Смекни!
smekni.com

Бодалев А. А. Столин В. В. Аванесов В. С. Общая психодиагностика (стр. 45 из 93)

Так, например, использование в качестве соответствующего по­казателя процентного отношения количества выполненных заданий к общему количеству заданий теста ставит проблему неслучайности отбора количества заданий и степени их трудности разработчиками теста. Использование СПН в качестве критерия развития выдвигает на первый план качественный способ обработки данных, при кото­рой необходимо учитывать: а) какие термины и понятия по степени обобщенности усвоены лучше, а какие - хуже; б) какие логические операции освоены более успешно, а какие - менее; в) в каком круге понятий и терминов ученики ориентируются менее уверенно, а в ка­ком - более. На наш взгляд, использование СПН является более эвристичным, чем применение статистической нормы при интерпретации результатов тестовых испытаний. Следует отметить, что неудовлет­воренность нормой как точкой отсчета при оценке данных по тестам нашла свое выражение, в частности, в разработке тестов, ориентиро­ванных на критерий (Popham W., 1978). Это направление в тестологии считается очень перспективным.

5.3. ТЕСТ «ШТУР»

О необходимости пересмотра тестов интеллекта пишет К. М. Гу­ревич: «Назрела необходимость приступить к реконструкции и пере­работке современных тестов интеллекта. Состав слов и понятий, ло­гические действия с ними - все это должно быть как можно точнее пронормировано в согласии с требованиями, которые предъявляет наше общество к психическому развитию. Должны, быть выделены ступени овладения вербальным материалом в соответствии с образо­вательными и возрастными ступенями. Следовало бы, исходя из на­личных (или проектируемых) школьных программ, составить пере­чень понятий, подлежащих усвоению, точно определить, в каких ло­гико-функциональных отношениях выступают эти понятия» (Гуре­вич К. М., 1980, с. 24). С позиций социально-психологического норматива, содержание тестов должно основываться на образователь­ных программах, учебниках, требованиях педагогов. Под руковод­ством К. М. Гуревича сотрудники лаборатории психодиагностики М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В, Г, Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Ло­гинова разработали «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6-8-х классов. При­ступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию норматив­ности содержания тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников и в течение всей работы опирались на сведе­ния, получаемые в беседах с учителями. Понятия подбирались по ос­новным учебным дисциплинам, преподаваемым в школе: естествен­ным, гуманитарным и физико-математическим.

Подбор понятий производился на основе следующих принципов:

1. Вводимые в задания теста понятия должны быть достаточно общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющи­ми основу понимания соответствующей школьной дисциплины;

2. Эти понятия должны составлять основной фонд знаний, кото­рый необходим любому человеку независимо от получаемых им спе­циального образования и профессиональной подготовки. Поэтому в тест не были включены узкопрофессиональные понятия;

3. Включаемые в тест понятия должны соответствовать жизнен­ному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься детьми.

Тест «ШТУР» содержит задания пяти типов, составляющие шесть субтестов: «осведомленность» (два субтеста), «аналогии» (один суб­тест), «классификация» (один субтест), «обобщение» (один субтест), «числовые ряды» (один субтест). Включенные в эти субтесты поня­тия входят в число необходимых для общего развития детей.

При экспериментальной проверке заданий мы анализировали, насколько успешно справляются с ними учащиеся 6-8 классов. Мы исходили из предположения, что неуклонное увеличение процента успешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной степени свидетельствует о том, что использованные в данном зада­нии понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь для усвоения ограниченного раздела программ, а являются основопола­гающими для данной школьной дисциплины. Затем была проведена проверка самого теста в целом. Объем выборки составил около 400 человек.

На основе проведенного исследования были подсчитаны коэф­фициенты надежности теста (методом корреляций четных и нечет­ных заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных об успеваемости и успешности выполнения теста, а также между дан­ным тестом и тестом Амтхауэра), определена степень приближения к СПН данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведен еще ряд статистических процедур по проверке теста. Полученные ре­зультаты позволяют говорить о том, что тест может быть использован для изучения умственного развития школьников.

