, того отец кулаком не выбьет.

Живот болит, а детей родит.

Горьки родины, да забывчивы.

Сын - домашний гость, а дочь в люди пойдет.

Сын мой, а ум у него свой.

Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.

Как Бог до людей, так отец до детей.

3. 2. Предсвадебные поверья и приметы

Cоздание семьи – один из наиболее ответ­ственных и важных моментов в жизни че­ловека. К такому событию всегда готови­лись загодя, задолго до свадьбы. У всех народов есть свои обряды, сопряженные с выбором невес­ты, со сватаньем, рукобитьем и т.д. Естественно, всему этому сопутствуют и приметы, поверья. Все они направлены на то, чтобы предстоящая свадь­ба состоялась, не разладилась, чтобы будущая се­мья была прочной и счастливой.

Приметы и поверья

· Обметешь кого-либо веником навсегда холостым останется (замуж не выйдет).[44]

Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отго­няет нечистую силу. Но если им при обметании за­мыкается круг, то человек так и останется одино­ким в этом символическом круге. Верили также, что души умерших могут найти пристанище в до­машнем мусоре.

· На углу стола сидеть – семь лет в девках оста­ваться (не жениться).[45]

Четыре угла замыкают плоскость стола, его пространство. А на углу сидеть – значит угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния.

· Сватья в доме невесты не должна садиться. Ся­дет – дело не пойдет.[46]

Говорят, что если сватья сядет, то и дети потом у молодых поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяница­ми вырастут. Если уговорят поесть, то и дети обжорством страдать будут.

· Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть.[47]

Это для того делается, чтобы колдун или про­сто завистник не сглазил молодых.

· Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи – иначе толку от сговора не будет.[48]

Примета восходит к поверью, что в печи оби­тают души умерших. Грея руки, сваха как бы при­ветствует их.

Сваху обычно встречали припевом «Ой, Лада, Лада!», чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу – покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: «свадьбу ладить», «в семье лад», то есть вспоминают имя Лады.

Пословицы и поговорки

Не кормил, не поил, а целует.

Кто хочет жениться, тому и ночь не спится.

Иссушила молодца чужая девичья краса.

Много выбирать – женатым не бывать.

Не кайся, рано вставши, – кайся, рано женив­шись.

Не найдешь паренька – выйдешь и за пенька.

Просватанная девка – что проданная.

Сватался, сватался, да и спрятался.

Дочку замуж выдать – не пирог испечь.

И хорошая невеста плохой женой становится.

Чего девушка не знает, то ее и красит.

Не уберечь дерево в лесу, а девку в людях.

Верь хлебу в закрому, а девушке красной – в терему.

3. 3. О женихах, невестах , тили-тили тесто

Cейчас говорят: свадьба-женитьба, а раньше не случайно в ходу было выражение свадь­ба-судьба или «Смерть да жена Богом суждена».

Потому что семья создавалась один раз и навсегда. К этому под­ходили с огромной ответственностью; в выборе жениха (невесты), в подготовке к свадьбе участво­вали десятки родственников.

Конечно, нужно было соблюсти все обряды, большое значение придавалось и приметам: в какое именно время лучше всего играть свадьбу; чего из­бегать, чтобы не навредить молодым; как уберечь их от недоброго взгляда, злых намерений и т.д.