Смекни!
smekni.com

Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России (стр. 14 из 26)

«И хотя в нескольких не контролируемых властями средствах массовой информации успели промелькнуть сообщения со ссылкой на ученых-краеведов и историков, давших экспертное заключение о том, что 200 лет назад Саратовская губерния была не создана, а восстановлена (да и то, воссоздание это носило весьма условный характер), все остальные как будто забыли об этом» [89].

Подобным же образом 200-летие губернии было «назначено» руководством Курской области и аргументировалось в официальных средствах массовой информации следующим образом:

«Местные историки и краеведы, — пишет «Курская правда», — знают курскую родословную, начиная с ее истоков. В современной летописи нужна точка отчета. Руководители областной и городской администрации на основе предоставленных им исторических документов приняли за такую точку отсчета 1797 год ...» [90].

Весьма показательно, что любое событие, маркирующее существование региональной общности в истории (в том числе всякая круглая дата очередной реформы административно-территориального деления, отпразднованная в ходе торжеств по поводу 60-летия и 70-летия «образования» краев и областей РФ), и в особенности такое, которое можно интерпретировать в терминах рождения, создания, образования, воспринимается в современных российской провинции как повод для празднеств. «Древность» региона или его административного центра, его «укорененность» в истории выступают, с одной стороны, как средство локализации региональной общности во времени. Благодаря этим образам появляется возможность воспринимать регион в качестве некой целостности, существовавшей и продолжающей существовать. С другой стороны, «древность» – один из символических способов повышения статуса общности.

Смысл, придаваемый региональными властями подобным действиям, может быть реконструирован путем анализа как самих действий, так и их официальных комментариев. Характерный пример последних – обращение главы исполнительной власти Астраханской области А. Гужвина к жителям области в связи с отмечаемым 280-летием Астраханской губернии.

«Дорогие земляки астраханцы и гости нашей области!

В эти дни мы с гордостью отмечаем знаменательную дату – 280-летие образования Астраханской губернии. Этот праздник – не только историческая веха, но и повод для оценки сложного многовекового пути развития нашего региона. Многое помнит Астраханская земля – полки Ивана Грозного и струги Стеньки Разина, реформы Петра Великого и стрелецкие бунты, великие торговые караваны и голод Поволжья, братоубийственную гражданскую войну и славные подвиги астраханцев на полях Великой Отечественной.

Вместе с тем счастье нашей земли в том, что населяли ее всегда люди трудолюбивые и радеющие о ней. От них нам досталось богатейшее наследство, сохранять и приумножать которое – наша священная обязанность перед грядущими поколениями.

Характерной особенностью этого праздника является то, что сегодня, как и 280 лет назад, Астрахань открывается России и миру с новой, ранее невиданной стороны. Наш край стал южным форпостом России, выразителем ее интересов на Каспии, важнейшим перекрестком международной торговли, мощным экономическим центром юга России, регионом, привлекательным для инвесторов и гостеприимным для туристов, территорией, где мирно соседствуют представители различных наций и народностей.

Мы имеем полное право гордиться нашей малой родиной. Не случайно ведь наша великая землячка Мария Максакова когда-то проникновенно сказала: “Какие же вы, астраханцы, богачи!”. Да, мы действительно богаты. И не только природными богатствами, но и своей историей, культурой, талантами и трудолюбием. Богаты своей любовью к родному краю, который отвечает нам взаимностью. Будет благополучен наш край – будут благополучны и люди его населяющие» [91].

В тексте присутствует ряд описаний, аналогичных тем, которые мы выявили ранее при анализе образов пространства. Регион описывается как особое единство территории и региональной общности. Таланты и трудолюбие людей, с одной стороны, и богатство территории, с другой, выступают взаимосвязанными символами креативности регионального пространства, люди «любят землю» и «она отвечает им взаимностью», благополучие края отождествляется с благополучием каждого члена региональной общности. Напротив, в истории отношения региона с окружающим миром полны противоречий и драматизма. Отметим, что в обращении окружающий мир воспринимается как источник беспокойства и нарушения порядка: «оттуда» приходят полки Ивана Грозного и челны Стеньки Разина, реформы Петра Первого, гражданская война и т.д. Однако члены региональной общности всегда умели проявлять два качества. Во-первых, они своим трудолюбием и талантом с опорой на богатства края умели воссоздавать мир региональной гармонии («населяли ее всегда люди трудолюбивые и радеющие о ней»). Во-вторых, во взаимодействии с внешним миром они всегда умели проявлять свои незаурядные качества (примером могут служить «славные подвиги астраханцев на полях Великой Отечественной» или «новая роль» Астраханской земли в новой ситуации).

