Смекни!
smekni.com

Пролог: Современная наука не совершенна? (стр. 89 из 95)

Здесь следует объяснить, как возникают определенные искажения. Скажем, мудрец, выйдя из тела, изначально распознал ЕС и для интерпретации видения воспользовался известным термином, таким как идея “шатра”. Тогда, если культура не связана с научным развитием, последующие наблюдения кооптируются в исходную метафору. Сила воображения обычного бодрствующего состояния связывает идею шатра с идеей метеоритов, и со временем это становится общепринятым учением. Конечно, большинство ученых отвергает эти свидетельства из-за того, что мы не знаем, как создаются метеориты.

“В центре Неба сияет Полярная Звезда, к ней, как к верхушке шеста, крепится небесный шатер. Племена Самойен называют ее “Небесным Гвоздем”. Также, ее называют “Золотым Гвоздем” (монголы, буряты), “Железным Гвоздем” (сибирские татары) или “Солнечным Гвоздем” (телеуты и другие народы). Похожий и связанный с этим мистический образ – звезды невидимо привязаны к Полярной Звезде. Буряты изображают звезды как стадо лошадей, а Полярную Звезду, “Столб Мира” как столб, к которому привязаны лошади.

Космическая Гора

Космическая Гора – еще один мистический образ Центра Мира. Алтайские татары представляют своего Бай Ульгена сидящим в Центре Неба на Золотой Горе. Эта гора также известна как Железная Гора и изображается семиэтажной. Космическая Гора осуществляет связь между небом и землей. Когда юкатанский шаман совершает мистическое путешествие, он поднимается на гору. Буряты говорят, что Полярная Звезда прикреплена к вершине горы. Чтобы породить Вселенную, боги взяли Космическую Гору и взболтали первичный океан.

Будущий шаман может взбираться на гору, и это считается одним из испытаний во время посвящения. Восхождение на гору всегда означает путешествие в Центральный Мир. Еще один образ- Центр Мира, который изображался разными способами. Один из них – Мировое Дерево.

Мировое Дерево

Космическое Дерево очень важно для шамана. Считается, что шаманы делают свои бубны из древесины Мирового Дерева. Ветви Дерева касаются дворца Бай Ульгена. В легендах абаканских татар - это белое дерево с семью ветвями, растущее на вершине Железной Горы. Боги используют его, чтобы привязывать лошадей, пока они создают Столб Мира.

Космологически Мировое Дерево связано с тремя космическими регионами. Лрейбы - Васюги-Остяки - верят, что ветви Дерева касаются неба, а корни уходят в мир. Согласно сибирским татарам, точная копия звездного дерева существует и в подземном мире. Перед дворцом Ирле Кана, Повелителя Мертвых, стоит ель. К стволу дерева привязывают своих лошадей сыновья Повелителя.

Мировое Дерево символизирует множество вещей. С одной стороны, оно представляет Вселенную в постоянном обновлении, постоянной весне космической жизни и как источник спасения. С другой стороны, оно представляет небо или небеса, которые очень важны для сибирских шаманов. Дерево рассматривается и как Дерево Жизни и Бессмертия.

Согласно поверьям тунгусов, души неродившихся детей до появления на свет отдыхают. Как птички, среди ветвей Космического Дерева, и именно сюда за ними приходят шаманы.

15.7 БАЛТИЙСКОЕ “СОЛНЕЧНОЕ ДЕРЕВО”

http://www.britannica.com/bcom/eb/article/8/0,5716,119808+3,00.html

Балтийская мифология

Космология

“В Балтийской мифологии понятие солнечного дерева или мирового дерева – одна из самых важных концепций, связанных с космосом. Мировое Дерево растет в конце пути Соле. Готовясь отдыхать, солнце (Соле) вешает на дерево свой пояс. Обычно считается, что это дуб, но его описывают и как липу или другой вид дерева. Верят, что это дерево стоит в середине мирового океана или обычно к западу.

15.8 КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ ШАМАНОВ СЕВЕРНОЙ АЗИИ

http://www.britannica.net/bcom/eb/article/9/0%C5716%2C117459%203%2C)).html

Мировоззрение шаманизма

Вселенная

“Классическое мировоззрение шаманизма обнаруживается у народов северной Азии. На их взгляд, Вселенная полна небесных тел, населенных духовными существами. Их мир имеет форму диска – напоминающую тарелку – с отверстием в середине, ведущим в Нижний Мир; Верхний Мир находится над Центральным Миром или Землей и имеет свод с множеством складок. Земля или Центральный Мир стоит в воде и покоится на спине огромной черепахи, рыбы, кита или мамонта. Движение животного вызывает землетрясения. Земля окружена огромным поясом. Посредством Колонны Мира она связана с Верхним Миром. Верхний Мир состоит из нескольких слоев – 3-го, 7-го, 9-го или 17-го. В пуповине земли стоит Космическое Дерево, достигающее мест обитания верховных богов”.

И вновь, большинству ученых идея о том, что Земля покоится на спине огромного животного, должна казатьсяабсолютно нелепой. И вновь следует напомнить, что для интерпретации реальности культуры используют язык. И если в их языке нет терминов для описания геометрических структур, им приходится давать названия животных всему, что они наблюдают в состоянии выхода из тела. Тогда метафорическая интерпретация воспринимается как буквальная реальность. Это приводит к идеям, что землетрясения вызываются движением гигантского создания.

