Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие 2006 (стр. 26 из 32)

Социальная идентификация, конечно, связана с идентификацией, определяемой генетическими основами. Однако главное различие социальной идентификации от идентификации в остальном сколь угодно сложном мире заключается в том, что она представляет собой феномен культуры, главными признаками которого являются символизм, возможность трансляции и, как следствие этого, - наследуемость через различные механизмы, в том числе и механизм социализации…

В целом под термином «социальная эксклюзия» понимаются концепции, процессы, ситуации и состояния социальной эксклюзии. В зависимости от избранной концепции и выделяются (объясняются) те или иные процессы, ситуации и состояния в качестве объектов наблюдения, формирования социальной и иной политики или в качестве политических инструментов.

Зачем нужны концепции социальной эксклюзии?

Ценность концепций социальной эксклюзии можно рассматривать в трех аспектах: описательном, аналитическом, нормативном.

В описании ситуация социальной эксклюзии очень близка по смыслу к ситуации бедности как относительной депривированности. В этом смысле бедность и социальная эксклюзия могут употребляться как синонимы. Но термин «социальная эксклюзия» шире, т.к. он подчеркивает многоаспектность бедности.

В аналитическом аспекте подход, использующий концепцию социальной эксклюзии, подчеркивает взаимосвязь между бедностью, занятостью и социальной интеграцией. Более того, обнаруживается связь и между концепциями бедности, занятости и социальной эксклюзии. Сравнительно недавние исследования социологов Великобритании указали на существование факторов социальной эксклюзии, определяющих будущее состояние индивида условиями его ранней социализации. Тем самым обращается внимание на возможную межпоколенную трансляцию, по меньшей мере, предрасположенности к социальной эксклюзии индивидов, в своем детстве входивших в определенные социальные и социально-территориальные группы.

В нормативном отношении концепция обращает внимание на проблему социальной справедливости. В этом аспекте ставятся вопросы о том, равенство в чем и между какими группами должно быть признано справедливым. Такое признание имеет совершенно практическое значение, например, при установлении минимальных социальных стандартов в различных нормативных местных, региональных, национальных и международных документах.

Процесс социальной эксклюзии

Термин «процесс социальной эксклюзии» имеет, по меньшей мере, два разных смысла.

Во-первых, процесс может рассматриваться как последовательность состояний, стадий, уровней, глубины или интенсивности относительной социальной депривированности. Это имеет смысл при оценке динамики и трендов.

Во-вторых, процесс социальной эксклюзии может анализироваться как каузальная последовательность обстоятельств, переводящих индивида или группу (группы) индивидов из нормального состояния в состояние социальной эксклюзии (относительной депривации), на превращении их в жертвы социальной эксклюзии. Такое определение имеет смысл, если внимание акцентируется на механизме социальной эксклюзии.

Людей, оказавшихся в состоянии социальной эксклюзии, уместно называть «жертвами социальной эксклюзии» независимо от происхождения такого состояния. Жертва социальной эксклюзии – результат действия некоего механизма, не обязательно только социального по своей природе и структуре.

Ситуация и состояние социальной эксклюзии

Различение ситуации и состояния социальной эксклюзии необходимо, хотя и не всегда делается в литературе. Ситуация социальной эксклюзии – каким-то способом объективизированные обстоятельства, такие что оказавшиеся в этих обстоятельствах индивиды, группы индивидов не имеют возможности воспользоваться предоставленными им законом социальными правами. Например, многие сельские жители России (возможно, большинство) живут в ситуации социальной эксклюзии, если обратить внимание на права пользования культурными благами, доступность разнообразных рынков, включая такие существенные, как рынок труда, права на медицинскую и прямую социальную помощь и т.д. В ситуации социальной эксклюзии оказываются любые граждане, чьи законные или даже обычные права так или иначе ущемляются.

Состояние же социальной эксклюзии определяется индивидуальным восприятием ситуации и самоидентификацией. Оно в значительной, а иногда и в решающей степени определяется психологическим состоянием индивида даже и в тех случаях, когда индивид находится в явной ситуации социальной эксклюзии…

Типы ситуаций социальной эксклюзии

Но в любом случае, рассматривается ли состояние или ситуацию социальной эксклюзии, центральным вопросом, ответ на который и дает возможность предпринять какие-то шаги, выстроить эффективную социальную политику для преодоления эксклюзии, является вопрос о том, эксклюзия от чего имеет место. Маршалл Вольф[7] дает хорошую классификацию ситуаций социальной эксклюзии, которую мы приведем здесь практически полностью.