Последний аспект показателен именно с точки зрения того образа времени, который задается подобным типом описаний и символических действий. Существование региональной общности в истории полагается как насыщенное глубоким смыслом для истории России или даже мира. В предыдущем примере «особое место» Астраханской земли в судьбе страны передается через последовательность исторических событий, с одной стороны, имеющих несомненное значение для истории России, а с другой, согласно описанию, непосредственно связанных с регионом. Следуя той же логике и расшифровывая ее, непосредственно за рядом образов исторических событий в тексте возникает утверждение, что «..наш край стал южным форпостом России, выразителем ее интересов на Каспии, важнейшим перекрестком международной торговли, мощным экономическим центром юга России...».

Схожий эмоционально-ассоциативный ряд вызывается непосредственно празднованиями в регионах тех исторических событий, которые так или иначе связаны с его территорией. Примером может служить подготовка к празднованию 55-летия Курской битвы в Курской области.

«На страницах газет (курских – В.Н.) опубликован проект строительства триумфальной арки и храма, посвященных Курской битве. Он принадлежит главному архитектору Курска В. Михайлову и утвержден губернатором.

Согласно проекту на въезде в Курск с севера будут в течение десяти месяцев (до августа 1998 г., когда намечается празднование 55-летия сражения) возведены триумфальные ворота высотой и шириной 22 метра. На стенах ворот в скульптурных композициях планируется отразить всю ратную историю Курского края от сражений, описанных в “Слове о полку Игореве” и до Курской битвы...» [92].

В рамках подготовки к празднованию губернатор области А. Руцкой обратился с письмом к Президенту РФ, в котором содержалась просьба

«...сделать Курск городом-героем в связи с приближающимся 55-летием Курской битвы и сообщение о том, что уже свыше 2000 собраний трудовых коллективов, общественных организаций и т. д. поддержали эту инициативу, дав губернатору наказ добиваться ее воплощения в жизнь» [93].

Как можно заметить из приведенных выше примеров, символические действия региональных властей придают празднику совершенно определенный смысл. Основным является стремление подчеркнуть особое значение конкретного региона в судьбе страны или мира.

Схожий смысл выражают широко отмечаемые в последнее время в регионах юбилеи отдельных предприятий и организаций, подобные проводившимся в 1996 г. 70-летию кубанского радио, 100-летию курского трамвая, 60-летию владимирского ПО «Точмаш» [94] и т.д. Очевидно, что далеко не все предприятия или организации удостаиваются права отмечать свою годовщину как региональный праздник. Анализ подобного рода торжеств показывает, что «избранные» делятся на две группы. В одну входят те, чье присутствие на территории края или области выделяет регион из прочих. Это может быть крупнейшее предприятие в отрасли или одно из наиболее важных. Функция праздника в данном случае – привлечь внимание к тому факту, что значимое в масштабах страны предприятие (например «Уралмаш», ГАЗ или «Точмаш») находится на территории региона. Значение предприятия переносится таким образом на сам регион. Временное отношение (годовщина) «конвертируется» в пространственное (значимое предприятие на территории региона), а затем в функциональное (значимость самого региона в масштабах страны) и далее в статусное (мы — «особый» регион).

Другую группу «юбиляров» составляют те, чей праздник свидетельствует о временнум первенстве региона в той или иной области, важном с точки зрения самооценки. Например, празднество 100-летия курского трамвая или 70-летия кубанского радио призвано стать свидетельством глубины культурной традиции в регионе (область, край обладает историческим первенством по отношению ко многим другим регионам в развитии культуры, науки и техники). Временное отношение здесь напрямую «конвертируется» в статусное и служит для выделения региона из ряда других.

Характерными символическими действиями властей в российских регионах в позднесоветский и постсоветский период становятся мероприятия, посвященные выдающимся землякам. Их имена присваиваются улицам, площадям или иным объектам (например, университетам, школам, больницам и т.д.). Весьма показательными с этой точки зрения представляются, например, следующие эпизоды. В Курске на центральной площади города областная Доска почета, некоторое время пустовавшая, заполняется в 1993-1996 г. портретами известных земляков, начиная с русских святых – основателя Киево-Печерской лавры Феодосия Печерского, св. Серафима Соровского – и заканчивая первым секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым. В числе региональных «героев» монахи, политики, поэты, композиторы, ученые, художники, которых объединяет лишь одно – связь их имени с Курским краем.