Смекни!
smekni.com

Фурманов И. А (стр. 13 из 34)

3. Подросток с гипертимными тенденциями. Главной чертой этих подростков, является постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.

Вместе с тем подростки с гипертимными особенностями личности авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань “между дозволенным и запрещенным” (18). Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду (36). В коллективе сверстников такие подростки стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в роли лидера очень долго.

Указанные выше характеристики личности и поведения связаны, на наш взгляд, с существенными нарушениями в эмоционально-волевой регуляции. Этих подростков отличает плохая адаптивность поведения из-за неумения владеть собственными эмоциями, низкой фрустрационной толерантности, неспособности к выбору адекватных целей, эффективных способов их достижения, конструктивной модели поведения. Кроме того, они ригидны и прямолинейны в общении с другими людьми, но при этом очень расчетливы, скрытны и рассудительны.

По данным В.Т. Кондрашенко (36) для подростков с гипертимными тенденциями характерны правонарушения, бродяжничество, сексуальные девиации.

В сфере межличностных контактов агрессивные мальчики в основном отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю отношений, характеризующимуся чрезмерным упорством, недружелюбием, несдержанностью и вспыльчивостью. Не менее распространенными являются властно-лидирующий стиль, отличающийся выраженными тенденциями к доминированию, повышенным уровнем притязаний, “завоевательной позицией” (89), стремлением воздействовать на окружающих, а также недовречиво-скептический стиль, которому свойственны крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольству окружающими и подозрительностью.

Тип агрессивного подростка (девочки) деструктивной направленности отличается доминированием мотивационных тенденций, направленных на поддержание жизнеобеспечения, комфорта и общения. Преобладание названных побуждений свидетельствует об отсутствии у них стремлений к самоактуализации и саморазвитию.

Как показывает анализ (Рис.6, приложение), деструктивность в основном характерна для агрессивных девочек с четко выраженной психической неуравновешенностью. Она проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, выраженной дезорганизации поведения. Для этих подростков характерны напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство, отгороженность, эгоистичность и неупорядоченность в поведении.

Отличительной чертой деструктивных девочек является астеничность их эмоциональной сферы. К характерным особенностям их эмоционально-волевой регуляции можно отнести потерю контроля под влечениями из-за повышенной импульсивности и невыдержанности (что не позволяет им разобраться в мотивах собственного поведения и сконцентрироваться на собственных переживаниях). Они часто не способны к выбору целей и способов их эффективного достижения. Вследствие чего их поведение неупорядочено. Они действуют и регулируют поступки эффективно лишь тогда, когда существует сильная мотивация или есть основательная поддержка окружающих. Но даже в этом случае их поведение ригидно и прямолинейно.

Неспособность оценить причины и последствия собственных поступков с пренебрежительным отношением к конвенциональным нормам и социальным требованиям приводят к тому, что поведение деструктивных девочек часто носит аморальный характер.

Описанные выше особенности мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер, возможно, приводят агрессивных девочек-подростков с деструктивной направленностью поведения к реализации трех наиболее характерных стилей межличностных отношений. Первый, властно-лидирующий стиль, характеризуется нетерпимостью к критике, тенденциями к доминированию (завоевательной позицией), завышенным уровнем притязаний, ориентаций в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов, догматизмом и деспотичностью. Вторым наиболее распространенным стилем является прямолинейно-агрессивный – непосредственность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, появление чувства враждебности при противодействии к критике, несдержанность, вспыльчивость, недружелюбие. Достаточно часто встречается и ответсвенно-великодушный стиль межличностных отношений, для которого характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, гибкость в контактах, коммуникабельность. Вместе с тем, как отмечает Л.Н. Собчик (91), для лиц с указанным стилем свойственны проблемы подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающие повышенную напряженность, соматизацию тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокировки поведенческих реакций.

Тип агрессивного юноши деструктивной направленности отличается доминированием мотивационных тенденций, направленных на достижение социального статуса, реализацию творческой активности и общение. Однако отсутствие четкого разграничения между мотивами поддержания и личностного роста указывает на недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее противоречивость.

Как показывает анализ (Рис.7, приложение), юношей, отнесенных к этой категории можно разделить две группы :

1. Юноши с психотическими тенденциями и низким уровнем невротизма. Общими отличительными особенностями этих юношей является крайний субъективизм и эгоизм, которые делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими одна из главных черт их характера. Они агрессивны, злопамятны и бесцеремонны. Видя причину своих неудач в определенных людях, они считают своим долгом мстить, не прощают обид.

В рамках этой группы можно выделить детей с двумя типами эмоционального реагирования, которые имеют:

а) астенический эмоциональный профиль (склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а также неумение управлять собой в трудных ситуациях).

б) смешанный астенический профиль (отличает фоновая активность и апатия, пассивность в ситуации фрустрации).

Таким образом, общим для агрессивных юношей с деструктивной направленностью являются нарушения в эмоциональном и волевом компонентах регуляции, которые проявляются в неспособности к выбору адекватных целей и эффективных способах их достижения, импульсивности и невыдержанности, неумении выстраивать конструктивную стратегию собственного поведения.

2. Юноши с гипертимными тенденциями. Главной чертой этих подростков является постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность, энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.

Вместе с тем подростки с гипертимными особенностями личности авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации и нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань “между дозволенным и запрещенным” (18). Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду (36). В коллективе сверстников такие подростки стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в этой роли очень долго.

Характерной особенностью этой группы юношей является смешанный эмоциональный профиль, характеризующийся изменчивостью и неустойчивостью фоновых эмоциональных предпочтений и стеническими реакциями в ситуации фрустрации. Отличие эмоционально-волевой сферы этих юношей состоит в разноплановости, порой во взаимоисключаемости, регулятивных механизмов: с одной стороны, это способность выбирать или ставить адекватные цели, продумывание до мелочей способов их достижения, фрустрационная устойчивость, расчетливость, рассудительность, с другой – низкий контроль влечений, невыдержанность в проявлении эмоций, чувств и мыслей, ориентация не на процесс, а на результаты деятельности.

Существенных нарушений в нравственной сфере у первой группы юношей не обнаружено. Они стремятся придерживаться существующих конвенционных норм и социальных требований. У юношей другой группы следует отметить наличие конфликта в нравственной сфере.

Выявленные особенности, вероятно, сказываются на стиле отношений агрессивных юношей с деструктивностью в межличностной сфере. Так установлено, что наибольшую выраженность у этих юношей имеет недоверчиво-скептический стиль, который проявляется в крайне обидчивом и недоверчивом модусе отношений с окружающими, в склонности к критицизму, недовольству поведением других, подозрительности. Кроме того, предпочтительными также являются прямолинейно-агрессивный (недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость) и независимо-доминирующий (самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим, обособленная позиция в группе) стили.

Тип агрессивной девушки деструктивной направленности отличается наличием выраженных мотивационных тенденций, связанных с необходимостью удовлетворения мотивов в достижении социального статуса, поддержания жизнеобеспечения и общения. Уплощенность мотивационного профиля, а именно, отсутствие четкого разграничения между мотивами поддержания и личностного роста, свидетельствует о недостаточной дифференцированности мотивационной иерархии личности, ее противоречивости.