15.9 ШАМАНИЗМ ВЕНГРОВ И ДЕРЕВО МИРА

http://www.insa-tlse.fr/~jacobin/hongrie/chamana.htm

Шаманизм

“Со Времен Завоевания, религиозные концепции венгров, формировавшиеся в период долгого пребывания в евро-азиатских степях, не догматичны по природе и имеют много общего с верованиями шаманов. Согласно шаманизму, мир делится на три уровня: средний мир соответствует нашему миру, самый высокий мир населен богами и духами, управляющими Вселенной, и нижний мир, состоящий из мрачного мира мертвых и царства злых духов. Уровни связаны друг с другом посредством магического дерева, “Дерева Жизни” или “Космического Дерева”. Его корни уходят в нижний мир, а самые высокие ветви достигают высшего.

Связь между человеком и богами (духами) осуществляет шаман, обладающий особыми силами и знанием, используемыми для получения благословения и помощи из других миров”.

Идея о том, что область ниже эклиптики представляет “нижние планы”, а выше – верхние планы, может иметь некоторое отношение к науке, но также вероятно, что этот способ очень удобен мудрецам для передачи информации. В околосмертном видении Филлис Этвотер, приведенном в конце этой главы, она не указывает на то, что нижние миры - это обязательно миры более низкой вибрации.

15.10 СХОДСТВО МЕТАФОР “ДЕРЕВА МИРА” У АЗИИ И ЕВРОПЫ

http://www.arthistory.sbc/edu/sacredplaces/trees.html

Кристофер Уиткомби, колледж Sweet Briar, 1998 год

“Некоторые деревья становились священными благодаря тому, что произошло поблизости. Именно под фикусом медитировал Сиддхарта Гаутама (родился в 566 году до нашей эры) прежде, чем достичь просветления (нирваны) и стать Буддой. Сейчас дерево Бодхи или Бо (Просветление) находится в центре главного буддистского священного храма, известного как Бодх Гайя.

У древних кельтов символом бессмертия считался тис, а остальные священные деревья почитались как символы обновления. Поврежденное молнией дерево почиталось как дерево жизни. И согласно Плинию, кельтские друиды верили, что омела растет в местах, пораженных молнией. Друиды совершали ритуалы и церемонии в рощах священных дубов и верили, что внутри дуба находится обиталище мертвых. В Индии верили, что, ожидая освобождения или воплощения, Брахма Даития, духи Брахманов, живут в фиговых деревьях, фикусах или баньянах. Среди восьми или около того видов деревьев, считающихся в Индии священными, эти две разновидности фиговых деревьев почитаются особо.

Широко распространено почитание священных деревьев как символов обновления. В Китае, Дерево Жизни, Киен-Луен, растет на склонах Киен-Луена, а мусульманские лотосы символизируют границу между человеческим и божественным. Из четырех суков буддистского Дерева Мудрости текут реки жизни. Огромное дерево Иггдрасиль в нордических мифах связано с подземным миром и небесами корнями и ветвями.

В синтоистских храмах Японии почитаются такие деревья как криптомерия. Особенно священным считается сакаки, ветка которого, воткнутая в землю, указывает на священное центральное место, над и вокруг которого сооружаются деревянные храмы в Изе. Священное центральное место – это и ветвь сакаки и колонна, укрепленная в земле. Во многих японских легендах они уподобляются небесному дереву.

В Индии и на острове Бали в Индонезии еще существуют священные леса.На Бали священные леса присоединяются к окружающим их храмам, например, Священный Лес в Санги. Чувство уважения и поклонения деревьям в Индии породило множество мифов и традиций.

Одно из Пяти Деревьев в раю Индры (сварга-лока) считается дарующей изобилие кальпа-врикшей. Изображение кальпа-врикши, высеченное в песчанике в Бенагаре в Центральной Индии, изначально стояло как капитель на верху монолитной колонны или стамбы. Вероятно, это сооружение является одной из 36 колонн, возведенных буддистским императором Асокой (268-232 года до нашей эры). Колонны интерпретируются как копии оси Земли. Венчающая колонну каменная кальпа-рикшаможет рассматриваться как Космическое Дерево или дерево мира, а символическая разновидность стамбы – как ось Земли.

Сделанные из стволов деревьев колонны, называемые Ирменсал (гигантская колонна) и представляющие “дерево Вселенной” сооружались на вершинах холмов и некоторыми германскими племенами. Высоко почитаемый Ирменсал, находящийся на месте современной Вестфалии, был разрушен христианами в 772 году”.

15.11 МЕТАФОРЫ ГОРЫ: ЕЩЕ ОДНА СВЯЗЬ ДЕРЕВА МИРА/ЕС

http://www/arthistory.sbc.edu/sacredplaces/mountains/html

“Горы оказывают большое влияние на любой пейзаж. И многие люди всего мира приписывали им святость. Горы несут в себе богатый символизм. Вертикальная ось горы, проведенная от вершины к основанию, связывает гору с осью мира, и, как в случае Космического Дерева, считается центром мира. Например, такая вера связана с Горой Маунт израэлитов или с Горой Меру индусов.