5.4. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ

Традиционное применение тестов способностей состоит в исполь­зовании их для прогноза будущей успешности претендентов при вы­боре определенной профессии. Зарубежные психологи исходили из того, что наличие способностей, выявляемых с помощью тестов, пре­допределяет успех в каком-то виде деятельности. При этом не прово­дились ни психологический анализ способностей, ни научное обо­снование применения тестов для выявления этих способностей. Все более усиливающаяся критика такого подхода к выявлению профпри­годности связана с несколькими причинами. Во-первых, многие ис­следователи указывают на неблаговидную роль, которую стали вы­полнять многие тесты (Лолер Дж., 1982; Наэм Дж., 1984;. Kamin L., 1974), что сформировало отрицательное отношение к тестированию со стороны многих людей. Во-вторых, профпригодность стала рас­сматриваться как динамическое образование, т. е. свойство личнос­ти, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально. На формирование пригодности к профессии влияет огромное число факторов, и определенный уровень развития способностей не явля­ется решающим среди них. Профессиональное становление зависит от многих других особенностей, таких, как мотивация, интерес к про­фессии, увлеченность и любовь к своему делу. Очень важное значе­ние имеют взаимоотношения в коллективе, где человек начинает свою профессиональную карьеру. Все эти факторы вообще не могут быть учтены при тестовом обследовании, между тем роль их очень велика и они могут оказать решающее влияние на формирование профпри­годности. Низкий же уровень развития способностей далеко не все­гда является препятствием для овладения профессией, поскольку из­вестны большие резервы развития профессионально важных функ­ций, компенсаторные возможности способностей. Одной и той же эффективности труда можно добиться за счет формирования разных качественно своеобразных структур профессиональных способнос­тей (Борисова Е. М., 1976).

Третьей причиной, вызывающей критику применения тестов для прогноза профессиональной успешности, является низкая прогностичность практически всех существующих методов; вернее, их прогностичность находится на недостаточно высоком уровне. Пожалуй, классической в этом плане можно назвать работу П. Торндайка и Э. Хаген, которые разыскали 10 тысяч испытуемых через 13 лет после того, как с ними были проведены тестовые испытания, на основе которых делался прогноз об их успехах в работе. Авторы собрали данные для 125 групп профессий и проанализировали, какая связь существует между предсказаниями, сделанными на основании данных тестиро­вания, и реальными достижениями субъекта в выбранной профессии (Thorndike P., Hagen E., 1977).

Основной вывод состоит в том, что не обнаружено никакой связи между оценками по тесту и успехами в профессии. Корреляции в ос­новном низки, одинаково часто встречаются положительные и отри­цательные их значения. В целом исследователи получили коэффици­ент валидности, близкий к нулю. В связи с этим авторы подчеркива­ют, что гораздо более обнадеживающие результаты получаются при опоре не на общий результат по тесту, а на тестовый профиль, свиде­тельствующий об определенной выраженности отдельных способно­стей (например, для бухгалтеров естественным является большая вы­раженность счетных способностей, для архитекторов - зрительных, для инженеров - общих интеллектуальных. Для профилей, получен­ных при тестировании представителей определенных профессий, ха­рактерны специфические «пики» и «впадины», свидетельствующие об определенной выраженности тех или иных способностей. Таким образом, тесты, применяемые в профотборе, не могут прогнозиро­вать профессиональную успешность людей. Это, однако, не означает, что они не могут найти своего применения в психологической службе. Области их использования широки, например для профконсульта-ций, профориентации, профотбора (в случаях, когда время на про­фессиональное обучение сильно ограничено, как это имеет место в армии), оптимальной расстановки кадров по рабочим постам, конт­роля за подготовкой кадров в промышленности и системе профтехоб­разования, разработки общих и индивидуальных рекомендаций по раз­витию способностей. На наш взгляд, наиболее плодотворно приме-нение методов диагностики способностей (в тех формах, которые сложились на сегодняшний день) для контроля за формированием индивидуализированной структуры способностей, которое интенсивно протекает в период школьного обучения и освоения профессии.

В работах отечественных психологов все более часто мы встре­чаемся с использованием тестов как инструментов профотбора и профконсультаций (Аванесов В. С., 1982; Бодров В. А., 1985; Джамгаров Т. Т., 1976; Кулагин Б. В., 1984; Проблемы космической биоло­гии, т. 48, 1984). Следует отметить, что отношение к этим методам и оценка их возможностей и границ применения имеют прочное теоре­тическое и методологическое обоснование. Подчеркивается необхо­димость доказательств правомерности использования профотбора. В частности, он может иметь место, когда профессия предъявляет жес­ткие требования к таким психофизиологическим особенностям чело­века, которые мало поддаются развитию и практически не. изменяют­ся в течение жизни, либо в тех случаях, когда время на обучение про­фессии крайне ограничено, а сама профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к уровню квалификации (в ча­стности, ряд военных специальностей). В профессиях же, где про­фессионально важные качества развиваются, изменяются, где имеет­ся возможность компенсации одних способностей другими, где ус­пех зависит не от уровня, а от качественного своеобразия способнос­тей, такой отбор не нужен. Психологическое тестирование уместно также для контроля за процессом обучения профессии, для выявле­ния причин отставания работников, нахождения слабых мест, что по­зволило бы проводить индивидуальное обучение, психотренировки, а также для изучения причин травматизма и несчастных случаев.