Смекни!
smekni.com

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века (стр. 5 из 16)

Богатый метафорический язык становится загадочным. Только избранные вещие люди могут объяснить его смысл. Происхождение загадок тесно связано с образованием метафорического языка и представляют собой важный материал для мифологических исследований. У греков задает загадки чудовищный Сфинкс.

(В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона. Считается порождением чудовищ Тифона и Ехидны, злобным демоном разрушения. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. После того как Эдип разгадал загадку сфинкса, чудовище бросилось в пропасть и погибло)[12]. Славянские предания загадывание загадок приписывают Бабе-Яге ( В.Даль пишет, что Яга – род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи“.Она похищает детей и ездит в железной ступе“ )[13] и русалкам ( Русалка – дух в облике женщины, который может появлятся у воды, в лесу, в ржаном поле и т. д. Называют водяниха, шутовка, лобаста )[14]. Русалки готовы защикотать всякого, кто не разрешит заданной ими загадки. Хитрое препирание загадками составляет любимый эпический прием у всех младенческих народов. На нем основаны многие произведения старинной книжной литературы (к числу подобных произведений относится и Голубиная книга, и т.наз. „вопросники“, многие эддические песни и др.).“ [15]

2.1.2. Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки

Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки – образцы устной народной речи и воззрения на жизнь и ее условия. Отметим, что пословицы и поговорки сливаются со всеми другими краткими изречениями народной опытности, поверий и суеверия, как-то: клятвами, приметами, толкованиями сновидений и врачебными наставлениями. Примета указывает на соотношение между двумя явлениями мира физического или нравственного, из которых одно служит предвестием другого. В пословицах и притчах древние народы передавали потомству правила нравственности, благоразумия, наблюдения о природе и свой опыт.

Дмитрий Фаларейский 345–283 гг. до н.э. ( греческий философ родом из Фалер. Его десятилетнее правление было счастливейшим периодом в афинской истории. За его заслуги граждане воздвигли ему 360 статуй, по числу дней в году) говорил, что в пословицах, как в семенах, собраны силы всех деревьев“ [16]

Уже в царствование Петра I существовало в России рукописное собрание русских пословиц. В 1717 году Петр I, писал полковнику Левашеву из Амстердама следующее: “В бытность нашу в Копенгагене приказывали мы вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть, О “О Русских пословицах”, дабы ту книжку, списав, прислать к нам”[17]

Заметим, что и Екатерина II [18], старалась учить русский народ его собственной, коренной нравственности. “Русские пословицы, – сказала Екатерина II, – изощряют разум и придают силу речам”[19] Она присоединила русские пословицы к первой российской азбуке, напечатанной для общественных школ, и сказки “О царевиче Хлоре и Февее “( В сказке о Февее описывается образцовый отпрыск царской фамилии, принц, наделенный всеми добродетелями, которые приписываются в сказке и самим внукам Екатерины. В сказке о Хлоре повествуется о том, как идеальный царевич искал с помощью Рассудка, Честности и Правды розу без шипов, т. е. добродетель, преодолевая все встречавшиеся на пути соблазны, и как ему помогла в этом царевна Фелица. Образы этой сказки использовал в своей знаменитой оде к Фелице Державин.)[20], которую сочинила для великого князя Александра Павловича.

Древность народных примет подтверждается и их сродством с языческими верованиями. Се бо не погански ли живемъ,– говорит Нестор,– аще усрьсти (в стрьчю) вьрующе? аще бо кто усрящеть черноризца, то возвращается, ли единець, ли свинью( или конь лысь); то не поганскы ли се есть? Се бо по дьяволю наученью кобь сiю держать, друзiи же и закыханью вьрують, еже бываеть на здравье глав. Но сими дьяволъ лстить и другыми“[21]

Человек всматривался в двежения небесных светил, старался уловить между ними взаимную связь. Не зная естественных законов, народ не мог понять, почему известные причины вызывают известные последствия, какая между ними существует таинственная связь. Есть множество примет суеверных, в основании которых лежит не опыт, а мифическое представление. Многие приметы вызваны наблюдением над привычками и свойствами домашних и других животных (перед грозой и бурей рогатый скот глухо мычит, лягушки начинают квакать, воробьи купаются в пыли). Народы общавшиеся постоянно с миром животных, не могли не обратить внимания на эти признаки и должны были составить из них практические приметы. Сюда мы также относим и сновидения: это та же примета, только усмотренная не наяву, а во сне. Все виденное во сне почиталось внушением самих богов, чему суждено сбыться. Поэтому сны нужно разгадывать и переводить на простой язык.