Эксклюзия от средств к существованию.

Предполагалось, что в 60-х годах при переходе от крестьянских обществ к индустриальным или современным обществам спрос на рабочую силу будет превышать ее предложение. Однако вышло наоборот…

Особенно сильно такого рода эксклюзия начала свирепствовать в 80-х годах в странах с большим внешним долгом и в тех странах, где начались значительные структурные изменения. Этот процесс сильно затронул людей с высшим образованием и работавших в отраслях и сферах, финансировавшихся государством… Для рабочих и получающих жалованье на уровне среднего класса, эксклюзия означала инклюзию в мир опасных жизненных стратегий и размывание классовой самоидентификации…

Эксклюзия от социальных услуг, благосостояния и сетей социальной безопасности.

До 80-х годов общераспространенные ожидания относительно социальных прав и услуг, гарантированных государством, росли как в бедных, так и в богатых странах. Это право на образование и здравоохранение для всех; сеть социальной безопасности против нужды; крыша над головой, безопасная вода и вывоз отходов; удовлетворение иных различных потребностей, ставшее международно-принятой обязанностью современного государства.

…Результатом урезания ряда социальных услуг по отношению к одним группам населения и сохранения услуг по отношению к другим …, становится рост размера тех групп, которые более не защищены (например, одиноких матерей с детьми). …увеличивается число бездомных людей…

Эксклюзия от культуры потребления.

Понятие социальной эксклюзии представляет собой, помимо прочего, попытку более операционального взгляда на проблему бедности… Для значительной части населения эксклюзия означает нищету, нужду и невозможность удовлетворения базовых потребностей в еде и крове. Однако для еще большей части населения эксклюзия от потребления представляется собой более сложную проблему.

Люди по всему миру получают информацию относительно разнообразных и меняющихся норм потребления. Постоянно растет разнообразие товаров…Поскольку новые области потребления быстро становятся культурной необходимостью и возможности дальнейшего развития не ограничены, то чувство эксклюзии может быть очень сильным для любого доходного уровня. И большинство людей в «богатых» странах достигли такого высокого уровня потребления, который никогда не сможет стать универсальным, и который уже вошел в противоречие с запасами ресурсов и с сохранностью окружающей среды…

Эксклюзия из политического выбора.

…С одной стороны, люди в большинстве стран могут участвовать в относительно свободных выборах, имеют доступ к различным источникам информации и т.д. Однако в этих условиях чувство эксклюзии из значимого политического выбора не исчезает.

Кроме того, возможности даже самого большого и самого сильного государства принимать решения и твердо придерживаться определенной политики теряют значение вместе с возникновением глобального экономического порядка и господством антигосударственной, ориентированной на рынок идеологии, а также с упадком социалистической и популистской идеологий, которые до этого обещали надежду лучшей жизни через политическое участие.

Те же страны, которые не способны схватить преимущества положения, предложенного глобализованной экономикой, показывают признание необходимости структурного регулирования в форме политики с заведомо известными последствиями в виде эксклюзии и незащищенности среди населения.

Эксклюзия от основ формирования массовых организаций и солидарности.

Организации и менее формально выраженная солидаризация, с помощью которых люди борются за преодоление эксклюзии, основаны (а) на стремлении контролировать источники средств своего существования (профсоюзы, крестьянские объединения, ассоциации торговцев и т.д.); (б) на стремлении удовлетворить свои потребительские нужды и потребности в кредите (кооперативы, кредитные союзы и т.д.); (в) на отношении к государственным услугам и услугам муниципальных или добровольных организаций (ассоциации родителей и пенсионеров и т.д.); (г) на местных территориальных сообществах или соседстве; (д) на религиозных и этнических идентичностях.

Эксклюзия от возможности понимания происходящего

Общества переживают переход от социальных отношений, организованных на основе труда, к социальным отношениям, организованным на основе информации. Отсутствие доступа к компьютеру становится формой эксклюзии. Для одних такая ситуация означает беспрецедентно широкий диапазон выбора разнообразных жизненных стилей. Для других это – беспрецедентно широкий диапазон разнообразных стратегий выживания, каждая из которых оказывается перед непредвиденным риском разрушения. Остальные же удовлетворены сообщениями о спортивных событиях, частной жизни знаменитостей и т.п. при практическом исключении более тревожной информации.»