Смекни!
smekni.com

Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России (стр. 18 из 26)

«Нижний Новгород – это уже не захолустная провинция... Моя следующая задача – сделать Нижний третьей столицей России... Во-первых, Нижний Новгород должен в экономическом плане стать карманом России. И главный приводной ремень у нас уже имеется – это Нижегородская ярмарка. Во-вторых, Нижний должен в ближайшие пять лет стать российским Детройтом. Это значит, ключевым моментом в экономике области будет развитие машиностроения. А в-третьих, мы собираемся центр своей политики перенести на развитие ремесленничества. Я бы его расшифровал как все нормальное предпринимательство» (Из выступления губернатора Нижегородской области Б. Немцова на пресс-конференции, посвященной итогам его деятельности на посту губернатора в 1993-1997 гг.)[123].

В приведенном высказывании, как и в подобных ему (обещание А. Руцкого «превратить Курскую область во второй Кувейт», обещание Д. Аяцкова «превратить Саратов в столицу Поволжья» и др.), прослеживается общая логическая структура. Кризисные процессы, «проникающие» в регион извне могут быть кардинально преодолены в результате реализации некоего регионального сверхпроекта, предлагаемого политическим лидером. Целью этого сверхпроекта часто объявляется не только достижение экономического благосостояния и гражданского мира, но и преодоление ординарности регионального статуса («превращение в третью столицу России», «превращение в столицу Поволжья» и т.п.). Уникальный потенциал (природный, экономический, интеллектуальный, творческий) выступает при этом в качестве необходимой предпосылки реализации сверхпроекта. В приведенном выше примере бывший нижегородский губернатор прямо ссылается на «уникальные» ресурсы Нижегородской области: ГАЗ (отсюда идея «превращения в русский Детройт»), Нижегородскую ярмарку, относительно развитый мелкий и средний бизнес (отсюда идея стать «карманом России»). Аналогично, обещая «превратить Курскую область во второй Кувейт», А. Руцкой указывал в период своей предвыборной кампании (октябрь 1996 г.) и после нее на неповторимые богатства Курской магнитной аномалии и курских черноземов, правильно используя которые, куряне могут вскоре зажить богато. Схожую аргументацию при обосновании возможности превращения Саратова в столицу Поволжья использовал и Д. Аяцков.

«Поддержанная избирателями идея губернатора – сделать Саратов столицей Поволжья не утопия, не предвыборный лозунг. Речь идет о возрождении былого статуса нашего областного центра. Для этого у нас есть достаточный экономический, промышленный, научный, культурный потенциал. И главное есть желание жителей области» [124].

Характерной чертой описания региональных сверхпроектов является то, что желаемое будущее достигается в нем либо в результате перенесения на территорию региона черт иной пространственной области, где, как представляется, подобное идеальное состояние уже существует (превращение региона в Детройт или Кувейт), либо в результате воспроизведения в пространстве региона некой модели, существовавшей ранее. Известно, например, что «карманом России» и ее «третьей столицей» Нижний Новгород назывался в прошлом веке. Использование для обозначения предпринимательства этикетки «ремесленничество» также весьма показательно. Движение вперед обозначается как возвращение к прошлому. Аналогичную модель времени мы находим в высказывании Д. Аяцкова о «возрождении былого статуса нашего областного центра» или высказывании бывшего главы администрации Ленинградской области В. Густов о смысле намечаемых в регионе преобразований:

«Основой же реформ в области станет строительство портов. Петр I прорубил окно в Европу, наш черед рубить туда ворота» [125].

Выявленная модель пространства и времени в региональной «картине мира» весьма интересна с той точки зрения, что при ее анализе мы вновь, как и в случае с образами регионального лидерства, находим существенные аналогии с описанием мира в мифологии. Существование доступного и понятного мира описывается как противоборство порядка и хаоса. Наступление хаоса останавливается лишь в результате воспроизведения в творческом акте божества или героя (а затем в ритуале) некой первомодели [126]. Образ регионального «золотого века» (искомой в будущем и находимой в прошлом или на стороне – в «счастливой Аркадии» – модели идеального состояния) и стремление воспроизвести его в будущем отражают специфический для мифологического мировосприятия циклический тип темпоральности, наиболее отчетливо представленный в так называемом космогоническом цикле. Представление о периодическом «возрождении», циклах «упадка» и «возвращения к идеальному состоянию» выражает во временном плане классическую мифологическую дихотомию «космос-хаос» [127].

