Смекни!
smekni.com

Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России (стр. 15 из 26)

Иногда подобный ряд образов выдающихся земляков воплощается в виде литературных текстов. Примером может служить издаваемая с 1997 г. в Липецкой области серия книг «Жизнь замечательных липчан» [95]. Название серии напрямую отсылает к популярной в свое время в СССР серии «Жизнь замечательных людей», в которую входили портреты наиболее выдающихся (естественно, с точки зрения советской историографии) фигур мировой истории. Подобного рода серии «жизнеописаний» можно найти во многих учебниках по краевой истории, фотоальбомах или кинофильмах, массово выпускаемых сейчас в российских регионах [96].

Безусловно, почитание выдающихся земляков существовало и ранее. Однако такого размаха подобные политические и идеологические акции достигли лишь в постсоветский период. Например, в Рязанской области и в советское время любили подчеркивать, что это родина С. Есенина и К. Циолковского. Вместе с тем никогда, как отмечают местные исследователи, связанные с ними годовщины не отмечались так широко и не приобретали столь официального характера, как сейчас.

«140-летие К. Э. Циолковского было отмечено приездом в область представительной делегации космонавтов и деятелей космической науки. В составе делегации область впервые посетили и три американских астронавта, в том числе командир первой лунной экспедиции Томас Стаффорд. Проводилось торжественное заседание общественности в областном драмтеатре, администрация устраивала прием. Торжественные церемонии были проведены и на родине Циолковского в поселке Ижевское» [97].

Приведенный текст передает отношение к юбилею земляка, весьма существенное для понимания роли его фигуры в современном региональном самосознании. Главной частью празднеств стал приезд в область столичных и мировых знаменитостей, свидетельствующий о внимании и почтении, с которым к земляку и его малой родине относятся столица и весь мир. Иными словами, основной смысл праздника в том, чтобы подчеркнуть особый статус региона как родины героя, выдающегося не только по местным, но и по столичным и мировым меркам.

Создаваемый теми или иными способами образный ряд выдающихся земляков формирует своеобразную персонифицированную историю регионального сообщества, аналогичную истории выдающихся событий, связанных с регионом.

Проанализированные выше символические действия в значительной мере направлены на то, чтобы вызвать вполне определенный тип образов времени. В региональном самосознании посредством такого рода символов формируются представления об особой роли региона (как общности и как территории) в истории России и даже мира.

Следует отметить, что модель локализации «региона» во времени по целому ряду параметров аналогична пространственной модели. «Регион» выделяется из ряда ему подобных , как правило, не противопоставляясь России в целом. «Особая роль» региона в истории России аналогична его «особому месту» в пространстве России. Способы, которыми описывается особость, в ряде случаев параллельны (например, и в одном и в другом образном ряду присутствуют описания пространственного или временного отношения «регион» – «Россия» как отношения функционального).

Схожую систему образов вызывают упоминания о столичном статусе регионального административного центра. Ссылки на то, что административный центр региона был либо столицей самостоятельного государственного образования (Тверь, Новгород, Рязань и др. столицы феодальных княжеств), либо столицей макрорегионального образования (Воронеж как административный центр Центрально-Черноземной области до 1937 г. и т.п.), либо столицей России в тот или иной промежуток времени (Ярославль в период второго ополчения, Куйбышев-Самара в период работы там советского правительства во время Великой Отечественной войны) играют важную роль в региональной политической риторике. Свидетельством тому является то, с какой ревностью относятся представители региона к своему «столичному» статусу.

«На прошедшем 18 сентября 1996 г. зональном совещании РАО «ЕЭС Россия» и региональной коллегии ОЭС Поволжья «Волгаэнерго» Дмитрий Аяцков еще раз, в присутствии представителей руководства соседних субъектов РФ, подтвердил свое намерение «сделать Саратов столицей Поволжья». В ответ гость из Самарской области г-н Родионов сказал, что ежели следовать устоявшейся народной традиции определения старшинства, то на звание столицы Поволжья имеет право претендовать в первую очередь Самара, поскольку она на целых четыре года старше Саратова, да и во время Великой Отечественной исполняла функции своего рода временной столицы аж всего СССР» [98].

Конкуренция за право именовать административные центры своих регионов столицей Сибири развернулась между политическими элитами Новосибирска, Красноярска, Омска и Томска.

