Смекни!
smekni.com

"Огласите весь список" (стр. 21 из 36)

Попросите кандидата информировать вас или контактное лицо в компании о любых изменениях, которые могут произойти в планах кандидата по отношению к вашей фирме. И на этом - пришло время прощаться.

Завершение встречи.

Окончание встречи происходит в тот момент, когда этого хочет интервьюер. Подготовка к завершению начинается еще на первом этапе интервью, при установлении контакта с собеседником. Помните, в начале разговора вы сообщили кандидату о том, сколько времени вы готовы посвятить беседе с ним? Как только регламент встречи исчерпан, скажите об этом кандидату и обязательно поблагодарите своего визави: "Наши сорок минут прошли. Спасибо вам за то, что откликнулись на наше приглашение. Наша беседа прошла очень интересно. Приятно было познакомиться с Вами. До свидания".
Есть еще несколько приемов, которые позволят вам вежливо завершить встречу, особенно если по вашей инициативе она длилась дольше запланированного.

Прием 1.
"Итак, в конце нашей встречи я…"

Прием 2
"Задайте, пожалуйста, последний вопрос"

Прием 3
"Если у Вас больше нет вопросов, позвольте поблагодарить вас за встречу"


Прием 4
Посмотрите на часы: "О, как мы задержались. Это потому, что мне было очень интересно и приятно с вами беседовать. Спасибо, что пришли к нам"

Прием 5
"Давайте завершать нашу встречу…".

Мы думаем, что у каждого из вас есть любимые приемы, с помощью которых можно завершить любое собеседование, будь то "партнерские переговоры" или интервью в другом стиле. Необходимо, чтобы в завершающей фразе было соблюдено три условия - констатация факта окончания интервью, благодарность за беседу и какой-нибудь вариант "до свидания".


Часть 4. Портрет кандидата.
На что необходимо обращать внимание в разговоре.

Поскольку выше, описывая весь процесс интервью, мы постоянно обращали ваше внимание на то или иное возможное действие собеседника, в этой главе мы описываем , как сложно собрать воедино ту информацию, которая поступает при общении по различным каналам восприятия человека. Итак, в общении мы видим, слышим и испытываем различные ощущения, а также можем чувствовать различные запахи. Это не весь спектр наших возможностей восприятия, а только те его фрагменты, которые задействованы в данной ситуации. Удельный вес каждого из видов информации весьма неравномерен из-за общих закономерностей психофизиологии рода человеческого, да еще и индивидуальные особенности каждой личности вносят свои коррективы.

Кое-что об общих закономерностях. 90 % информации поступает к человеку через зрительный канал, на все остальные в сумме - лишь 10 %. Однако та информация, которая допускается в сознание человека как значимая, не очень-то подчиняется вышеуказанной закономерности.
Во-первых, из всего объема информации, который в каждую секунду составляет 1 млрд. Бит информации, через "узкое горлышко сознания" проходит лишь 16 единиц. И это означает, что только этот крошечный объем может быть зафиксирован нами сознательно и доступен для мыслительной обработки. Вся же остальная масса поступает прямиком в подсознание, где и хранится до той поры, пока не будет ради чего-нибудь востребованна. Именно этот объём, мгновенно обрабатываемый нашим мозгом, и составляет основу для принятия всех решений, лишь малая часть которых принимается человеком при участии рационального сознания.
Вот почему мы вам выше рекомендовали использовать возможности вашего интуитивного "индикатора" для ориентировки в огромном потоке информации. Это во-первых, а во-вторых, для каждого человека из этих 16 бит ежесекундно наибольшее значение будет иметь или зрительная, или аудиальная, или чувственная информация: эта характеристика абсолютно индивидуальна для каждого человека.

Поэтому практическими целями этого раздела являются:

1. определение вашего ведущего канала восприятия информации,
2. определение тех 9 контрольных точек (вспомните про ограничения нашего сознания в оперативной обработке информации) в портрете кандидата, которые помогут вам структурировано фиксировать наиболее важную информацию о нем.

Определение ведущего канала восприятия информации.

Прочтите медленно и внимательно следующие три фрагмента. Постарайтесь прожить ту ситуацию, которая в них описана.

• "Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и рисует мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь живописную крону листьев над вашей головой. Оглянувшись назад, вы видите, как в этом луче света отражается всё богатство и многообразие акварелей, которыми природа рисует свои картины.

• И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием под ногами, когда вы наступаете не сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздаётся резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги.

• Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью. Иногда вы чувствуете лёгкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие запахи леса. Иногда эти запахи, причудливо смешиваясь, создают тончайшую симфонию никогда не повторяющегося аромата, мимолётно касающегося вас.

