Смекни!
smekni.com

Фурманов И. А (стр. 22 из 34)

Обнаружено, что общая агрессивность и агрессивность асоциальной направленности в подростковом возрасте, проявляется в множественности взаимосвязанных типов агрессивных реакций и разноплановости поведенческих нарушений. В юношеском возрасте отмечались либо четкая дифференцированность типов реакций и относительная самостоятельность их проявления, либо видоизменение способов выражения агрессивности (предпочтение отдается более скрытым формам). Для проявлений деструктивной агрессивности характерна “одноканальность”: у мальчиков вне зависимости от возраста – это негативизм; у девочек – это вербальная (подростки) и физическая (девушки) агрессия.


ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Модальность агрессивности и особенности семейного воспитания

Особенности стилей семейного воспитания детей с высоким уровнем агрессивности

Полученные данные и результаты корреляционного анализа позволили установить особенности родительско-детских отношений в семьях, где воспитывались обследованные нами дети подросткового и юношеского возраста с высоким уровнем агрессивности.

Тип агрессивного подростка (мальчика) чаще всего формируется в семьях с требовательным обращением. Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Но, вместе с тем, к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Как отмечают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий (114, 115), неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.

Кроме того, было установлено, что для семей, в которых воспитывались агрессивные мальчики с депрессивными тенденциями характерна атмосфера эмоционального отвержения, когда подросток ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей. При этом, наряду с выше перечисленными особенностями преобладает вседозволенность. Подростку “все можно”. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает, зная, что с него не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий (Рис.36, приложение).

Тип агрессивного подростка (девочки) формируется в основном при двух разновидностях семейного воспитания: авторитарной гиперпротекции и гипопротекция с жестоким обращением (Рис.37, приложение). При первом стиле семейного воспитания родители уделяют подростку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания. При другом – ребенок, наоборот, находится на периферии внимание родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют устремлений к удовлетворению потребностей подростка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.

Таким образом общим для названных стилей являются эмоциональная изолированность ребенка и строгость санкций со стороны родителей. По имеющимся данным, ребенок, которого отвергают и часто наказывают проникаются определенным эмоциональным отношением к такому поведению родителей и может проявлять агрессивность по отношению к другим людям (75, 182). Кроме того, отрицательное воздействие наказания может проявляться в том, что ребенок начинает избегать родителей, сурово обращающихся с ним, и предпринимает как символические попытки покинуть семью (самоизоляция), так и конкретные шаги, чтобы убежать из дома.

На взаимосвязь агрессивности девочек и стиля семейного воспитания могут влиять и такие факторы как неустойчивость воспитания (колебание между гипер- и гипоопекой), предпочтение в подростке детских качеств (когда у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать возрастную фиксацию таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость, т.е. желание затормозить социализацию ребенка). Помимо того проекция на подростка собственных нежелательных качеств (когда родитель в подростке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Он борется с отрицательными качествами подростка через наказания, и верит в то, что эти качества у него самого отсутствуют), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей; когда каждый или один из родителей, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противной стороне).

Опосредованно агрессивность может наблюдаться у девочек с психотическими тенденциями из семей с попустительским обращением, где подросток имеет минимальные количество обязанностей и не участвует в делах собственной семьи, а родители отличаются воспитательной неуверенностью, т.е. родитель “идет на поводу” у подростка, уступая и потакая ему во всем (114). Примерно эти же особенности родительско-детских отношений характерны для агрессивных девочек с психотическими и невротическими тенденциями.

Тип агрессивного юноши формируется в основном при двух разновидностях гиперпротекции: требовательной и ограничивающей (Рис.38, приложение). Общим для обеих является то, что родители уделяют юноше достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто несоответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и “недетская” ответственность. Как отмечается в литературе (50) это грозит невротическими срывами у детей.

Различие этих стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае юноше предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, а во втором – нет, т.е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена.

Необходимо отметить, что при таких подходах к воспитанию юношей может формироваться не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, игнорировании конвенциональных норм (36, 46).

Кроме того, агрессивность может возникать и опосредованно, как результат устойчивого состояния психической неуравновешенности вследствие гиперпротекции и неустойчивости воспитательных воздействий, предпочтения в юноше детских качеств, проекции на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тип агрессивной девушки формируется при воспитании в духе повышенной моральной ответственности, для которого характерно сочетание высоких требований к девушке с пониженным вниманием к ней со стороны родителей, минимальной заботой о ней (Рис.39, приложение). На этот подход к воспитанию девушки также накладывается приверженность родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения.

Агрессивность у девушек может возникать и вследствие возникновения негативных психических состояний. В частности, авторитарной гиперпротекции и жесткой гипопротекции. Первая, которая усиливает невротические и психотические тенденции, характеризуется сочетанием больших затрат времени родителей на воспитание ребенка, жесткой системой запретов и ограничений свободы и самостоятельности, неадекватно завышенными или заниженными требованиями, с одной стороны, и полным игнорированием потребностей ребенка, предпочтением строгих наказаний, с другой. Вторая, которая усиливает психотические и депрессивные тенденции, отличатся отсутствием внимания родителей к вопросам воспитания ребенка, недостаточным стремлением к удовлетворению его потребностей, минимальным количеством обязанностей ребенка в семье при предъявлении к нему большого количества требований, а также установлении жесткой системы ограничительных и карательных мер (запретов и санкций).

Особенности стилей семейного воспитания детей с деструктивной направленностью агрессивного поведения.

Данные корреляционного анализа, полученные в ходе обработки результатов исследования, позволили изучить особенности родительско-детских отношений в семьях, где воспитывались дети подросткового и юношеского возраста с деструктивной направленностью агрессивного поведения.

Тип агрессивного подростка (мальчика) с деструктивной направленностью чаще всего формируется в семьях со скрытой гипопротекцией (Рис.40, приложение). Этот стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Требование к ним достаточно высоки, иногда выше их реальных возможностей. Вместе с тем, выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, т.к. никак не контролируется со стороны родителей.

Враждебность у подростков может являться следствием негативного эмоционального состояния, которое связано с условиями воспитания в семье. Обращает на себя внимание тот факт, что у мальчиков, имеющих невротические и депрессивные тенденции, родители отдают предпочтение воспитанию в атмосфере требовательного обращения к ребенку. Для этого стиля характерно недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка, отсутствие интереса к его увлечениям и переживаниям, проявление эмоционального отчуждения, сниженный контроль за поведением ребенка. Но вместе с тем к подростку предъявляются чрезмерно высокие требования, часто не соответствующие его возрастным и психологическим особенностям.