Характерно, что образ регионального лидера иногда воспроизводит ту же модель времени. В современной России региональное политическое лидерство все в большей степени описывается как символический возврат к модели властвования, ассоциирующейся с «золотым веком». Об этом, в частности, говорит широко распространенное ныне и иногда закрепленное законодательно наименование главы исполнительной власти региона «губернатором» [128]. В отдельных случаях (как, например, в современной Саратовской области) действующий политический лидер рассматривается как «продолжатель дела» и в каком-то смысле «реинкарнация» знаменитого губернатора-предшественника.

«30 апреля (1996 г. – В. Н.) на родине главы областной администрации Дмитрия Аяцкова, был торжественно открыт бюст Петра Столыпина, побывавшего в начале века саратовским губернатором и российским премьер-министром. На церемонии присутствовал Дмитрий Аяцков, лидер общероссийского движения «Реформы — новый курс» Владимир Шумейко, делегаты общероссийской конференции РНК. Село Калинино накануне акции было по решению облдумы переименовано в Столыпино (как оно и называлось до 1930 года).

Выступавшие на церемонии отмечали большой вклад Петра Столыпина в российские реформы начала века. Дмитрий Аяцков, в свою очередь, заявил о намерении продолжать реформы нынешние и быть достойным своего предшественника. Тема была подхвачена другими ораторами – вплоть до пожелания стать премьером» [129].

Чуть позже на фасаде здания Саратовской областной администрации появился ряд из портретов всех дореволюционных губернаторов и, в завершении, портрета губернатора Д. Аяцкова.

* * *

Аналогия тех или иных систем образов отдельных характеристиках еще не может служить основанием для признания их схожими по существу. Однако в нашем случае сходство современных региональных «образов мира» с мифологическими представлениями не исчерпывается внешними аналогиями. Обе модели демонстрируют близость именно в том, как они «устроены» изнутри, как они «функционируют», как взаимосвязаны элементы образных систем. В обоих случаях образ противостояния «космоса» и «хаоса» оказывается краеугольным. Именно из него вытекает и пространственная, и временная модель. Мир общности (в архаическом и традиционном мифе – мир людей, ассоциирующийся с племенем; в региональном – общность жителей региона) существует в ситуации постоянной угрозы «хаоса», проистекающей извне. Его преодоление представляет воспроизведение некой первомодели. Как и в мифе, причинность в региональном образе мира носит субъективный характер. «Хаос» возникает не сам по себе, а в результате «злой воли» или «попустительства» «Москвы». Соответственно, противостояние «хаосу» и воспроизведение «космоса» требуют существования «героя» и «демиурга», на роль которых претендуют региональные лидеры.

Кроме того, близкими к мифологическим оказываются не только содержание региональных «образов мира», но и способы их выражения в текстах политической риторики или рекламы. Нетрудно заметить, что анализировавшиеся «образы мира» достаточно синкретичны. Образы нечетко отделены друг от друга. Они построены по принципу взаимокорреспондирующих метафор: образ уникального потенциала территории региона, например, дополняется образом интеллектуальных и творческих способностей жителей края; история выдающихся событий, связанных с регионом, дополняется персонифицированной историей сообщества; инициация лидера напоминает по типу темпоральности реализацию регионального сверхпроекта. Образы времени, пространства и лидерства содержат в себе схожие системы бинарных оппозиций, главные из которых – «космос-хаос» и «особое-ординарное». Подобный тип построения «образа мира» так же характерен для мифологических текстов, где каждый символ оказывается «узлом» в сети взаимоперекликающихся и бинарно структурирорванных образов [130].

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

I. Миф, идентичность и кризис

Регион в современной России – это остров в море хаоса, а региональный лидер – это герой, который не дает морю поглотить остров. Образы «Москвы», «центра» напоминают обиталище сверхъестественных сил, которые волнуют море и с которыми надо либо сражаться, либо договариваться. И то, и другое – задача не для обычного человека. Хотя хаос наступает, положение не безнадежно. Нужно лишь суметь использовать уникальные возможности региона: порядок будет восстановлен, и жители региона заживут в мире и достатке. Совершить это «региональное чудо» способен лишь истинный региональный лидер.

Такова система образов, которая более или менее определенно выявлялась нами на всех стадиях анализа избранных групп источников: при анализе образа «крепкого хозяйственника», изучении рекламных биографий региональных лидеров, исследовании образов пространства и времени в текстах региональной политической коммуникации. Проведенный анализ позволяет говорить о трех существенных характеристиках этой системы.