Какой из этих фрагментов вызвал в вас наибольший отклик, наиболее интенсивные представления и переживания? Если первый - вашим ведущим каналом восприятия информации является визуальный, если второй - аудиальный, если третий - кинестетический (чувственный). Так же возможно, что любые два или даже три фрагмента были восприняты вами одинаково интенсивно. Запомните результаты этого маленького теста.

От того, какая информация бессознательно выбирается человеком как значимая, зависит на чём будет фокусироваться ваше внимание при общении с другими людьми. Для людей с ведущим аудиальным каналом наиболее значимой будет информация, поступающая к человеку при помощи звуков. Поэтому аудиалы придают, в частности, большое значение речи человека. Для кинестетиков очень важны ощущения запахов, прикосновений, вкусов. А также чувства, которые вызывает общение с другим человеком. Именно это особенно важно для ситуации интервью, так как кинестетический канал в ситуации делового взаимодействия оказывается "суженным". Для визуала же крайне важной будет информация, воспринимаемая глазами. Поэтому визуал обязательно обратит внимание на то, как, например, одет кандидат. Подчеркнём, что здесь мы говорим лишь об общих тенденциях каждого канала. Мы привели в списке литературы несколько источников, где те читатели, которые хотели бы получить исчерпывающую информацию об этой интереснейшей области психофизиологии, смогут расширить свои знания. Наша же задача заключается в том, чтобы выделить в каждом канале восприятия несколько элементов, которые оказывают влияние на формирование впечатления о других людях.


Из чего складывается впечатление о человеке.


Вместо того чтобы рассказывать вам о том, какое значение имеют те или иные жесты, позы, различная мимика и т.д., мы выделили комплексные характеристики, по которым люди создают свои впечатления о других.
Итак, давайте абстрагируемся от всяких схем и вспомним, что привлекает наше внимание в человеке. Мы предлагаем в качестве таких комплексных характеристик следующие: облик, манеру поведения и манеру речи.
Теперь из этих собирательных образов выделим те элементы облика, поведения, речи человека, информация о которых поступает в наш мозг по трём основным каналам восприятия. Из большой палитры красок мы выделили те, которые будут оказывать наибольшее воздействие на участников общения. И сделаем мы это на примере определенного иерархического уровня сотрудников компании.

Так как мы неоднократно подчёркивали, что самим первым лицам компании чаще всего необходимо проводить личное собеседование с теми кандидатами, которые претендуют на ключевые должности в компании, то использование следующего инструмента мы рассмотрим применительно к "портрету" менеджеров различного уровня. Уточняем, что сейчас мы будем говорить о том, какое впечатление о человеке складывается при общении с ним, то есть о том, что составляет арсенал коммуникативных навыков - один из важнейших компонентов облика руководителя. Надеемся, что к настоящему моменту вы уже можете исчерпывающе рассказать о получении информации о профессиональных навыках и личностных качествах. Поэтому сейчас наш фокус внимания смещается от умения задавать вопросы к умению видеть то, как ваш собеседник взаимодействует с теми, с кем ему придётся работать.

Карта информации

Визуальный канал Внешний вид

Глаза

Естественная мимика
Аудиальный канал Голос

Вербальный интелект
Кинестетический
(чувственный канал)
Запах

Собственные ощущения


Если посмотреть на таблицу, становится понятно, что эти характеристики облика будут играть роль при любом межличностном взаимодействии.
Однако в зависимости от того, что составляет содержание работы, их роль может меняться. Например, для единомышленников, работающих в команде и понимающих друг друга с полуслова, может меньшее значение иметь умение работать с голосом - с интонациями, тембром и т. п., однако эти же умения крайне важны для персонала, работающего с клиентами.

Обратите внимание, что мы оставили в таблице незаполненными две строчки, - и сделали это специально. Мы оставили свободное место для того, чтобы вы сами дополнили "портрет" теми характеристиками, которые будут особенно важными для вашего восприятия собеседника. Так как все люди выстраивают собственную систему значимой для них информации, да ещё и три канала восприятия определяют важность тех или иных деталей, то у каждого из нас могут быть какие-либо "пунктики". Это, во-первых, важно знать для себя, а во-вторых, попытаться представить, будет ли иметь значение этот факт для большинства людей. И мы вам предлагаем проанализировать собственные особенности восприятия именно для того, чтобы какая-нибудь важная деталь для вас, но незначительная для восприятия другими людьми не "перекрыла" важную информацию о кандидате. Иногда решения принимаются на основе только бессознательной информации, и, если руководитель не знает этих собственных "тайных влияний", это может сыграть с ним злую шутку. Маленький пример, иллюстрирующий это утверждение.