В чем причина столь устойчивого желания обладать столичным или квазистоличным статусом, при том что непосредственных материальных выгод он не приносит? Вероятно, это та же причина, которая заставляет региональных политиков говорить об особом месте или особой роли региона в пространтве России и ее истории. Во всех случаях логика построения указанных аспектов «образа мира» исходит из стремления выделить свой регион из числа других регионов и сформировать позитивную оценку (самооценку) принадлежности индивида к региональной общности.

Попытаемся на основании полученных данных реконструировать черты «картины мира», лежащей в основе приведенных выше описаний существования региона в пространстве и времени. Первая характеристика связана с утверждением региональной целостности. Регион описывается как единство определенной территории и проживающей на ней региональной общности, выделяемое из окружающего пространства и реально существующее во времени. Тем самым в «образ мира» вводится базовая оппозиция «регион-не регион». Региональное пространство описывается как «особое». Во-первых, «особость» утверждается через образы высокой потенциальной креативности региона. Во-вторых, через образы «особого места» региона в пространстве России и «особой роли» в ее истории. В третьих, через ссылки на столичность. Все стратегии обособления региона наполняют оппозицию “регион-не регион” оценочным содержанием. В «образ мира» вводится дополнительное противопоставление «особое-ординарное», причем, в рамках исследованных «образов мира» это противопоставление носит явно оценочный характер. «Особое» выглядит предпочтительнее «ординарного». Кроме того, описание «особого места» и «особой роли», как правило, включает в «образ мира» устойчивый компонент – образ России. Тем самым, в «образ мира» вводится также противопоставление «регион» – «Россия». Характерной особенностью выстраивания регионального «образа мира» является нежесткий характер этого противопоставления. Регион, хотя в какой-то мере и противопоставляется России, но никогда не исключается из нее. Регион – это часть России, хотя и особая. По словам губернатора Приморского края Е. Ноздратенко, за регионалистской риторикой стоит «желание не отделиться, а выделиться» [99].

Итак, выявив некоторые правила построения «образа мира», мы можем рассматривать их в качестве черт «картины мира». Однако для этого следует также показать, что эти правила создают определенную логику поведения политического актора и, тем самым, выступают в качестве реальных «правил жизни». Иными словами, перед нами стоит вопрос: какие действия могут быть легитимированы этими характеристиками «образа мира».

Первый аспект, на котором следует остановиться, – взаимосвязь данной «картины мира» с процессами актуализации региональной идентичности граждан. Поскольку обе выявленные функции (выделение общности и формирование положительной оценки факта принадлежности к ней) являются необходимыми для актуализации и поддержания соответствующей групповой идентичности, то логично предположить, что использование проанализированной выше системы образов в деятельности региональных участников политического процесса направлено на актуализацию и поддержание региональной идентичности граждан. Кроме того использование такого рода символов позволяет политику или организации утвердить в сознании избирателей тесную ассоциацию себя и региональной общности. Тем самым осуществляется социокультурная и психологическая легитимация права участника политического процесса выступать в качестве представителя региональной общности.

Другой аспект проблемы связан со способностью проанализированной системы образов легитимировать конкретные политические курсы. Во всех описаниях «особой роли» и «особого места» внутренне содержится стремление доказать самим себе и окружающим, что без данной в определенном смысле ставится общности под вопрос существование страны в целом, из чего следует, что тот или иной регион может претендовать на некий особый статус среди других. Иными словами представление об «особом месте» или «особой роли» выступает в качестве аргумента в пользу перераспределения в регион ресурса, связанного с «особым статусом».

Легитимирующим воздействием обладает также образ потенциальной креативности региона, который обосновывает возможность реализации на территории отдельно взятого субъекта Федерации того или иного проекта, предлагаемого региональным лидером.

На последнем аспекте остановимся чуть подробнее, поскольку через анализ образа регионального потенциала как условия осуществления политического или экономического проекта (своеобразного регионального аналога известного лозунга «опоры на собственные силы») мы можем получить представление о характере взаимодействия между пространством региона и окружающим миром в региональной «картине мира». Это представляется важным с точки зрения проверки гипотезы, выдвинутой в третьей главе, об обусловленности исследованных черт образа регионального лидера характером утверждаемого в «картине мира» взаимодействия между регионом и окружающим миром.