2.1.3. Заговоры

Заговоры – древние языческие молитвы и заклинания. Они не могли дойти и не дошли до нас во всей своей свежести и полноте, подверглись значительным искажениям в следствии сокрушительного влияния времени и принятия христианства. В них мы встречаем много странного, загадочного. Заговоры удержали за собой тот строгий характер, который не дозволяет никаких намеренных отступлений. Вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды, иначе быть беде. Могучая сила заговоров заключается в известных эпических выражениях. Сила этого слова, по мнению народа, заключается в самом слове и времени, когда оно произносится. Русь сурово относилась к народному суеверию, и вместе с колдунами и ведьмами жгла их волшебные тетрадки. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде были сожжены четыре волхва. “Царская окружная грамота” 1648 года и “Домострой” строго воспрещают всякое сношение с волхвами.[22]

2.1.4. Народные лирические песни

Обряды славян включали песни, ритуальные действа, «игрища», которые сохранились в народе, потеряв свой первоначальный магический смысл. С культом предков связаны были древние славянские плачи. В общественно-родовом быту славян этот культ играл важную роль, так как давно умерший родоначальник – Род или Рожаница считались покровителями своего потомства. Вера в загробную жизнь пронизывала весь культ славян и связывалась с верой во всяких духов, населявших природу: леших – лесных божеств, водяных и русалок – речных божеств. Вся природа казалась древнему человеку одухотворенной и живой. Человек вступал в общение с природой, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в ней, поэтому разные времена года сопровождались различными обрядами. Так постепенно складывались календарно-обрядовые праздники, приуроченные к циклу земледельческих работ, сохранившиеся в песнях русского фольклора. Смены времен года отмечались праздниками, связанными с календарем. Отправление обрядов сопровождалось пением песен, большая часть которых сохранилась в народной памяти на долгие годы.

Обрядовые песни – исполнялись одноголосно, связь обрядовых песен с языческим ритуалом придавала им функцию магическую, заклинательную (вызывание дождя, плодородия). Поэтому обрядовые песни часто носят характер закличек, построенных на основе простых и кратких, заклинательных возгласов. Обрядовые песни обладали особыми звукорядами, свойственными каждому времени года и обряду. Выделяются звукоряды майских, летних, зимних песен.

К наиболее древним обрядовым песням относятся колядки, исполняемые во время зимнего солнцестояния (24 декабря). К этому празднику рождения нового солнечного года был приурочен христианский праздник Рождества. Сохранившийся поныне обычай колядовать восходит к древним языческим обрядам, связанным с магическими действиями: гаданием, предсказанием, посыпанием зерном, ряженьем, пожеланиями урожая в новом году и достатка .

Широко на Руси праздновали встречу весны и масленицу. В обрядовой песне, исполнявшейся на масленицу, упоминаются катания с ледяных гор, поливание их сыром и маслом в знак благоденствия.

Семейно-бытовые песни – песня глубоко проникала в жизнь человека, сопровождая всю деятельность человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события личной жизни человека – всюду присутствовала песня, заполняя труд и досуг. Поэтому семейно-бытовые песни представляют очень многочисленную группу: свадебные песни, плачи, колыбельные, детские.

Наибольшим своеобразием среди жанров русского фольклора отличаются плачи. Плачи – были неотъемлемой частью таких семейных обрядов, как похороны, свадьбы, в древности существовали и коллективные воинские плачи. На Руси даже была специальная профессия плакальщиц, которых нанимали для оплакивания. Плач входил в церемониальный обряд поминовения умерших.

Древнейшей частью свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством.

2.1.5. Народные сказки

Сказка – складка, песня – быль. Сказка: вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность.Сюда относятся ( миф, былины, исторические песни, духовные стихи, легенды, демонологические рассказы, сказы, предание, былички). Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.